Открытый урок по окружающему миру на тему "Многогранный мир чувств"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания как необходимых звеньях связи организма с внешней средой;
  • способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу познания через практическую деятельность;
  • развивать речевую активность учащихся, мышление и воображение.

Оборудование:

  • иллюстрации строения органов слуха,
  • обоняния, вкуса, осязания,
  • предметы для практической работы (травы, мед, черный перец, лимон, стакан с горячим чаем, лед, кактус, шоколад).

Ход урока

I. Организационный момент.

- Дети, сегодня нам предстоит интересная, серьезная, исследовательская работа.

II. Актуализация знаний.

1. Блиц-опрос.

У: Какой орган дает наиболее полную информацию об окружающем мире?

Д: Орган зрения

У: Что является органом зрения у человека?

Д: Глаз

Учитель вывешивает иллюстрацию с органом зрения – глаз.

У: Из каких частей состоит глаз?

Показ учащимися строения глаза на иллюстрации.

У: На дом вам было задано творческое задание. Какую памятку о бережном отношении к зрению вы составили?

Дети зачитывают свои работы.

2. Постановка проблемного вопроса.

У: Когда зрения бывает недостаточно для представления о предмете?

Д: Зрения недостаточно для представления о предмете тогда, когда свет слабый или отсутствует. Поэтому в сумерках человек чувствует себя не уверенно. Он вынужден идти на ощупь, останавливаться и прислушиваться, чтобы определить свое местоположение.

У: Сколько органов чувств у человека? Назовите их.

Д: Пять органов чувств: глаза – орган зрения, носовая полость – орган обоняние, ухо – орган слуха, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания.

(Вывешиваются иллюстрации органов чувств на доске)

У: Да, я согласна. Но оказывается, у человека есть еще один орган чувств. Таким образом, у человека шесть органов чувств.

У: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Д: Об органах чувств.

У: Совершенно верно, мы будем говорить о “Многогранном мире чувств”.

(Вывешивается тема урока на доске).

III. Совместное открытие знаний.

1. Работа в группах.

У: Пользуясь энциклопедиями, ответьте на вопрос, зачем человеку столько органов чувств? И какова роль каждого?

Дети ищут сведения в энциклопедии и дают ответы на вопросы.

У: Таким образом, чувства нам нужны для познания окружающего мира.

2. Коллективная работа (дети занимают свои места)

У: Для того чтобы сохранить наши органы в порядке, мы должны знать их строение и расположение в организме.

3. Практическая работа (знакомство с органом обоняния – носовая полость)

У: Проведем эксперимент. Закройте глаза и определите запахи.

Два ученика с закрытыми глазами определяют запахи трав, меда, лимона, черного горошка.

У: Почему вы называете запахи?

Д: Чувствуем и знаем эти запахи.

У: При помощи какого органа вы почувствовали запахи?

Д: При помощи носа.

У: Познакомимся с органом обоняния.

Орган обоняния расположен в носовой полости. Если во вдыхаемом воздухе присутствует частица пахучего вещества, мы почувствуем его запах.

Чувствительные клетки органа обоняния определяют, что это за частицы и сообщают в мозг.

При насморке мы теряем чувство обоняния, любая пища нам кажется безвкусной.

4. Работа с учебником (стр. 43).

У: Прочитайте про себя об органе обоняния и ответьте на вопрос, что нужно сделать, почувствовав запах газа в квартире? И запишите ответ в учебнике.

У: Зачитайте ответ.

5. Практическая работа (знакомство с органом вкуса - язык)

У: Проведем следующий эксперимент. Закройте глаза и определите вкус.

Два ученика с закрытыми глазами определяют вкус лимона, шоколада.

У: При помощи какого органа вы почувствовали вкусы?

У: Познакомимся с органом вкуса.

Выступает ученик с заранее приготовленным сообщением об органе вкуса (см. Приложение 1)

6. Работа с учебником (стр. 43).

У: Давайте обратимся к учебнику. Посмотрите на рисунок. Какой частью языка мы чувствуем сладкий вкус?

Д: Мы чувствуем сладкий вкус кончиком языка.

У: Какая часть воспринимает только горький вкус?

