Одной из важнейших задач современной школы является содействие максимально полной реализации личностного потенциала человека, а одним из принципиальных условий для этого является высокий уровень его здоровья, от состояния которого зависит не только его физический потенциал, но и состояние его работоспособности, формирование жизненных и социальных мотиваций и многое другое. В связи с этим сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни является сегодня одной из приоритетных задач системы образования. Без решения данной проблемы у нашего образования нет будущего.
В Кемеровской области, как и в целом, по России, происходит увеличение количества детей с проблемами развития. В последнее время особое внимание уделяется здоровью подрастающего поколения. По данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России только 14 % детей школьного возраста являются практически здоровыми, 50 % - имеют функциональные отклонения, 35-40 % - хронические заболевания. Ко времени окончания школы у каждого четвёртого выпускника наблюдается патология сердечно-сосудистой системы, у каждого третьего – близорукость, нарушение осанки. Как показывают исследования НИИ гигиены и профилактики заболевания детей, подростков и молодёжи Госкомсанэпиднадзора России, учебно-воспитательный процесс особенно отрицательно сказывается на психосоматическом здоровье: отклонения со стороны нервной системы в 10-м классе регистрируются у 32,6 % девушек и 16,4 % юношей, а 50% учащихся нуждаются в помощи психолога.
Такое состояние здоровья – результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, но и следствие серьёзных недостатков в деятельности образовательного учреждения, включая несоблюдение психолого-педагогических требований к организации учебного процесса, низкую эффективность физического воспитания учащихся и др.
Ситуация в нашем регионе была бы более критической, если бы ещё с 1992 года в области не стали активно внедрятся мероприятия, направленные на формирование и укрепление здоровья подрастающего поколения.
В Кузбассе интенсивно и целенаправленно при поддержке областной и муниципальной администраций в течение ряда лет развивается валеологическое движение, основанное на строго научном подходе к проблемам формирования, сохранения и укрепления здоровья. В КемГУ и его филиалах, ОПВЦ, КРИПКиПРО, КузГПА, НИПК апробирован целый комплекс научных практических и психолого-физиологических разработок, целевым назначением которых является здравоцентристская парадигма, направленная на сохранение интеллектуального, психического и физического здоровья обучающихся на всех этапах образования.
Сохранение здоровья учащихся школ во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию и сохранению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.
Поскольку на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, психолого-педагогических, социально-гигиенических, экологических и других факторов, решение проблемы формирования здоровьесберегающей образовательной деятельности должно включать:
- оценку санитарно-эпидемиологического благополучия окружающей ребенка среды и условий жизнедеятельности - широкого комплекса эколого-гигиенических, социально - экономических, внутрижилищных, внутрисемейных и школьных факторов;
- научное обеспечение нормативного распределения детей по группам здоровья и группам физического воспитания;
- разработку и реализацию профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на уменьшение уровня заболеваемости; снижение уровня функциональной напряженности детей и педагогов; восстановление обратимого резерва здоровья;
- реализацию режимов жизнедеятельности с учетом индивидуальных особенностей организма и личности, “критических” периодов индивидуального развития, оценку степени наследственно обусловленных компонентов адаптивности к учебным и внеклассным нагрузкам;
- работу с семьей по повышению уровня компетентности в вопросах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- организацию здоровьесберегающего учебного процесса;
- создание оптимальных условий для учебной и внеклассной деятельности;
- организацию системы мероприятий по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Суть внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс заключается в комплексной медико-физиологической и социально-психологической оценке условий труда, воспитания и обучения, позволяющей создать систему предпосылок для формирования здорового образа жизни, осуществлять мониторинг показателей индивидуального развития, прогнозировать вероятные изменения состояния здоровья детей школьного возраста и проводить соответствующие коррекционные и реабилитационные мероприятия с целью обеспечении успешности учебной и внеклассной школьной деятельности, ее минимальной физической и нервно-психической “стоимости”.
Школа в силах создать условия для сохранения и развития здоровья учащихся и главным компонентом для решения этой проблемы является разработка программы по здоровьесберегающему сопровождению воспитательно-образовательного процесса.
Основная цель нашей школы - создание условий для развития личности с сохранным здоровьем, способной к самореализации, самоопределению как ведущей потребности, являющейся внутренним стимулом человеческой деятельности.
Такая цель деятельности школы подтолкнула нас к созданию представленной программы, которая, на наш взгляд, способна не только удовлетворить образовательные потребности обучающихся, но и обеспечить условия для эффективного самоопределения обучающихся, то есть реализовывать идею личностно-ориентированного обучения, в основе которого лежит гуманистический подход.
Это требует внесения изменений, как в систему управления, так и в структуру и содержание воспитательно-образовательного процесса обучения.
Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основных изменение, являются:
- Идея обновления структуры управления школой;
- Идея “гибкой организации воспитательно-образовательного процесса, учитывающей типологические и возрастные особенности обучающихся профильных классов, их способности и склонности” (Шевякова, О. Н.2005г)
- Идея построения системы здоровьесберегающей сопровождения обучения на всех этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- Идея личностного и профессионального развития педагогов;
- Идея воспитания развивающейся, самоопределяющейся личности с высоким уровнем социальной и психо-физиологической адаптации.
Паспорт комплексно-целевой Программы
Наименование Программы | “Организация здоровьесберегающей деятельности муниципального общеобразовательно учреждения “Средняя общеобразовательная школа № 9 города Белово”. |
Заказчик Программы | Администрация МОУ “СОШ №9 города Белово” |
Разработчик Программы | Директор МОУ “СОШ № 9 города Белово” Гобрик Елена Николаевна |
Основания для разработки | Конституция РФ, Закон “Об образовании”, Концепция модернизации школы до 2010г., методические рекомендации Центра образования и здоровья МО РФ и института возрастной физиологии РАО, Устав школы, Положение школы об образовательном учреждении, городская программа “Здоровый образ жизни”. Решение педагогического совета протокол № 1 от 25.08.06 |
Цель Программы | Организация специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, укреплению и сохранению здоровья учащихся |
Сроки и этапы реализации Программы | Реализация программы будет
осуществляться в течение 2006 – 2009гг в три этапа: На подготовительном этапе 2006 г. предусматривается:
На основном этапе 2007 г. предусматривается:
На заключительном этапе 2008-2009 гг. предусматривается:
|
Источники финансирования | Бюджетные средства. Привлечение внебюджетных средств, спонсорская помощь |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
|
Организация контроля исполнения программы | Мониториг по итогам полугодия, года и отчёт на совещании при директоре: медработника, психолога, заместителей директора по УВР, ВР |
Анализ научной литературы и практической деятельности общеобразовательных учреждений подтвердил гипотезу о том, что организация здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательной школе - это сложный, целенаправленный процесс, включающий комплекс взаимосвязанных способов, методов, подходов, мероприятий.
Предложенная Программа будет способствовать формированию у обучающихся и педагогов потребности в сохранении, укреплении и развитии здоровья. Анализ результатов реализации начальных этапов экспериментальной работы подтвердил адекватность и научную обоснованность разработанной нами комплексно целевой программы “Организация здоровьесберегающей деятельности в муниципальном образовательном учреждении “Средняя общеобразовательная школа № 9 города Белово”.