Содержание:
I. Введение.
- Актуальность.
- Определение семьи. Брак и семья.
II.Тепло домашнего очага.
- Функции семьи и их взаимосвязь.
- Идеал семьи – дети.
- Мужчина в семье.
- Воспитание семьянина в родительском доме.
III. Приложение.
IV. Список используемой литературы.
1. Актуальность.
“Мы дожили до страшного времени, когда началось вымирание нашего народа.
Причина вымирания имеет духовные корни. Люди, потерявшие Бога, теряют смысл жизни, теряют представление о добре и зле, помрачают в себе образ Божий, забывают свое человеческое призвание, разучиваются любить. Именно в этом кроется причина кризиса семейной жизни в России”. (Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II).
Вопрос о браке – вопрос всего человечества со дня появления его на земле.
Ввиду безусловной важности и значения его для человечества, он всегда был вопросом религиозного и гражданского законодательства, вопросом философии и науки, поэзии и художественной литературы, вопросом экономического и социального строя жизни.
За последние десятилетия наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Актуальность данной темы связана с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом дисфункциональности и конфликтности в значительной части российских семей. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной деятельности в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившийся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами.
Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов - алкоголизм, агрессия, - нарушение коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичности.
Изменение демографической ситуации – падение рождаемости и, как следствие, увеличение удельного веса однодетных семей – приводит к трудностям личностного развития и недостаточной коммуникативной компетентности детей, воспитывающихся в таких семьях. А также следует констатировать неудовлетворительный уровень реализации отцом воспитательной функции в значительном числе семей.
Увеличение числа разводов – не менее 1/3 всех семей, заключивших брак, распадаются – стало одной из наиболее острых социальных проблем. Цена развода оказывается, чрезвычайно велика. По стрессогенности развод занимает одно из первых мест среди трудных жизненных событий. Результатом развода и распада становится формирование неполной семьи, преимущественно материнского типа. В значительном числе случаев в такой семье наблюдается ролевая перегрузка матери и, следствие, снижение эффективности воспитания.
Психологическим следствием развода и воспитания детей в неполной семье сказывается нарушения развития я – концепции, нарушения формирования полоролевой идентичности, аффективные нарушения общения со сверстниками и в семье.
Другой социальной проблемой является рост числа неофициальных (гражданских) браков. За период с 1980 по 2000 гг. количество гражданских браков возросло в шесть раз,
30% мужчин в возрасте от 18 до 30 лет, живут в гражданском, 85 % в дальнейшем женятся и лишь 40% заключившихся браков сохраняется. Семьи, проживающие в гражданском браке, достаточно часто характеризуются диструктогенностью, конфликтностью, низким уровнем безопасности.
Еще одна социальная проблема связана с увеличением числа детей, оставшихся без попечения родителей, в частности резкое возрастание социального сиротства (при живых родителях). Сегодня таких детей – сирот свыше 500 тысяч. Возрастает число беспризорных детей.
Сокращение и обеднение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей. Одновременно можно констатировать тенденцию перекладывания родительских функций на детские воспитательные учреждения (д/с, школы), а также на специально приглашенный персонал (няни, гувернантки) и тем самым, самоустранение родителей от процесса воспитания ребенка.
2. Определение семьи. Брак и семья.
Брак и семья - общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными.
Брак – особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и их детям (Зацепин, 1991). Брак является основной формой формирования семьи. Семья – малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство (Соловьев, 1977). Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители-дети), брачные отношения (муж–жена, супруги).
Важнейшей функцией семьи является фелицитивная функция – функция удовлетворения потребности человека в счастье (от лат. Felicio–счастье). Семья – существенный фактор эмоционального благополучия личности определяющий аффективный тон ее мироощущения. Любовь и брак решающим образом определяют переживание личностью счастья и удовлетворенности жизнью. Люди, состоящие в браке, оказываются счастливее одиноких людей. Согласно М.Аргайлу (1990), удовлетворенность браком определяет общую удовлетворенность жизнью и состояние счастья.
