Цели:
- формировать представление учащихся о двух способах проверки безударных гласных в корне слова: изменением форм числа и подбором однокоренных слов;
- развивать орфографическую зоркость;
- вырабатывать навыки грамотного письма;
- расширять словарный запас учащихся;
- воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
- учебник “ Русский язык” 2-й класс, автор Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова, М. 2005 г.
- компьютер, проектор, экран;
- репродукция картины И. И. Левитана “ Март”;
- карточки № 1, № 2.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь оценку (хором) 5!
2. Актуализация знаний и постановка темы урока
1) - Какую тему мы изучали на предыдущих уроках? (Однокоренные слова и формы одного и того же слова)
- Определите, что это: однокоренные слова или формы одного слова:
а) роса, о росе, по росе, росой, росы;
б) нарисовать, рисовальщик, рисунок, нарисованный, рисование.
Для учителя
С группами слов работаем на слух.
- Можно ли в первом случае проверить безударный гласный в корне? Докажите.
- Что можно сказать об однокоренных словах во втором случае? Можно ли проверить безударный гласный в корне в этой группе? Докажите.
2) Сегодня на уроке мы будем проверять безударный гласный в корне, изменяя форму слова или подбирая однокоренные слова.
3. Работа по теме урока.
1) Работа в парах.
Словарный диктант.
Взаимопроверка.
Для учителя
На каждом уроке русского языка один из учеников диктует группу однокоренных слов. Слова, проходя по кругу, не повторяются.
2) Игра “ одинаковое – разное”
На доске:
трава травяной
моря морской
леса лесной
- Почему слова записаны в два столбика?
(Первый столбик – имена существительные, второй – прилагательные)
- Что общего у слов в обоих столбиках?
(Однокоренные слова. У каждой пары слов одинаковые безударные гласные в корне, одно и тоже проверочное слово)
- В чем заключается различие?
(В первом столбике проверочное слово подбираем изменением формы слова, а во втором – однокоренным словом)
3) Коллективная работа.
Комментированное письмо
На доске:
в . реный к .рмушка д . ждливый
пов . режка к . рмовая д .ждинка
в . ренье подк . рмить зад. . ждило
пов. р к . рмилец д. ждевая
- Сейчас мы будем вставлять безударный гласный в корне, изменяя слово или подбирая однокоренное слово.
Грамматические задания:
- поставьте ударение в словах;
- выделите корень в словах;
- определите безударный гласный в корне, используя приемы его проверки;
- подберите проверочное слово;
- назовите существительные, прилагательные, глаголы – докажите.
- Как подбирали проверочные слова: изменяли форму слова или находили однокоренное слово?
4) Работа по учебнику.
Знакомство с правилом с. 76.
- Пожалуйста, откройте учебник на с. 76 и прочтите правило, которым будем пользоваться при работе над безударной гласной в корне.
Для учителя
Первый раз правило читает каждый ученик сам, затем в паре и в последний раз – хором.
- Кто может рассказать правило сам, приводя примеры?
Самостоятельная работа с. 76 упр. 32.
Для учителя
Сначала хором читаем задание к упражнению, разбираем его, затем работаем над предложенными словами. После этого учащиеся записывают упражнение в тетрадь, работают карандашом.
- Ребята, каким способом вы проверяли безударный гласный в корне?
5) Физкультминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
(Наклонились, выпрямились)
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
(Вдох, выдох)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
- Дети, наш лыжник все больше набирает скорость. А мы успеваем за ним?
Для учителя
В первом классе, на одном из спортивных часов, у нас появился спортсмен – лыжник. Чтобы темп урока не снижался, дети, по мере сил, “догоняют” лидера.
6) Работа над предложением.
На доске записан текст:
Ст. я?ла х. ло?дная мартовская п. го?да все б. рё.ки и ли'.ки зам. ло' сне'гом.
Грамматические задания к тексту:
- определите границы предложений;
- вставьте пропущенные орфограммы, докажите;
- определите части речи в предложениях;
- подчеркните грамматическую основу предложений;
Для учителя
Эта работа проводится коллективно с комментированием каждого задания.
- Ребята, в каких словах безударный гласный нельзя проверить? Почему?
7) Релаксация.
- Дети, я предлагаю вам расслабиться, сесть так, как вам удобно.
Говорят, что “повторенье – мать ученья”.
Ребята, вспомните, какие условия должны соблюдаться, если мы говорим, что слова родственные?
(У каждого на парте лежит карточка № 1 с текстом. Этот же текст записан на доске.)
Грамматическое задание: в тексте найдите слова, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному. Объясните, почему их написание неодинаковое. Можно ли эти слова назвать родственными? Почему?
Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает.
А на крыше мой флажок
Развевает ветерок.
К старости наш дедушка
Очень поседел.
Он в саду на брёвнышке
Сел и посидел.
Для учителя
Такие задания на уроке проводятся регулярно. Они обогащают словарный запас учащихся, развивают орфографическую зоркость, учат мыслить.
Первый раз текст читает учитель, дети следят по карточке.
8) Творческая работа.
Для учителя
Проектор высвечивает на доске репродукцию картины И. И. Левитана “ Март”. С этой картиной дети знакомились и подробно описывали её на уроках изобразительного искусства в теме “ Русские музеи”.
Один из учеников может кратко её описать.
- Ребята, кто помнит, как называется эта картина? Кто написал её? В каком музее можно видеть этот шедевр? Тема картины?
- Сейчас каждый из вас возьмет карточку № 2 и выполнит задание, записанное на ней. Затем мы послушаем некоторые работы.
Разноуровневые задания
Уровень 1. Из данных слов и словосочетаний составьте предложения: высокое небо, рыхлый снег, весенняя капель, пронизан весной, воздух, мартовское тепло.
Уровень 2. Определите границ предложений: звенит веселая капель тает рыхлый мартовский снег небо светится лазурью природа просыпается после зимы.
Уровень 3. Вставьте пропущенные орфограммы: сне., к. пель, с крыш. ,п. тух, лоша. ь, л. сок, з. ленные, д. ревянный, х. лодная, с з. мли, ве с. ло, скв. речник, пот. мнел.
4. Домашнее задание.
Краткий разбор, с. 76 правило, с. 79, упр. 34.
5. Итог урока.
- В какой части слова мы учимся проверять написание безударной гласной проверяемой ударением?
- Каким образом можно проверить безударный гласный в корне? Приведите примеры.
- Ребята, вы молодцы! Я очень рада тому, как вы трудились на уроке. Сегодня все работали с полной отдачей.
6. Рефлексия.
- А сейчас вы покажите мне – понравился вам наш урок или нет. Спасибо!
Для учителя
Дети показывают одну из “масок”.