Технология проектного обучения на уроках математики

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме.
  2. Формирование познавательных навыков учащихся, их умений самостоятельно анализировать результаты исследований.
  3. Развитие творческих способностей учащихся путем вовлечения их в проектную деятельность.
  4. Воспитание личностных качеств учащихся: их самовыражения, активности, мобильности, умения общаться, воспитание общей культуры.

Оборудование урока: компьютер, раздаточный материал (тестовые задания, опорные схемы, карточки для индивидуальной работы), контрольно-оценочные листы, творческие отчеты групп.

Контрольно-оценочный лист творческой группы

Фамилии учащихся:

Этапы Задания Достижения Баллы
I Поисково-исследовательский Сбор и анализ информации, выбор варианта  
II Технологический Практическое выполнение мини-проекта  
III Оценочно-результативный Защита проектов, творческие отчеты  
Итоговое количество баллов  
Итоговая отметка  

Ход урока

1. Вступление

О, математика моя,
Тебе в любви признаюсь я.
Я словно крылья обретаю,
Когда страниц твоих листаю.

(Здесь и далее свои стихи читает учитель)

Сегодня на уроке мы перелистаем страницы самой удивительной темы, которая красной нитью проходит через весь школьный курс математики.

(Сообщение темы урока, постановка его целей и задач)

2. Подготовка к творческой части

Чтоб математику учить,
Её сперва нужно любить.

Посмотрим, как у нас в действительности обстоят дела в этом плане по отношению ко всем изученным уравнениям.

(На экран выводится диаграмма (приложение 1), составленная по результатам анкетирования (приложение 2)).

Проанализировав данные из анкет, и учтя возможности и способности учащихся, мы создали семь творческих групп. Каждая из них работала по своей конкретной теме и на данный момент прошла уже 2 этапа проектной деятельности: поисково-исследовательский (сбор и анализ информации, выбор варианта) и технологический (практическое выполнение мини-проекта). Впереди последний этап – оценочно-результативный.

3. Первичное погружение в тему

На столах учащихся – листы с опорными схемами (приложение 3), а на доске записаны следующие уравнения (причем №2, №6, №7, №9 и №15 включены в тесты; №1, №4, №12 и №17 используются для индивидуальной работы; №5 и №18 – для устной работы; №3, №8 и №11 предлагаются в качестве домашнего задания I группе, остальные – в качестве домашнего задания II группе):

1. 2. 3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
10. 11. 12.
13. 14. 15.
16. 17. 18.

Итак, приступаем к выполнению первого задания:

а) проведите классификацию предложенных уравнений по виду (расставьте порядковые номера в опорных схемах);

б) сравните полученные результаты с образцом выполнения, представленным на экране, и сделайте соответствующие выводы.

4. Информация для размышления

Готовясь к уроку, работая в своих группах, каждый из вас решал уравнения конкретного вида, причем различными методами. Однако среди них есть 3 универсальных, которые можно в равной степени использовать при решении уравнений практически всех видов. Что это за методы? Только не торопитесь с ответом. Мы к этому обязательно вернемся, но чуть позже.

5. Вторичное погружение в тему

Чтоб математику понять,
Её детально нужно знать.

Насколько мы знаем тему в деталях, попробуем разобраться в ходе следующей работы:

а) выполните тестовые задания, составленные из тех уравнений, решение которых не вызывает у вас никаких затруднений (приложение 4);

б) те, у кого имеются карточки для индивидуальной работы, выполните содержащиеся в них задания (по окончании решения учащиеся оформляют их на доске);

в) проверьте результаты выполнения тестов, используя ключевые слова.

(для I варианта ключевое слово “минус”; для II варианта – “синус”).

6. Собственно творческая часть

Чтоб математикой увлечь,
Вниманье нужно к ней привлечь.

Попробуем убедиться, насколько удастся привлечь внимание одноклассников к своей теме членам всех наших творческих групп.

Напомним, что их главная задача состояла в том, чтобы не только отразить особенности выбранной темы, но и попытаться сделать это необычным образом. Предоставляем им слово.

Защита проектов I блока (на мониторе, сменяя друг друга, появляются проекты ( приложение 5 ), члены групп поочередно дают комментарии к ним и представляют свои творческие отчеты):

  1. Линейные и квадратные уравнения.
  2. Иррациональные уравнения.
  3. Показательные уравнения.

Подведем мини-итоги: все проекты интересны, материал представлен необычно и подобран вполне удачно.