Соотношение счастливых людей – мужчин и женщин – в зависимости от их семейного положения % (по М.Аргайлу)
Семейное положение | мужчины | женщины |
семейные | 35 | 41,5 |
одинокие | 18,5 | 5,5 |
разведенные | 18,5 | 15,5 |
Неблагоприятные семейные события оказываются наиболее существенными стрессорами, резко увеличивающими сенситивность человека и различного рода вредностям и, соответственно восприимчивость к заболеваниям. Эта тема возникла как крик души при виде того, что творится с современной семьей. Откуда молодые люди черпают свои познания о семье и браке? Из созерцания своих вечно куда-то спешащих, скандалящих, раздраженных родителей или с “голубого” экрана. О том, что брак может быть вечным, что настоящая любовь и верность встречаются и сейчас, они могут только мечтать, ибо своими глазами этого не видят.
Хочется, очень хочется верить, и мы родители, педагоги за это ратуем, что когда-нибудь в школах вновь появится такой предмет, как “Этика и психология семейной жизни”. Ведь физиками и химиками станут единицы из тысячи, хотя эти предметы изучаются по нескольку лет. Семью же будут создавать почти все, а в школах об этом ничего не говорится, в лучшем (на самом деле в худшем) случае вводится секс-просвет.
Чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь, надо многое менять. Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг к другу и окружающему миру. Мы не можем переделать весь мир. Но мы можем изменить в лучшую сторону себя, и тогда мир вокруг нас станет светлее и добрее,
Целью данной работы является вооружение будущих и настоящих супругов знаниями о браке и семье, функциями семьи, о тех проблемах, которые могут возникнуть и о некоторых рекомендациях по их разрешению, а также воспитательной работы по формированию у школьников качеств семьянина. Не менее важная задача - помочь в подготовке к будущей семейной жизни.
II. Тепло домашнего очага.
1. Функции семьи.
Семья как любая система реализует ряд функций в иерархии, обращающей как специфику ее, семьи культурно- исторического развития, так и своеобразии этапов ее жизненного цикла:
- экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бытовую. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределение этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи;
- хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов. Распределение обязанностей и их содержание обусловлены исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жизненного цикла;
- репродуктивная (деторождение и воспроизводство населения). А.Г. Харчев (1979) считает эту функцию важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны;
- функция воспитания детей. Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития человеческого рода, связь времен. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи;
- сексуально – эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров;
- функцию духовного общения, предполагает духовное взаимообогащение членов семьи; информационный обмен; обсуждение значимых для – личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи;
- функцию эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию;
- рекреативную (восстановительную) – функцию обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи;
- функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершенно и недееспособных членов семьи) (Зацепин, 1991; Эйдемиллер, Юстиции, 1999).
Функции семьи не равнозначны, они образуют иерархическую структуру. Иерархия функций определяется историей семьи как социально-культурного института и историей конкретной семьи. Меняется она в зависимости от исторического периода, социально-культурного окружения и от стадии жизненного цикла семьи.
2. Идеал семьи - дети.
Полнота и счастье семейной жизни зависит от наличия в ней детей. Радость о детях есть одна из высших радостей земной жизни.
В детстве, как правило, дети хотят иметь братика или сестренку, просят об этом своих родителей. Наверно, такое было и с вами. Но когда родители просьбу не исполняют, она забывается, и ребенок привыкает быть один. Беда современной семьи в том, что в ней один – два ребенка. А как хорошо в той семье, где детей много. В многодетной семье никогда не бывает скучно, у каждого масса дел, ведь надо и родителям помогать, и друг другу. Любовь и привязанность с детских лет пронизывает всю жизнь, и избавляют от чувства одиночества.
Стремление к идеалу – к семье с детьми, счастливой и дружной обязывает подумать о том, что для этого необходимо. В науке введено понятие – “репродуктивное здоровье”. Оно означает способность человека к продолжению рода, то есть способность мужчины и женщины к зачатию и рождению здоровых детей. Латинское reproductio – воспроизведение, а с английского языка reproductive - плодовитый.
