Цели:
- формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания как необходимых звеньях связи организма с внешней средой;
- способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу познания через практическую деятельность;
- развивать речевую активность учащихся, мышление и воображение.
Оборудование:
- иллюстрации строения органов слуха,
- обоняния, вкуса, осязания,
- предметы для практической работы (травы, мед, черный перец, лимон, стакан с горячим чаем, лед, кактус, шоколад).
Ход урока
I. Организационный момент.
- Дети, сегодня нам предстоит интересная, серьезная, исследовательская работа.
II. Актуализация знаний.
1. Блиц-опрос.
У: Какой орган дает наиболее полную информацию об окружающем мире?
Д: Орган зрения
У: Что является органом зрения у человека?
Д: Глаз
Учитель вывешивает иллюстрацию с органом зрения – глаз.
У: Из каких частей состоит глаз?
Показ учащимися строения глаза на иллюстрации.
У: На дом вам было задано творческое задание. Какую памятку о бережном отношении к зрению вы составили?
Дети зачитывают свои работы.
2. Постановка проблемного вопроса.
У: Когда зрения бывает недостаточно для представления о предмете?
Д: Зрения недостаточно для представления о предмете тогда, когда свет слабый или отсутствует. Поэтому в сумерках человек чувствует себя не уверенно. Он вынужден идти на ощупь, останавливаться и прислушиваться, чтобы определить свое местоположение.
У: Сколько органов чувств у человека? Назовите их.
Д: Пять органов чувств: глаза – орган зрения, носовая полость – орган обоняние, ухо – орган слуха, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания.
(Вывешиваются иллюстрации органов чувств на доске)
У: Да, я согласна. Но оказывается, у человека есть еще один орган чувств. Таким образом, у человека шесть органов чувств.
У: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Д: Об органах чувств.
У: Совершенно верно, мы будем говорить о “Многогранном мире чувств”.
(Вывешивается тема урока на доске).
III. Совместное открытие знаний.
1. Работа в группах.
У: Пользуясь энциклопедиями, ответьте на вопрос, зачем человеку столько органов чувств? И какова роль каждого?
Дети ищут сведения в энциклопедии и дают ответы на вопросы.
У: Таким образом, чувства нам нужны для познания окружающего мира.
2. Коллективная работа (дети занимают свои места)
У: Для того чтобы сохранить наши органы в порядке, мы должны знать их строение и расположение в организме.
3. Практическая работа (знакомство с органом обоняния – носовая полость)
У: Проведем эксперимент. Закройте глаза и определите запахи.
Два ученика с закрытыми глазами определяют запахи трав, меда, лимона, черного горошка.
У: Почему вы называете запахи?
Д: Чувствуем и знаем эти запахи.
У: При помощи какого органа вы почувствовали запахи?
Д: При помощи носа.
У: Познакомимся с органом обоняния.
Орган обоняния расположен в носовой полости. Если во вдыхаемом воздухе присутствует частица пахучего вещества, мы почувствуем его запах.
Чувствительные клетки органа обоняния определяют, что это за частицы и сообщают в мозг.
При насморке мы теряем чувство обоняния, любая пища нам кажется безвкусной.
4. Работа с учебником (стр. 43).
У: Прочитайте про себя об органе обоняния и ответьте на вопрос, что нужно сделать, почувствовав запах газа в квартире? И запишите ответ в учебнике.
У: Зачитайте ответ.
5. Практическая работа (знакомство с органом вкуса - язык)
У: Проведем следующий эксперимент. Закройте глаза и определите вкус.
Два ученика с закрытыми глазами определяют вкус лимона, шоколада.
У: При помощи какого органа вы почувствовали вкусы?
У: Познакомимся с органом вкуса.
Выступает ученик с заранее приготовленным сообщением об органе вкуса (см. Приложение 1)
6. Работа с учебником (стр. 43).
У: Давайте обратимся к учебнику. Посмотрите на рисунок. Какой частью языка мы чувствуем сладкий вкус?
Д: Мы чувствуем сладкий вкус кончиком языка.
У: Какая часть воспринимает только горький вкус?
