Урок — обучение грамоте по теме "Работа с буквой -З-"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • упражнять в выделении звуков в словах, давать им характеристику;
  • упражнять в узнавании изученных букв;
  • формировать навык чтения слов с изученными буквами;
  • формировать навык чтения сочетаний букв, слогов, слов, предложений;
  • способствовать развитию фонематического слуха, внимания, речи, мышления, памяти учащихся;
  • воспитывать интерес к чтению:
  • воспитывать чувство взаимопомощи и ответственности;
  • развивать фантазию, творческое воображение учащихся.

Оборудование:

  • доска,
  • "Букварь" Д.Б.Эльконина,
  • фишки согласных и гласных,
  • карточки со слогами,
  • картинки со словами с буквой З, "карты" с тв/мяг. звуками,
  • конверты с буквами гласных,
  • буквы гласных на магнитах,
  • рисунки: Тима и Тома, Лесовичка, девочки Почемучки,
  • сигнальные "ключики".

Ход урока

1. Организационный момент. Постановка цели урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Наша цель -доставить букву З в город букв и вернуть ее в свой домик.

- Это очень важная и опасная дорога, на которой нам встретятся много преград, которые мы должны преодолеть. Что мы с собой должны взять в путь?

Девиз: "Ум человеческий имеет три ключа, все открывающие: знание, мысль, воображение, - все в этом".

- Кроме этих трех ключей мы должны, как настоящие путешественники, взять с собой смелость и веру в удачное завершение нашего дела.

2. Актуализация знаний.

- Смелость у вас есть? А вера в удачное завершение дела? А вот есть ли у вас знания, хочет проверить наша постоянная гостья – девочка Почемучка [ на доске рисунок девочки]/ Задайте за нее вопросы про эту букву и звуки, которые она обозначает.

[Дети сами задают вопросы о букве:

Это буква согласного или гласного? Почему?

Это буква глухая или звонкая? Почему?

Парная ли она? По каким признакам? Какую имеет пару?

Она выполняет две работы?

Какие звуки она обозначает?

(на поставленный вопрос сразу отвечают другие дети)]

3. Мотивация.

- А стоит ли нам начинать опасное путешествие из-за одной буквы З? Может она нам и не так нужна? Зачем она нам может понадобиться?

[Ответы детей:

Читать слова с этой буквой.

Писать слова с ней.

Верно произносить звуки, для красоты и правильности речи.

Различать этот звук в словах.

Использовать на других учебных предметах.]

4. Осмысление и закрепление изученного материала.

- Знаний у вас тоже вполне достаточно.

- Но вдруг вы потеряетесь или отстанете по пути. Чтобы этого не произошло, буква З предлагает вам такие кричалки-звалки:

Чистоговорка:

ЗИ – ЗИ – ЗИ ... (от тихого к громкому)

ЗА – ЗА – ЗА ... (от громкого к тихому)

ЗО – ЗО – ЗО ... (отрывисто)

ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ ... (шепотом)

ЗЁ – ЗЁ – ЗЁ ... (вопросительно)

(Покажите фишкой, какую работу здесь выполняет буква З. Почему?)

- Ну что-же, отправляемся в путешествие.

- А вот и первая преграда – два разобранных моста. Только по ним мы сможем перебраться. На концах мостов нас ждут наши старые знакомые. Кто это? (Тим и Том) Чтобы к ним перебраться, надо достроить мосты: распределить буквы гласных в зависимости от того, какую команду они отдают.

- Для выполнения этой работы вам понадобится ваше внимание, знания и дружность, т. к. будете работать в парах [На каждой парте приготовлена карточка (см. Приложение 1) и комплект букв гласных, вырезанных из картона]. Двое ребят будут знатоками строительства-прорабами, чтобы вы потом могли проверить свои работы и мы не провалились на мостах [два человека работают за доской с комплектами букв гласных на магнитах]. А две пары будут готовить сюрприз для Тима и Тома: распределять рисунки с предметами в зависимости от работы, которую выполняет в слове буква З [дети получают наборы карточек с рисунками (см. Приложение 2 а, Приложение 2 б)]/

- Проверяем. Покажите сигнальными "ключиками", верно ли вы выполнили задание. Можно ли нам перебраться через мосты?

- А теперь ребята приподнесут сюрпризы Тиму и Тому. Тим и Том приготовили нам волшебные слоги и сочетания букв с буквой З, если мы прочтем их верно, то нам откроется путь в волшебный лес.

Д:

ЗЫ УЗ АЗУ

АЗ ЗЕ ИЗА

ИЗ ЗЭ ЮЗЫ

ЗЮ ЁЗ ОЗЯ

ЯЗ ЗО ЯЗЁ

(Чтение с заданием: - прочитать прямые слоги из 1 и 2 столбиков;

  • прочитать обратные слоги из 1 и 2 столбиков;
  • прочитать 3 столбик;
  • прочитать слоги и сочетания, где З будет выполнять мягкую работу;
  • прочитать, где З выполняет твердую работу.)

ФИЗМИНУТКА

- Мы в заколдованном лесу. Но где же дорога, по которой нам идти? Деревья закидали дорогу слоговыми листьями. Нам необходимо из этих слогов составить слова, использовать все листочки, но в словах должна быть буква З.

На доске вывешены листочки с написанными слогами:

МО-РО-ЗЫ РЕ-ЗИ-НА ГРО-ЗА ЗА-КОЛ-КА МА-ЗИ КОР-ЗИ-НА

- Прочитайте эти слова. Поставьте ударение. Составьте звуковые схемы слов: резина, гроза ( на партах и у доски).

- Идем дальше по чистой дороге. Кто это появляется? Старичок – Лесовичок. Надо спросить у него дорогу, но он все время прячется. Наверное хочет проверить насколько мы внимательные и хорошие следопыты.

5. Применение изученного материала. Работа с учебником.

- Откройте учебник на с. 31 (верх). Найдите текст. Сколько букв З здесь спрятались? (7 штук). Найдите и прочитайте слоги с этой буквой. Какую работу в них выполняет буква З? Прочитайте слова с буквой З.

- Лесовичок понял, что мы очень внимательные следопыты и все равно его найдем. Теперь он просит почитать ему что-нибудь. Давайте прочитаем этот текст. Сколько в нем предложений?

- Не очень интересным показался наш рассказ. Придумайте продолжение этому рассказу. (2 человека)

- А вот какое продолжение придумала к этой истории детская поэтесса А. Л. Барто. (двое детей читают стихотворение "Резиновая Зина").

Купили в магазине
Резиновую Зину,
Резиновую Зину
В корзинке принесли.
Она была разиней
Резиновая Зина,
Упала из корзины,
Измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине
Резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине
И пальцем погрозим:
Не будь такой разиней,
Резиновая Зина,
А то отправим Зину
Обратно в магазин.

- Понравились наши рассказы и стихи Лесовичку.

6. Итог урока.

- Вот мы и вышли к городу Букв. Помогли ли нам три ключа?

- Где же будет жить наша буква З? Какого цвета маркер мне нужно взять, чтобы записать ее?

- Вы довольны путешествием? Все ли у вас получилось? Я думаю, после нашего занятия вы стали умнее, лучше чем вчера .