От чего же зависит репродуктивное здоровье? Наука говорит, что оно зависит от трех основных факторов: от образа жизни, от окружающей среды и от наследственности. Из этих трех факторов самым главным, определяющим является образ жизни, который ведет человек, начиная с детства. Одно дело, когда мальчик или девочка, юноша или девушка физически крепкие – занимаются спортом, подвижны, закаляются, не имеют вредных привычек; другое дело, если они курят, выпивают (пусть даже пиво - это тоже алкоголь), без конца сидят перед телевизором или компьютером. У кого какое будет здоровье? Об этом пора подумать уже сейчас и сделать свой выбор. Если я хочу иметь счастливую семью и здоровых детей, надо себя к этому готовить. Есть два основных пути построения своей жизни. Первый, эгоистичный – это жить для себя, стараться, как можно полнее удовлетворять все свои желания и страсти и видеть в этом смысл жизни. Второй, жертвенный, это когда человек борется со своими эгоистичными желаниями и страстями, старается жить, часто жертвуя своими интересами ради нужды ближних, ища духовного совершенства.
Примеров первого, эгоистичного пути мы встречаем в жизни несравненно больше, чем жертвенного. Конечно, гораздо проще и, с первого взгляда, несравненно приятней жить для себя, “брать от жизни все”, переходя от одного удовольствия к другому ища от жизни только наслаждений. Но как мы видим по жизненным примерам, это путь тупиковый и гибельный. На нем человек не только не реализует данный ему от Бога талант жизни, но уничтожает и растлевает то доброе, что имел в себе от рождения. Люди, живущие по страстям, становятся послушным оружием в руках демонических сил, духовно уничтожая себя, разлагают все вокруг.
Люди идущие по жертвенному пути, наоборот, духовно созидая себя, помогают и способствуют правильному развитию своих близких, изливая благодать на все вокруг.
Давайте вспомним, кого больше всего мы любим. Наверное, маму, папу и тех, кто нам помогал, жертвовал ради нас своими силами и временем. То есть, по сути дела, тех, кто вложил в нас частицу своей души. Жертвовал собой, своими интересами и желаниями ради нашего блага. Кто-то из святых сказал: “Что отдал, то твое”. Давайте вдумаемся в смысл.
3. Мужчина в семье.
Темы “мужчина”, “отец”, “муж” не занимают много места в нашей литературе о семье. Чаще всего рассматриваются только в противопоставлении к теме “мать”. Но семья существует не только благодаря заботам женщины. Любовь мужчины к женщине, забота мужа о семье, ее благополучии, чести и достоинстве, влияние отца на воспитание детей, детская привязанность к отцу цементируют семью, создают гармонию семейных отношений. Поэтому необходимо, на наш взгляд, подробнее поразмышлять о роли мужчины в современной семье.
Невозможно без исследования роли мужчины построить какую-либо стройную систему знания о семье. Кроме того, такая настоятельность диктуется тем, что действительно равноправие мужчины и женщины в стиле семейного быта достигнуть нельзя.
Гармоничность семейных отношений зависит, конечно, не только от распределения домашнего труда, но и от доли участия супругов в воспитании детей, от характера этой доли. Две трети опрошенных мужчин высказали свое неудовлетворение тем, что они не могут более уделять внимания воспитанию детей из-за недостатка времени. Значит, мужчины стремятся к семейному общению, к участию в делах семьи. Что же им мешает? Нам представляется, что главной помехой здесь является недооценка обществом семейной роли мужчины, в результате чего у них воспитывается искаженное представление о своих обязанностях. Но даже в случаях когда, они правильно понимают свою роль, не всегда им удается реально это на деле.
Мужчину с детства приучают к мысли, что он должен зарабатывать деньги, но почти не говорят, что он должен быть хорошим семьянином. Мужчину всей системой воспитания и существующими на производстве отношениями приучают стесняться говорить о семейных делах, стесняться своей любви к жене и детям.
Конечно, он чаще всего здесь неискренен, но по-другому поступать не может ведь он мужчина! Боязнь проявить чувства усложняет установление контактов в семье, сказывается на взаимоотношении супругов и на воспитании детей, особенно мальчиков. Как видим, для улучшения положения женщины в семье необходимо больше обратить внимания на воспитание мужчин и на изменение представлении общества о его роли в семье. Необходимо, чтобы общество уважало отцовство так же, как оно уважает материнство.
Психологи отмечают более критический тон женских оценок в отношении их супругов, чем мужских низкая оценка супруга часто определяется завышенной самооценкой со стороны женщины.
