Задачи урока:
- Провести исследования физических закономерностей: силы упругости от деформации пружины; циклической частоты, периода и координаты колеблющегося пружинного маятника от массы груза.
- Закрепить умения выполнять вычисления и строить графики с помощью табличного процессора MS Excel.
- Совершенствовать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
- Продолжить формирование навыков самостоятельной работы.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, модель пружинного маятника, набор грузов.
План урока:
- Повторение.
- Выполнение практических индивидуальных заданий.
- Подведение итогов самостоятельной работы.
- Закрепление знаний.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Вопросы для повторения (фронтально):
Учитель физики:
- Что называют математическим маятником?
- Сформулируйте закон Гука.
- Как определяется по формуле период свободных колебаний пружинного маятника?
- Как рассчитать циклическую частоту свободных колебаний пружинного маятника?
- Что называют уравнением свободных гармонических колебаний?
Учитель информатики:
- Назовите основные структурные единицы электронных таблиц.
- Как определяется адрес ячейки?
- Перечислите основные типы данных в работе с электронными таблицами?
- Какое выравнивание применяется по умолчанию к тексту? К числу?
- Что необходимо помнить при вводе формул?
- Что такое маркер заполнения? Какова его функция?
2. Выполнение практических индивидуальных заданий.
Учитель физики делит класс на группы и формулирует задания.
Группа № 1. Исследовать зависимость силы упругости, возникающей при растяжении пружины, от ее деформации.
Группа № 2. Исследовать зависимость циклической частоты колебаний груза на пружине от его массы.
Группа № 3. Исследовать зависимость периода колебаний груза на пружине от его массы.
Группа № 4. Исследовать зависимость координаты колеблющегося груза на пружине от его массы.
Учитель информатики обращает внимание на
оформление задачи и выделяет следующие этапы:
Группы выполняют задания в электронных таблицах Microsoft Excel.
3. Подведение итогов самостоятельной работы.
Учитель физики. Группа №1исследовала зависимость силы упругости, возникающей при деформации пружины.
Результат работы:
Зависимость силы упругости от деформации пружины выражает закон Гука F = kx, где k = 7,5 Н/м, растяжение пружины меняем от 0 до 6 см с шагом в 1 см.
X | 0 |
0,01 |
0,02 |
0,03 |
0,04 |
0,05 |
0,06 |
F1 | 0 |
0,075 |
0,15 |
0,225 |
0,3 |
0,375 |
0,45 |
F2 | 0 |
0,15 |
0,3 |
0,45 |
0,6 |
0,75 |
0,9 |
Контрольный вопрос. Как меняется возникающая в пружине сила упругости при увеличении деформации пружины в 3 раза? (Ответ: на построенном графике видно, что сила упругости увеличивается в 3 раза)
Наблюдаем подтверждение результатов исследования на простом опыте: сравним деформации пружины при подвешивании грузов 1 Н и 3 Н.
Учитель физики. Группа № 2 исследовала зависимость циклической частоты колебаний груза на пружине от его массы.
Результат работы:
Циклическая частота колебаний маятника определяется по формуле = ( k / m)1/2, где k = 7,5 Н/м. Массу груза будем менять от 0,1 кг до 1 кг с интервалом 0,1 кг
0,1 |
0,2 |
0,3 | 0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1 |
|
w | 8,6603 |
6,1237 |
5 |
4,33 |
3,873 |
3,54 |
3,2733 |
3,062 |
2,89 |
2,739 |
Контрольный вопрос. Как меняется циклическая частота колебаний маятника при увеличении массы груза в 4 раза? (Ответ: циклическая частота колебаний уменьшится в 2 раза).
Наблюдаем подтверждение результатов исследования на опыте: при увеличении количества грузов, подвешенных на пружине, циклическая частота уменьшается.
Учитель информатики: работая с электронными таблицами, вы можете не задумываться, как программа выполняет ту или иную операцию и сконцентрироваться на содержании задания.
Учитель физики: исследованием зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы занималась группа №3.
Результат работы: период колебаний груза на пружине рассчитывается по формуле T= 2 (m/ k)1/2 где k = 7,5 Н/м. Массу груза будем менять от 0 кг до 1 кг с интервалом 0,1 кг.
m | 0,0 |
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
T | 6,28 |
6,395 |
6,443 |
6,48 |
6,511 |
6,5382 |
6,5628 |
6,5855 |
6,61 |
6,63 |
6,645 |
Контрольный вопрос. При увеличении массы груза в 4 раза как меняется период колебаний маятника? (Ответ: период колебаний маятника увеличится в 2 раза)
Наблюдаем подтверждение результатов исследования на опыте: при увеличении количества грузов, подвешенных на пружине, период колебаний увеличивается.
Учитель физики: рассмотрим более сложную задачу. Исследование зависимости координаты колеблющегося груза на пружине от его массы провела группа №4.
Результат работы:
Зависимость координаты колеблющегося на пружине груза выглядит так x = А cos t .
Для наглядности графика амплитуду колебаний возьмем 10 см, k = 7,5 Н/м.
Построим два графика в одной системе координат для массы 0,1 и 0,4 кг.
Контрольный вопрос: чем отличаются колебания? (Ответ: периодом и частотой)
Учитель информатики: Когда удобно использовать редактор “Электронные таблицы” для решения задач?
В процессе обсуждения делаем вывод: при решении задач на исследование зависимостей между физическими величинами редактор “Электронные таблицы” позволяют ускорить математические расчеты и наглядно показать зависимость с помощью диаграмм и графиков.
4. Закрепление знаний.
Учитель физики вызывает учащихся к доске и раздает индивидуальные задания. Класс получает эти задания на карточках. На выполнение отводится 15 мин, после чего начинается заслушивание ответов и их обсуждение.
А1. На рисунке представлена зависимость координаты центра шара, подвешенного на пружине, от времени. Период колебаний и амплитуда равны _____________.
А2. При гармонических колебаниях вдоль оси ОХ координата тела изменяется по закону x = 0,02 cos 20пt (м). Чему равна частота колебаний ускорения тела?
А3. Уравнение гармонических колебаний материальной точки, график зависимости смещения от времени которой представлен на рисунке к заданию А1, имеет следующий вид _______________.
А4. Скорость тела массой m = 2 кг изменяется с течением времени в соответствии с уравнением v x= 0,5 sin 5пt. Его импульс в момент времени 0,1с приблизительно равен _______________.
А5. Сколько раз за один период колебаний груза на пружине потенциальная энергия пружины оказывается равной кинетической энергии груза?
В1. Тело массой 0,2 кг колеблется так, что
проекция ах ускорения его движения с
течением времени изменяется в соответствии с
уравнением
ах = 10 sin 0,2пt. Чему равна проекция на ось ОХ
силы, действующей на тело в момент времени 5/3 с?
Полученный ответ округлите до десятых.
5. Домашнее задание. Проанализировать решение задач, ликвидировать ошибки в решениях и выполнить задания до конца.
Итог урока:
Учащиеся закрепили умения выполнять вычисления и строить графики с помощью табличного процессора MS Excel;
Научились проводить исследования физических зависимостей: силы упругости от деформации пружины; циклической частоты, периода и координаты колеблющегося пружинного маятника от массы груза в программе MS Excel.
Литература
- Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев “Физика–11”, “Просвещение” 2006 г.
- ЕГЭ. Физика. Сборник заданий. “Просвещение” 2006.
- ЕГЭ. Физика. Контрольные измерительные материалы 2006–2007. “Просвещение”.
- Н.В.Макарова “Информатика и ИКТ” 10–11-й класс, Питер 2007 г.