Д: Горький вкус воспринимает задняя часть языка.
У: Где находятся участки, чувствительные к соленому и кислому вкусам?
Д: Соленый – передние боковые, кислый – боковой.
У: Еще раз внимательно посмотрите на рисунок, и определите, на какой участок языка надо положить таблетку, чтобы поглотить ее, не заметив вкуса? Запишите ответ в учебнике.
Д: На переднюю часть языка, т.к. там нет клеток, чувствительных к горькому вкусу.
7. Практическая работа (знакомство с органом осязания - кожа)
У: Проведем небольшой эксперимент. Закройте глаза и определите, что у вас в руках.
Два ученика с закрытыми глазами определяют на ощупь кактус, лед и горячий чай.
У: Расскажите о своих ощущениях, которые вы почувствовали?
У: Какой орган отвечает за ощущение предметов?
У: Познакомимся с органом осязания.
Выступает ученик с заранее приготовленным сообщением об органе осязании (см. Приложение 2)
8. Практическая работа (знакомство с органом слуха - уши)
Физминутка.
У: Давайте немного отдохнем.
Дети под музыку выполняют движения.
У: Почему вы стали двигаться?
Д. Услышали музыку.
У: Какой орган помог вам услышать звуки музыки?
У: Познакомимся с органом слуха.
Выступает ученик с заранее приготовленным сообщением об органе слуха (см. Приложение 3).
Работа с учебником (стр. 42).
У: Обратимся к учебнику. Почему прислушиваясь, мы иногда поворачиваем голову?
Д: Направляем ушную раковину на источник звука.
У: Запишите ответ в учебнике.
9. Практическая работа (знакомство с органом равновесия – внутреннее ухо)
У: Проведем еще один эксперимент.
Два ученика кружатся друг с другом.
У: Что вы почувствовали? Что увидели?
У: Существует еще один орган, который отвечает за положение тела в пространстве. Благодаря нему человек ходит, не падая. Расположен он во внутреннем ухе и называется органом равновесия.
У: Познакомимся с органом равновесия.
Выступает ученик с заранее приготовленным сообщением об органе равновесия (см. Приложение 4).
10. Работа с учебником (стр. 42).
У: Найдите на рисунке орган равновесия во внутреннем ухе и запишите название шестого органа чувств.
У: Сколько органов чувств мы знаем? Назовите их.
Дети перечисляют шесть органов чувств.
У: Каким же образом работают все органы чувств?
Дети высказывают свои предположения.
У: Давайте рассмотрим ситуацию, которая поможет ответить на этот вопрос.
В передней послышался звонок. Ты отложил книжку, которую читал, вскочил со стула и побежал открывать дверь. В передней было темно. Ты это увидел и зажег свет. Сестра пришла с букетом цветов. Ты почувствовал их запах, взял букет и поспешил к умывальнику налить в вазу воды.
Все это ты проделал, почти не задумываясь. Кто же управлял всеми твоими поступками? Ими занимался твой мозг. Самый важный твой орган, спрятанный в голове.
Уши донесли ему о звонке, и он послал приказ ногам побежать в прихожую. Глаза сообщили ему о темноте, и он послал приказ пальцам повернуть выключатель. Нос рассказал ему о цветах, и он снова послал приказы рукам, чтобы они взяли букет, и ногам, чтобы они побежали к умывальнику.
После получения сигналов от различных органов чувств мозг объединяет их ощущения и дает нам целостное восприятие действительности.
Мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств. Их сигналы дополняют друг друга. Мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает.
У: Итак, после получения сигналов от различных органов чувств, мозг объединяет их ощущения и дает нам целостное восприятие действительности.
IV. Итог урока.
У: Почему тема нашего урока называлась “Многогранный мир чувств”?
Ответы детей.
У: Давайте прочитаем вывод в учебнике на стр. 44.
V. Рефлексия. (Мишень нарисована на ватмане).
У: Оцените свою работу на уроке и обозначьте “свое место” на “мишени”.
VI. Домашнее задание:
У: Составьте памятки гигиены на каждый орган чувств.