В современной семье роль и значение матери в семейном воспитании существенно возросли. В большинстве случаев мать является ведущей, занимая подчас роль отца, самоустраняя его, и она, как известно, уделяет воспитанию детей и уходу за ними гораздо больше времени, чем мужчина. Взаимоотношения детей с матерью складываются чаще благоприятнее, чем с отцом. В возрасте 3 -7 лет делятся всеми своими переживаниями с отцом – 6,7% детей, с матерью – 28%; в 7 -10 лет – соответственно 2,4 и 47,5% ; в 10-14 лет – 5,0 и 49 % ; в 14 -17 – 4,2 и 44,3 %.
Большинство женщин отмечают, что они являются для своих детей большим авторитетом, чем отец. Такие же результаты получены при обработке ответов на вопрос: “Слушаются ли вас ваши дети?” По ответам женщин, дети слушаются их гораздо чаще, чем отцов.
Большинство современных семейных союзов относятся к так называемым переходным типам. Это семья от патриархальных отношений далека, но и эгалитарным не подошла. Семьи “переходного типа” наиболее уязвимы со стороны их стабильности. Именно эта группа дает самый большой процент разводов. Характерной чертой такой семьи является женская доминанта. Женщина в этой семье – глава. Ей бесконтрольно принадлежит семейная касса. Она организует быт семьи, досуг, самостоятельно принимает решения, которые касаются мужа и детей. При этих условиях простор для проявления деспотического характера, эгоизма, безкультурия безграничен. Мужчина в такой семье вышиблен из семейного седла. У него нет должного авторитета отца и матери. Женщина теряет женственность. Из русского языка ушло, стало анахронизмом замечательное слово “добродетель”, в буквальном смысле – делать добро. Это большой комплекс женских черт: терпеливость, мягкость, уступчивость, сдержанность, смирение. Эмансипация, понятая как вариация мужского поведения, формирует неженственный тип поведения. С этим часто связаны семейные конфликты, доходящие до развода.
Это опасное явление очень метко отразила в статье: “Какие мы женщины” писательница Зоя Богуславская: “… широко распространился и все множится тип женщины-хамки. Остервенелой. Беспощадной. Она полагает, что дорогой ценой добыла себе право вести себя, никому ни в чем не уступая. Она привычно отругивается у овощного ларька, в своем кабинете, у телефона, в транспорте. Для нее обратиться к другому по-человечески – значит унизиться!”
Точный социальный портрет. Такая женщина в семье становится деспотом. Она третирует мужа, детей, считая это своим неотъемлемым правом.
Попытаемся ответить на вопрос: Почему у мужчин, больше шансов на разочарование в семейной жизни? Во-первых, потому, что с ним со дня рождения и до вступления в брак, как правило, не говорят о его будущей роли мужа и отца. Представление об этом у него формируется под воздействием различных случайных факторов. Первые же трудности приводят к разочарованиям. Во-вторых, часто мысль о разводе у мужчин связана с неопрятностью жен, неумением вести домашнее хозяйство, ухаживать за ребенком, безразличием жены к своей внешности. Не налаженные бытовые условия, беспорядок в квартире, нерациональное ведение домашнего хозяйства, неряшливость ведут к дезорганизации семейной жизни. В ряде случаев это входит в привычку. Такая атмосфера губительно сказывается на воспитании детей, уродует их характер, не способствует организованности, четкости, трудолюбию, что в дальнейшем влияет на выполнение человеком его обязанностей как члена общества. Женская “монополия” в семье делает женщину излишне требовательной, резкой, нетерпимой по отношению к мужу и детям. В семье человек отдыхает, воспроизводит свои силы. Семья должна обеспечить каждому человеку физическую и эмоциональную разгрузку, психологический отдых. Роль женщины в решении этой задачи весьма существенна.
В сфере семейных отношений постоянные отрицательные оценки поведения друг друга вызывают изменения в характерах супругов, ведущие к дальнейшему обострению отношений.
Для семей, в которых супруги склонны к частым отрицательным оценкам друг друга, характерны хроническая раздражительность, озлобленность, ущемленное чувство достоинства.
Отсутствие в доме уюта, тепла, взаимопонимания создают почву для взаимных недовольств и разочарований.
Гармония личности не может существовать без гармонии основных функций человека: работника, супруга, родителя. В христианском браке, к примеру, устанавливается такой мировой и вечный порядок. Муж есть глава жены, а жена есть слава мужа.
