Урок окружающего мира в 3-м классе с использованием ИКТ по теме "Наследие Древнего мира"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Расширить знания детей о жизни народов в далёком прошлом, познакомить учащихся с наследием Древнего мира.
  2. Развивать речь, умение делать выводы, классифицировать, составлять мини – проект по изученному материалу
  3. Воспитывать уважительное отношение к достижениям народов мира, коллективизм при работе в группе, интерес к изучаемому предмету.

ХОД УРОКА

Введение в тему.

Вечером вся семья собралась за большим резным столом. Мама открыла шкатулочку, и Дениска увидел много старинных вещей. “Вот это перо, которым писала твоя бабушка свои стихи.

А это чернильница, в которую она наливала свои волшебные чернила. А это знаменитый дедушкин компас, который он смастерил для путешествий по миру. Дениска с восхищением смотрел на диковинные вещи своих знаменитых дедушки и бабушки.

Как же можно назвать вещи, которые достались семье от близких людей? (Ответы детей)

А бывает ли наследство у государства? (Ответы детей) Только называем мы это наследием. (Дети пишут тему урока в тетрадях).

Сегодня мы побываем в первых древних государствах и узнаем, какое наследие они подарили всему миру. Приложение 1. Слайд 1.

Подача нового материала

Очень прославилось в древности государство Вавилония. Знаменитый город Вавилон – одно из чудес света. Приложение 1. Слайды 2, 3. Этот храм люди использовали для жертвоприношений. Но это не главное. Как вы думаете, как ещё могли использовать вавилоняне это высочайшее сооружение? (Ответы детей)

ОБСЕРВАТОРИЯ новое слово, объясняется словарём Ожегова с.42. Приложение 1. Слайд 4.

Вавилоняне наблюдали за небесными телами с этой башни, изучали космос. А что вы уже знаете, благодаря открытиям вавилонян? (Ответы детей)

Работа в группах. А сейчас представьте себя на вершине этой башни и выполните задание.

Две медведицы смеются:
Эти звёзды нас надули,
Нашим именем зовутся,
А похожи на кастрюли.

О чём идёт речь?

(Детям даются листы с изображением большой и малой медведицы). Найдите полярную звезду.

Ребята, какими в древности пользовались видами транспорта? (Ответы детей) Я вам сегодня предлагаю прокатиться на такой вот лодке. Приложение 1. Слайд 5. На этой замечательной лодке мы приплываем ещё в одно государство Шумер. Приложение 1. Слайд 6. Что же изобрели шумеры? Загадка:

4 братца друг за другом гоняются,
а догнать друг друга не могут.

КОЛЕСО Приложение 1. Слайд 7.

Придумывали колесо очень долго – 1000 лет, ведь в природе нигде не было колеса, да и подсмотреть не у кого было. А ещё шумеры изобрели ….показываю детям глиняную дощечку с различными знаками. Что же это? (Ответы детей). Приложение 1. Слайд 8.

Это КЛИНОПИСЬ словарь Ожегова с. 225. Приложение 1. Слайд 9. (Детям даётся в группы глиняная табличка, учащиеся пробуют на ней писать). Трудно, ребята?

Конкурс смекалистых. Шумеры не только писали этими палочками, но и играли ими. Сейчас мы проведём заключительный этап конкурса смекалистых. Приглашаю наших победителей среди девочек и мальчиков. Рома и Саша берут палочки по очереди (1, 2 или 3). Кто возьмёт последний, тот выиграл.

Танцевальная минутка. Звучит музыка. Ребята, вам знакома эта музыка? Да, это сиртаки. (Дети под музыку с учителем танцуют). Приложение 1. Слайд 10.

Вы, наверно, догадались, в какое государство мы прибыли? Это Греция. Приложение 1. Слайд 11. Я предлагаю вам сегодня побывать в двух знаменитых городах Греции – Спарта и Афины. Приложение 1. Слайды 12, 13.

Работа в группах. Вам нужно прочитать в учебнике текст на с.42 и сделать схему, отражающую главную мысль содержания. При работе у детей появляется такая схема:

Приложение 1. Слайд 14.

ОРАТОР словарь Ожегова с.368 Приложение 1. Слайды 15, 16, 17. После обсуждения работы детям предлагается посмотреть видеофрагмент “Обучение военному искусству в Спарте”. Приложение 2.

Сейчас я предлагаю вам с ветерком прокатиться вот на таком интересном экипаже…

Приложение 1. Слайд 18. и попасть в Египет. Приложение 1. Слайд 19. Чем нас так удивляет Египет? Да, красивыми пирамидами. Приложение 1. Слайд 20. Это самая высокая пирамида – её высота 146 м. А ещё, ребята, в Египте придумали…. Приложение 1. Слайд 21. Что это?

ПАПИРУС словарь Ожегова с.397 Приложение 1. Слайд 22. Сейчас нам Алёша расскажет, как египтяне делали папирус. (Выступает ученик с рассказом и показывает папирус)

Рубрика “Это интересно”. Учитель показывает композицию “Керамические кошечки”. Ребята, а какое отношение кошки имеют к Египту? (Ответы детей) Сейчас нам Ваня расскажет об этом. По ходу рассказа ученик задаёт группам вопрос: “А почему именно кошка священное животное Египта?”

Работа в группах. Давайте подведём итог нашего путешествия по государствам Древнего мира. Вы многое сегодня узнали о наследии Древнего мира. Вспомните, в каких государствах мы были и что о них узнали. (Дети на листах приклеивают картинки с изображением изобретений государств к названию государства). Одна картинка новая – олимпийские кольца. Дети должны приклеить её к Греции и объяснить, что Греция – родина Олимпийских игр. Два ученика выполняют работу на компьютере, потом их работа выносится на интерактивную доску и сравнивается с работами групп. Приложение 1. Слайд 23.

Рубрика “Это интересно”. Ребята, послушайте рассказ Ани о том, как появился олимпийский вид спорта – марафонский бег.

Итог урока. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Я рада. Скажите, а для чего изучают наследие Древнего мира? (Ответы детей) Да, это наша история. А кто не знает историю, как говорил Цицерон, тот младенец.

Рефлексия. Откройте дневники, запишите д/з и оцените наш урок. Если материал понят хорошо – красный кружок, если с затруднениями – зелёный цвет, если слабо – синий цвет. (Дневники по программе 2100)

Домашнее задание. Материал в учебнике с.38–44 проработать, потом заполнить кроссворд (Приложение 2). (Дети, у кого есть компьютер, получают кроссворд на дискете, остальные на листочках). Приложение 1. Слайд 24.