Разработка урока "Средневековые рыцари", 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели:

  1. Познакомиться с понятиями “рыцарь”, “рыцарство”, как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями.
  2. Развивать умение работать с документами, заданиями творческого характера, с учебником.
  3. Воспитание толерантного отношения через парные и групповые виды работы.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-состязание, с применением элементов инновационных технологий.

Оборудование: технические средства для просмотра презентации, карточки, альбомные листы, цветные карандаши, конверты с заданиями, тест.

План урока:

  1. Кодекс рыцарской чести.
  2. В рыцарском замке.
  3. “Прирожденные воины”.
  4. Рыцарский турнир.

На доске: рыцарь, турнир, донжон, акколада.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

- Скажите, кто из вас знает, кто такие рыцари?

- Какие литературные произведения или фильмы вы знаете, рассказывающие о рыцарях?

Очень часто в литературных произведениях и художественных фильмах образ рыцарей идеализируется и не дает четкого представления об истинном образе. Поэтому сегодня мы познакомимся с понятиями “рыцарство”, “рыцарь” с точки зрения исторической науки. А также рассмотрим, как жили рыцари средневековья, их основные занятия. Это и есть цель нашего урока.

2. Работа с презентацией. (Приложение 1) (Презентация)

Во время прослушивания теоретического материала, учащиеся делают пометки на листах-опросниках. После прослушивания блока, коллективная работа над вопросами. После проработки каждого блока, делается вывод.

Вопросы к презентации:

  1. Почему рыцарем могли быть только очень состоятельные люди?
  2. Что собой представлял обряд акколада?
  3. Что такое Кодекс рыцарской чести? Всегда ли выполнялся Кодекс рыцарской чести?
  4. Каким наукам обучались рыцари?
  5. Для чего служил донжон?
  6. Каким образом осуществлялась защита замков?
  7. Что со временем изменилось в устройстве замков?
  8. Кто был основным источником информации для жителей замков?
  9. Каким оружием пользовались рыцари?
  10. Какое значение имел меч в жизни каждого рыцаря?
  11. Как воевали рыцари?
  12. Назовите достоинства и недостатки рыцарской конницы?
  1. Назовите обязательный обряд перед рыцарским турниром?
  2. Почему использование настоящего оружия на турнире было запрещено?
  3. Какое значение имели турниры в жизни рыцарей?
  4. Кто определял победителя на турнире?

3. Игра “Рыцарский турнир”

- Чем занимались рыцари в мирное время?

Вот и мы давайте проведем турнир, где в качестве рыцарей будете выступать вы.

(Класс делится на три группы, участники садятся таким образом, чтобы более сильные ребята садились за последние парты)

1 группа – нарисовать, соблюдая все правила, рыцарский щит.

2 группа – работает с учебником, задание – разгадать кроссворд и ключевое слово к нему.

Кроссворд

  1. Так называли всех, кто в Средние века владел землями с крестьянами.
  2. Помощник рыцаря.
  3. Обряд посвящения в рыцари.
  4. Свод законов у рыцарей.
  5. Тяжеловооруженный конный воин.
  6. Вытканная картина.
  7. Воинское состязание.
  8. Жилище рыцаря.
  9. Главная святыня рыцаря, передающаяся по наследству.

Вопрос: Какое слово получилось по вертикали, что оно означает?

3 группа – “Одень рыцаря”. Из предложенных элементов составить образ средневекового рыцаря, зафиксировать на бумаге. (Приложение 2)

4 группа – Задание - прочитать документ и ответить на вопросы.