4. Воспитание семьянина в родительском доме.
В семье ребенок получает первые представления об обязанностях каждого ее члена. Воспитание будущего семьянина зависит от многих факторов, главную роль среди которых играет образ жизни и поведения родителей. Характер взаимоотношений между ее членами, атмосфера семьи, активное участие обоих родителей в воспитании детей, наличие у отцов и матерей специальных знаний и педагогических навыков, правильная организация практической деятельности детей и семейного досуга – все это тоже имеет значение для воспитания семьянина. Именно в отчем доме сын (дочь) наблюдает взаимоотношения между отцом и матерью. Эти взаимоотношения, основанные на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, умении избежать конфликта, оказывают сильное влияние на ребенка не беседы и разговоры, а сама жизнь семьи, атмосфера, царящая в ней, оказывает влияние на воспитание у детей качеств семьянина. Большое значение имеет совместный труд родителей и детей: (уборка квартиры, выполнение отдельный поручений и обязанностей по дому и др.). Наличие у родителей анализировать мотивы поведения, конкретные ситуации в семье, свои действия и поступки, вести с детьми задушевную беседу, организовать детей на полезное дело, применять знания на практике, также положительно влияет на воспитание у детей качеств семьянина. Семья располагает большими возможностями у юношей мужской чести, уважения к девушке, а у девушек скромности, целомудрия, чувства собственного достоинства; формируя, у юношества самообладания, самодисциплины, выдержки и чувства ответственности. Семья может сделать многое для того, чтобы научить своих детей разбираться в семейном бюджете, познакомить с правами основы культуры взаимоотношений между мужчинами и женщинами, в тесной связи с задачами нравственного воспитания.
Особое внимание следует уделять воспитанию чувства семейного долга. Взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, душевной теплоты, заботливости, уступчивости, самопожертвования. Этот список можно был бы продолжать. Необходимо помочь нашим детям своим опытом и мудростью!
III. Приложение.
К вопросу о семейных традициях.
Проблема: Ф. Достоевскому принадлежат слова “человека делают человеком светлые воспоминания детства”. И хорошо, если эти воспоминания не отрывочные (купили куклу, ел вкусное мороженое…). Хорошо, если ребенок вынес из детства и сохранил на всю последующую жизнь стойкие семейные традиции. Он их, конечно, постарается перенести в свою семью.
Позаботьтесь о поддержании благоприятной эмоциональной семейной атмосферы. Она важна и для вас, и для детей. Трудно и большому и маленькому, если в семье вечные неурядицы, если никто никогда ни в чем не хочет уступить. Семейная жизнь состоит в основном из будней. Помните о том, что стиль семейной жизни в целом впитывается вашим малышом в буквальном смысле с молоком матери. Организованность, честность с одной стороны и расхлябанность, безалаберность с другой. Общая жизнерадостность, оптимистичность, бодрость – и уныние. Наполненность интересными делами – и “пустое” время, которое приходится “убивать”.
Семья крепка своими традициями, которые крепнут год от года, становятся нормой поведения и добрыми привычками. В народе говорят: “Привычка – вторая натура”.
Решение проблемы: Добрые традиции сделают насыщенной и интересной семейную жизнь, в том числе и детскую. На первое место мы поставили “Детские дни рождения” и “День ангела”. Все семьи не зависимо от материального уровня, могут себе позволить праздновать детские дни рождения. К сожалению этот детский праздник зачастую родители вроде бы стараются для своего ребенка и его друзей, но в силу неподготовленности (а порой непродуманности) это мероприятие проходит как обычное застолье для взрослых, где дети представлены сами себе. Помните, что это детский праздник подойдите к нему творчески, с любовью, чтобы доставить другим удовольствие, надо потрудиться.
День Ангела Хранителя, или именины, - это день памяти святого небесного покровителя, имя которого человек получает при Крещении. В православной традиции день рождения всегда отмечали намного скромнее, чем День Ангела, потому, что дню святого небесного покровителя придавалось гораздо большее значение, чем дню физического рождения. Вот краткое воспоминание о старых традициях “Обычно, на именины, без особого приглашения, приходили родственники, а непременными участниками были крестный отец и крестная мать. Пекся “именинник” - именинный каравай, но свечи на него не ставились.
