Интеграционные процессы в образовании – явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиций.
Основная цель обучения на интегративной основе – дать целостное представление об окружающем мире – связана с повышением умственной активности учащихся, следовательно, необходимо определение психофизиологических основ интеграции знаний, четкое представление о фактических особенностях развития в детстве основных мыслительных действий.
Интеграция – это не простое объединение частей в целое, а система, которая ведет к количественным и качественным изменениям, логично, что она должна иметь различные уровни.
Нам представляется, что интеграционные процессы проявляются на трех уровнях: внутрипредметной, межпредметной, межсистемной и с высокой или слабой степенью интеграции, что существенно влияет как на отбор содержания, так и на конкретные технологии учителя.
Рисунок 1.
Синтез второго уровня – межпредметная интеграция – проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.
В ШГ№2 работа по интеграции информатики и других предметов, развитию межпредметных связей ведется по нескольким направлениям.
Первое направление заключается в специальном выделении учебного времени для выполнения учащимися в урочное время творческой зачетной работы в качестве закрепления пройденной темы.
Второе направление – проектирование элективных междисциплинарных курсов.
Третье направление – разработка и проведение интегрированных уроков.
Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.
Наша практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков “Информатика +” дает любое сочетание предметов:
- информатика + физика + математика;
- информатика + языки;
- информатика + биология и т.д.
Интегрированный урок алгебры и информатики. Разложение на множители квадратного трехчлена. Редактор формул. Вычисления в таблицах Word.
КЛАСС: 8А
ЦЕЛЬ УРОКА: научиться применять полученные знания при решении задач по теме “Разложение на множители квадратного трехчлена”, используя возможности текстового редактора Word.
ЗАДАЧИ УРОКА | Алгебра | Информатика |
Образовательные: |
|
|
Воспитательные: |
|
|
Развивающие: |
|
ТИП УРОКА: комбинированный
ВИД УРОКА: урок-практикум
ФОРМЫ РАБОТЫ: самостоятельная, исследовательская практическая работа
МЕТОДЫ:
- Обучения – рассуждающий, алгоритмический, аналитико-синтетический
- Преподавания–объяснительно-поисковый, иллюстрирующий, инструктивный
- Учения – исполнительный, практический
ОБОРУДОВАНИЕ:
- высказывания;
- листы рефлексии;
- файлы Вариант 1, Вариант 2, Ответы к самостоятельной работе, Справка, Шпаргалка;
- класс ПК, ПО – Windows, MS Office, Merits.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||
1. Организационный момент |
Подготовка кабинета | |||||||||||||
2. Новый материал | Побуждение: Запишем полное квадратное уравнение. Какие параметры форматирования используем? Как рациональнее использовать время при вводе большого количество верхних/нижних индексов? Если необходимо вводить сложные формулы (например, дискриминант), то удобно использовать встроенный редактор формул Microsoft Equation 3.0. Демонстрация: Ввод формулы с использованием Microsoft Equation 3.0; алгоритм действий – на экране (Приложение 2). |
Отвечают на вопросы (пробуют выполнить
задание в текстовом редакторе). Настраивают панель инструментов. Формулу для нахождения дискриминанта кв.уравнения записывает 1 ученик на доске Вводят формулы для нахождения корней кв.уравнения, формулу разложения. |
||||||||||||
3. Практическая задача. | Моторная лодка прошла 5 км по течению реки, 6 км- против, затратив на весь путь 1 час. Скорость течения 3 км/ч. Найти скорость лодки. | Эвристическая беседа, работа 1 ученика у доски. | ||||||||||||
4. Работа с таблицей: вставка формул. | При решении кв.уравнений удобно было бы
автоматизировать процесс вычислений. Для упорядочения, наглядности представления информации в документ добавляем … (таблицу)? Какими способами можно это сделать? Сколько столбцов должно быть в таблице? Демонстрация на экране (файл Шпаргалка с готовыми формулами):
|
Вставляют таблицу. Формулируют алгоритм действий (на экран). Строят формулы. Производят тестовые вычисления. |
||||||||||||
5. Самостоятельная работа по карточкам | файлы вариант 1, вариант 2 рассылаются (Приложение 3, Приложение 4) проверка работ, оценивание |
Выполняют работу, скопировав задания из файла, сохраняют под своим именем в папке 8а на компьютере учителя. | ||||||||||||
6. Самопроверка | На экран выводится текст файла Ответы к самостоятельной работе (Приложение 1). | выдают на печать. | ||||||||||||
7. Постановка домашнего задания | Параграф 10 п.23 №592, 593, 598, 601 Какие ещё объекты можно вставить в документ? Как сделать представление знаний о квадратном трехчлене более наглядным? Подготовьте схему. Запишите в тетрадь алгоритм действий при работе с редактором формул, вставке формул в таблицу. |
|||||||||||||
8. Рефлексия | Чему мы сегодня научились? Была ли работа сложной? При изучении каких школьных предметов можно использовать полученные нами знания? Что было самым сложным и что осталось непонятным? Нужны ли нам такие уроки? |
Записывают на стикерах. Желающие- афишируют. |
Интегрированный урок физики и информатики. Равноускоренное движение. Использование графических возможностей языка Паскаль при решении задач.