§ 3. Каждый может отказаться от поединка с тем, кто низшего по сравнению с ним рождения. Тому, кто выше стоит по рождению, нижестоящий не может отказать в поединке по мотивам высшего рождения, если только тот его вызвал…

§ 4. Судья может дать двух посланцев каждому из тех, которые должны сражаться, и они должны следить за тем, чтобы те были вооружены по правильному обычаю… Мир должен быть обеспечен на поле под страхом смертной казни, чтобы никто не мешал их поединку. Каждому из них судья должен дать по человеку, который имеет палку. Они ни в коем случае не должны мешать, кроме как если один из них упадет, тогда он должен простереть между ними (сражающимися) палку…

Вопросы:

- Какой способ выяснения отношений существовал у рыцарей?

- Кто мог назначить поединок?

- Кто регулировал поединок?

- Кто из рыцарей в споре считался правым?

- Можно ли было считать, что такой способ выяснения отношений был абсолютно верным?

5 группа – Вставьте в текст подходящие по смыслу слова.

Солнце стояло уже высоко, когда проснулся сеньор. Он лег за полночь после … со своими друзьями. В его … было сыро, холодно, в окнах не было стекол, поэтому он велел разжечь камин. Только здесь сеньор мог быть спокоен, потому что его дом был настоящей … … он строил долго. Выбрал высокий …, у подножия которого протекала … Велел возвести стены, смонтировать на цепях ….

После завтрака велел позвать своего … Вместе они проверили военное снаряжение. …, …, … - все было в полном порядке. Сеньор мог участвовать в рыцарском ….

Все задания выполняются одновременно.

Пока экспертная группа подводит итоги, дается задание.

Составить рассказ “Один день из жизни рыцаря” (Каждая команда по предложению, повторяться нельзя)

Молодцы, вы достойно защищали честь своей команды. Но средневековый рыцарь не подчинялся коллективу, предпочитая действовать самостоятельно. Поэтому давайте посмотрим, как вы можете работать самостоятельно.

4. Рефлексия. Тест

1. Тяжеловооруженный конный воин назывался:

А) богатырь
Б) рыцарь
В) кучер

2. Рыцари были профессиональными:

А) военными
Б) лекарями
В) поварами

3. У кого европейцы позаимствовали стремя:

А) римлян
Б) греков
В) кочевников

4. Обряд посвящения в рыцари называется:

А) акколада
Б) причастие
В) венчание

5. Высокая, отдельно стоящая башня называется:

А) темница
Б) донжон
В) крепость

6. Свои подвиги рыцарь посвящал:

А) родителям
Б) прекрасной даме
В) королю

7. Воинское состязание рыцарей называется:

А) турнир
Б) дуэль
В) спаринг

8. Рыцари были истинными:

А) язычниками
Б) мусульманами
В) христианами

9. Родовую принадлежность рыцаря можно определить:

А) по паспорту
Б) по гербу
В) по карете

10. Вход в замок преграждал:

А) подвесной мост
Б) стражники
В) служебные собаки

5. Подведение итогов.

Лист самопроверки. Учащиеся сами выставляют себе оценку за урок.

Контрольный лист

* Вставьте в текст подходящие по смыслу слова.

Солнце стояло уже высоко, когда проснулся сеньор. Он лег за полночь после пира со своими друзьями. В его замке было сыро, холодно, в окнах не было стекол, поэтому он велел разжечь камин. Только здесь сеньор мог быть спокоен, потому что его дом был настоящей крепостью. Замок он строил долго. Выбрал высокий холм, у подножия которого протекала река. Велел возвести стены, смонтировать на цепях мост.

После завтрака велел позвать своего оруженосца. Вместе они проверили военное снаряжение. Копье, меч, доспехи - все было в полном порядке. Сеньор мог участвовать в рыцарском турнире.

Ключ к тесту:

1 – б; 2 – а; 3 –в; 4 – а; 5 – б; 6 – б; 7 – а; 8 – в; 9 – б; 10 – а.

Кроссворд

1 - Феодал; 2 – Оруженосец; 3 –Акколада; 4 – Кодекс; 5 – Рыцарь; 6 – Гобелен;

7 – Турнир; 8 – Замок; 9 - Меч

Ключевое слово - Феодализм