Цели:
- формировать у детей действия интонирования, протягивания, пропевания звука в слове, научить их выделять в первый слове звук;
- обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками без введения соответствующих терминов.
1. Знакомство с новыми героями Страны слов – звуковичками.
– Сегодня мы с вами впервые отправимся в звуковой лес. Что это за лес, кто там живет? Сейчас узнаете. Закройте глаза и послушайте, как нас приветствуют обитатели звукового леса.
(Включается запись: жжж, ззз, ррр, ооо, ввв, ааа, ллл, ффф.)
– Как вы думаете, кто живет в звуковом лесу?
– Разные звери и насекомые живут в обычном лесу, а в нашем волшебном звуковом лесу главные жители – звуковички. Звуковички разносят звуки в воздухе, и мы их слышим. А увидеть звуки можно? Нет, нельзя. Каждый звуковичок несет какой-нибудь один звук. Звуковичок по имени [о] поет [ооо]. Спойте вместе с ним.
– Какую песенку поет звуковичок по имени [а]? Пропойте его песенку.
– Звуковичок по имени [т] тарахтит [ттт]. Произнесите этот звук вместе с ним.
– Есть звуковичок, который умеет петь так, как будто ветер завывает. Кто догадался, какая у него песенка? [ууу]. Как зовут этого звуковичка?
– А теперь послушайте: [ввв]. На что похоже? (Едет машина, работает мотор).
– А как зовут звуковичка, который умеет сигналить как машина? [б’].
– Теперь давайте познакомимся со звуковичками поближе. (с. 15 Букваря).
– Что нарисовано на крылышках у первого звуковичка? (ландыш) Этого звуковичка зовут [л]. Почему у него на крылышках нарисован ландыш?
– Что нарисовано на крылышках у второго звуковичка? Как узнать его имя? Как зовут этого звуковичка?
– Что еще можно нарисовать звуковичку на крылышках? Придумайте слова для него, которые начинаются на звук [ш].
Аналогичная работа проводится с другими звуковичками [ф], [з], [м].
2. Упражнение в выделении первого звука в слове. (с. 16)
– Как зовут звуковичка? ([с] – солнышко)
– Рядом нарисованы мальчик и девочка и много разных предметов. Давайте их назовем.
– Какие из этих предметов подходит для звуковичка?
– Можно его угостить печеньем? (нет) Почему? (Потому что он любит только то, что начинается на его звук [с]).
– Звуковичок [с] благодарит вас: вы нашли для него столько подходящих предметов! А теперь звуковичок [с] хочет найти среди вас самых близких друзей. В Стране слов самыми близкими друзьями становятся те, чьи имена начинаются на один и тот же звук. Кто у нас в классе может стать самым близким другом звуковичка [с]?
3. Практическое знакомство с мягкими и твердыми согласными звуками. (с. 17 Букваря)
– Кто нарисован на странице?
– Как вы думаете, у льва и лошади один общий друг звуковичок или разные? Почему?
– На какой звук начинается слово лев? А слово лошадь?
– Какие звуковички дружат с петухом и попугаем?
– Произнесите слово так, чтобы был четко слышен первый звук. В слове верблюд такой же первый звук? [в’]
– Назовите звуковичков, которые дружат с мишкой и мухой.
4. Закрепление изученного. (Букварь с. 18–19)
– Звуковичок по имени [к] растерял свои предметы. Помогите ему их собрать. Найдите на с. 18 – 19 все, что начинается на звук [к], отметьте рисунки галочкой. Дома эти рисунки можно раскрасить.
5. Итог урока.
– Где вы сегодня побывали?
– С кем вы познакомились в звуковом лесу?
– Что вы узнали о звуковичках?