КЛАСС: 9В
ЦЕЛЬ УРОКА: научиться применять полученные знания при решении задач по теме “Равноускоренное движение”, используя возможности языка программирования Паскаль.
ЗАДАЧИ УРОКА | Физика | Информатика |
Образовательные: |
|
|
Воспитатель-ные: |
|
|
Развивающие: |
|
ТИП УРОКА: комбинированный
ВИД УРОКА: урок-практикум
ФОРМЫ РАБОТЫ: самостоятельная, исследовательская практическая работа
МЕТОДЫ:
Обучения – рассуждающий, алгоритмический, аналитико-синтетический
Преподавания – объяснительно-поисковый, иллюстрирующий, инструктивный
Учения – исполнительный, практический
ОБОРУДОВАНИЕ:
- иллюстративный материал – фильм,
- высказывания,
- афиша рефлексии,
- лист ответов,
- файлы с заданиями,
- класс ПК с ОС Windows,
- BorlandPascal 7.0.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Организационный момент | Вступительное слово учителя. Видеофрагмент. |
Сообщение о космонавтах Казахстана |
2. Побуждение |
|
Отвечают на вопросы. Формулирую цель и задачи на урок. |
3. Самостоятельная работа – решение задач | Решим несколько расчетных задач (цель –
повторение формул равноускоренного движения) Вариант 1.
Вариант 2.
Рефлексия – анализ решения задачи. |
Работа по вариантам. Открывают файл с текстом задач (также выводится на экран). Решение записывают на листе ответов. Для проведения расчетов используют программу Калькулятор. Сверяют ответ с экраном. Выставляют в лист оценку. |
4. Решение задачи аналитическим способом | Задача (Р199): Тело брошено вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Написать уравнение зависимости y(t). Найти, через какой промежуток времени тело будет находится на высоте 15м, 20м, 25м. Вопрос:
Удобно результаты расчетов записать в таблицу.
Инструктаж:
|
Составление уравнения, 1 ученик
записывает на доске Группа 3 человека решает задачу аналитическим способом. Отвечают на вопросы. Составляют программу с учетом критериев, указанных в листе ответов. Консультанты (те, кто уже получил результат) тестируют программу, выставляют оценку. |
5. Физ. минутка | Упражнения “Плечики”, “Стульчик”, “Дождик”, для глаз | |
Решение задачи графическим способом |
Инструктаж:
|
Составляют программу выводящую на
экран график – параболу Вывести полученное изображение на экран. |
6. Решение задачи (движение двух тел)
графическим способом 7. Исследовательская работа |
Рассмотрим движение двух автомобилей
по шоссе, заданы графиком зависимости скорости
от времени ?( t). Задание 1. По графику зависимости ?(t) составьте уравнение х=х(t) в системе отсчета, в которой при t = 0 координаты тел принимают значения, соответственно равные х01= х02= 0. Инструктаж:
Задание 2. Изменяя один из параметров уравнения движения, смоделируйте различные ситуации; Выясните, при каком условии произойдет встреча автомобилей? Обсуждение полученных результатов, возможности доработки программы. Выставление оценок. |
Рассматривают график на экране (рисунок 2). Составляют уравнение х=х(t) в листе ответов, записывают на доске. Результат – график – вывести на экран. Редактируют текст программы. Выставляют оценки в лист ответов (Приложение 5). Изменяют один из параметров. В листе ответов фиксируют полученный результат. Вывод записывают в листе ответов. |
7. Постановка домашнего задания. Составить задачу; доработать программу. | ||
8. Рефлексия | Авторский стул | Работают в листе ответов. |