Как награду за удачу,
Предлагаю всем задачу:

Не проводя громоздких вычислений, а еще лучше устно, решите следующие уравнения: а) ; б) (Ответы: х=2; х=1)

Каким методом? Безусловно, функционально-графическим.

Функционально-графический метод – один из самых мощных современных методов решения уравнений. Его использование подразумевает мысленное соотнесение особенностей и свойств функций с их графиками и тем самым делает его достаточно простым и оригинальным.

7. Физпауза

Как известно, в течение урока большая часть напряжения (около 80 %) приходится на глаза, и чтобы как-то снять его, предлагаю вам чуть-чуть расслабиться и посмотреть на экран (приложение 6).

8. Продолжение творческой части

Чтоб с математикой дружить,
Во всем логичным нужно быть.

Нет сомнения в том, что уравнения, которые предложат нам члены следующих творческих групп, без логики осилить практически невозможно. Сейчас мы в этом убедимся.

Защита проектов и представление приложений II блока (на мониторе, сменяя друг друга, появляются проекты ( приложение 7), члены групп поочередно дают комментарии, представляют свои творческие отчеты):

4. Логарифмические уравнения

5. Тригонометрические уравнения

6. Уравнения с модулем

7. Уравнения с параметром

Члены этих творческих групп так увлеклись, что подготовили не только свои проекты, но еще и практические приложения к ним.

Ни для кого не секрет, что тригонометрический материал и логарифмы – слабое звено школьного курса математики, а уравнения с модулем и с параметром изучаются лишь поверхностно. Эту проблему в какой-то степени и помогут решить методические пособия и тренажеры (приложение 8, приложение 9, приложение 10, приложение 11).

А теперь обратимся к записям на доске и еще раз повторим алгоритмы решения тригонометрических, логарифмических, параметрических уравнений и уравнений с модулем.

На доске заранее подготовлены решения следующих уравнений:

; ; ; = .

Давайте вернемся к вопросу об общих методах и назовем их, тем более что каждый из них непосредственно использовался в процессе нашего урока. Это метод разложения на множители, метод введения новых переменных и функционально-графический метод.

Очевидно, что правильно выбранный метод позволяет упростить решение любого уравнения, сделать его рациональным и более доступным.

9. Подведение итогов

Наступает самый ответственный момент – время подведения итогов и оценки деятельности каждой группы:

а) оценка деятельности групп II блока и анализ проделанной работы. Заполнение оценочных листов и обоснование выставленных итоговых отметок;

б) оценка деятельности групп I блока и анализ проделанной работы. Заполнение оценочных листов и обоснование выставленных итоговых отметок.

Домашнее задание

Если вы получили отметку 4, то решите уравнения №3, №8 и №11.

Если вы получили отметку 5, то решите уравнения №10, №13, №14 и №16.

Урок подходит к концу. Наш урок – результат совместной творческой деятельности. Что нужно для того, чтобы она не только состоялась, но и дала положительные результаты?

Ответ очень простой:

Учеников нужно любить
Общенье с радостью дарить.

Их постепенно приучать,
Запас свой знаний пополнять.

Их постоянно развивать,
К активным формам побуждать.

Их непременно поощрять,
К реальной жизни приобщать.

Что дала вам работа над проектом? Именно с таким вопросом я обратилась к вам, ребята, перед началом урока. Признаюсь честно, ваши ответы порадовали меня. Вот некоторые из них:

Работа над проектом позволила мне более глубоко окунуться в мир формул, знаков и чисел. (Жучкова Ю.)

Работа над проектом расширила мое представление о показательных уравнениях. (Волобоева Д.)

Работа над проектом дала нам возможность взглянуть на математику в целом совсем с другой стороны, вызвала глубокий интерес к ней. (Зулкайдаева А., Степанова Е.)

Проект позволил нам глубже познать тему “Иррациональные уравнения”.

(Травов И.)

Работа над проектом помогла мне “подружиться” с тригонометрией. (Ямина Н.)

Работа над проектом еще больше сплотила нас. (Лобова Е.)

10. Заключение

О, математика моя,
Тебе в любви признаюсь я.
Я словно крылья обретаю,
Когда страниц твоих листаю.

Тобой живу, тобой дышу,
Тебя в груди своей ношу.
И вот уж три десятка лет
Тебя боготворю я, и это не секрет.

О, математика моя,
Теперь познала я сама,
Что ты – царица, ты – искусство,
Что ты – гимнастика ума.