Д: Горький вкус воспринимает задняя часть языка.

У: Где находятся участки, чувствительные к соленому и кислому вкусам?

Д: Соленый – передние боковые, кислый – боковой.

У: Еще раз внимательно посмотрите на рисунок, и определите, на какой участок языка надо положить таблетку, чтобы поглотить ее, не заметив вкуса? Запишите ответ в учебнике.

Д: На переднюю часть языка, т.к. там нет клеток, чувствительных к горькому вкусу.

7. Практическая работа (знакомство с органом осязания - кожа)

У: Проведем небольшой эксперимент. Закройте глаза и определите, что у вас в руках.

Два ученика с закрытыми глазами определяют на ощупь кактус, лед и горячий чай.

У: Расскажите о своих ощущениях, которые вы почувствовали?

У: Какой орган отвечает за ощущение предметов?

У: Познакомимся с органом осязания.

Выступает ученик с заранее приготовленным сообщением об органе осязании (см. Приложение 2)

8. Практическая работа (знакомство с органом слуха - уши)

Физминутка.

У: Давайте немного отдохнем.

Дети под музыку выполняют движения.

У: Почему вы стали двигаться?

Д. Услышали музыку.

У: Какой орган помог вам услышать звуки музыки?

У: Познакомимся с органом слуха.

Выступает ученик с заранее приготовленным сообщением об органе слуха (см. Приложение 3).

Работа с учебником (стр. 42).

У: Обратимся к учебнику. Почему прислушиваясь, мы иногда поворачиваем голову?

Д: Направляем ушную раковину на источник звука.

У: Запишите ответ в учебнике.

9. Практическая работа (знакомство с органом равновесия – внутреннее ухо)

У: Проведем еще один эксперимент.

Два ученика кружатся друг с другом.

У: Что вы почувствовали? Что увидели?

У: Существует еще один орган, который отвечает за положение тела в пространстве. Благодаря нему человек ходит, не падая. Расположен он во внутреннем ухе и называется органом равновесия.

У: Познакомимся с органом равновесия.

Выступает ученик с заранее приготовленным сообщением об органе равновесия (см. Приложение 4).

10. Работа с учебником (стр. 42).

У: Найдите на рисунке орган равновесия во внутреннем ухе и запишите название шестого органа чувств.

У: Сколько органов чувств мы знаем? Назовите их.

Дети перечисляют шесть органов чувств.

У: Каким же образом работают все органы чувств?

Дети высказывают свои предположения.

У: Давайте рассмотрим ситуацию, которая поможет ответить на этот вопрос.

В передней послышался звонок. Ты отложил книжку, которую читал, вскочил со стула и побежал открывать дверь. В передней было темно. Ты это увидел и зажег свет. Сестра пришла с букетом цветов. Ты почувствовал их запах, взял букет и поспешил к умывальнику налить в вазу воды.

Все это ты проделал, почти не задумываясь. Кто же управлял всеми твоими поступками? Ими занимался твой мозг. Самый важный твой орган, спрятанный в голове.

Уши донесли ему о звонке, и он послал приказ ногам побежать в прихожую. Глаза сообщили ему о темноте, и он послал приказ пальцам повернуть выключатель. Нос рассказал ему о цветах, и он снова послал приказы рукам, чтобы они взяли букет, и ногам, чтобы они побежали к умывальнику.

После получения сигналов от различных органов чувств мозг объединяет их ощущения и дает нам целостное восприятие действительности.

Мы воспринимаем мир сразу всеми органами чувств. Их сигналы дополняют друг друга. Мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление о том, что нас окружает.

У: Итак, после получения сигналов от различных органов чувств, мозг объединяет их ощущения и дает нам целостное восприятие действительности.

IV. Итог урока.

У: Почему тема нашего урока называлась “Многогранный мир чувств”?

Ответы детей.

У: Давайте прочитаем вывод в учебнике на стр. 44.

V. Рефлексия. (Мишень нарисована на ватмане).

У: Оцените свою работу на уроке и обозначьте “свое место” на “мишени”.

VI. Домашнее задание:

У: Составьте памятки гигиены на каждый орган чувств.