Домашний праздник Рождества Христова. Рождество Христово любимейший детский праздник. Все в нем прекрасно: от аромата елки до подарков. И ничего так не хочется детворе, как повеселиться у елки, порадоваться ей, попеть песни и поиграть в игры. Воспоминания об этом празднике всегда оставляют в сердцах и детей и взрослых радостные, святые впечатления на долгие годы.
Праздник Святой Пасхи в семейном кругу.
Закончился длинный и строгий Великий пост, когда все православные люди старались больше обычного молиться, ходить чаще в церковь, совершенствовать дела милосердия, отказывая себе в некоторых видах еды, развлечениях и удовольствиях.
Христос воскресе! – в этом вся суть, вся глубина, весь смысл нашей веры. Наше дело преподать ребенку – достойный пример христианской жизни, помочь в духовном возрастании.
“Воспоминания бабушки”: Вся наша семья проводила Пасхальную ночь в Церкви. Придя накрывался большой красиво украшенный пасхальный стол с куличами и пасхой, съезжались все родственники, все христосовались и дарили друг другу яички: и деревянные, и шоколадные, и каменные, и эмалированные с колечками, которые девочки прикрепляли к цепочкам и носили на шее, как ожерелье.
Великолепно сделать семейной традицией походы и всяческого рода “вылазки” на природу.
Субботы и воскресенья даны человеку для того, чтобы он отдыхал в месте со своей семьей. В этом плане горячо агитируем за экскурсии по городу. Чем больше экскурсий, тем больше знаний и впечатлений. Предлагаем примерную тематику экскурсий в пределах города:
- в детские театры;
- в музеи;
- в зоопарк;
- в цирк;
- в планетарий;
- к красивым архитектурным зданиям;
- к памятникам;
- в зоны отдыха и парки;
- к водоемам;
- в рощи и леса и т. д.
После всех экскурсий хорошо бы иметь собственные фотографии, которые всегда будут напоминать детям приятный досуг с родителями.
Очень хорошей семейной традицией является ведение летописи своей семьи, ее предков, которую можно оформлять в фотографиях, переписке, описания в мемуарных воспоминаниях.
Полезно иметь переписку, с кем – это подскажут вам ваши близкие, наличие родственников и друзей. Но получать письма и регулярно отвечать на них – эта та традиция, которая, несомненно, окажет положительное влияние на детей.
Несомненно, полезно иметь в разнообразии своих семейных традиций коллекционирование. Неважно чего: марок, моделей машин в картинках, книг, статуэток и т.д. К таким семейным увлечениям взрослых, бесспорно, приобщаются дети.
В прошлом веке были модными семейные чтения. И не только модными, традиционными, но и полезными в плане воспитания своего подрастающего поколения. Вполне понятно, в данном случае формировалась культура речевого общения взрослых и детей. Дети стремились сознательно подражать родителям. И дух семейного чтения передавался из поколения в поколение. Мы только представим себе на минуточку, как бы хорошо прочитать вслух рассказы В. Шукшина сочный язык, точные зарисовки портретов простых людей и их поступков – все заиграло бы еще более яркими красками при чтении вслух.
Традиционно проводить отдых летом совместно с детьми. Время это действительно принесет всем радость и удовольствие (но только в том случае, если в самом деле все дела будут делать все вместе). Сделанные во время отпуска фотографии через годы напоминают нам о прекрасных днях, проведенных вместе.
Да, если будут семейные традиции (а здесь лишь о немногом упомянуто) – у вас может быть больше уверенности в том, что ребенок будет тянуться домой, будет любить близких, его не перетянет тревожная “улица” со всякими печальными неожиданностями. И ребенок будет расти, пребывая в эмоциональном благополучии!
Вместо заключения.
Чем проповедь выслушивать
Мне лучше бы взглянуть
И лучше проводить меня
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать –
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
ЛИТЕРАТУРА.
- Блинский А.В. “О христианском браке и обязанностях мужа и жены”.
- Гребенников И. В. “Основы семейной жизни” М. Просвещение 1991.
- Достоевский Ф.М. БРАТЬЯ Карамазовы. – Полное собр. Соч. т. 12, с. 232.
- Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования”.
- Малахов В.А. Смысл жизни и нравственное отношение личности к миру. М. Знание 1986.
- Православное воспитание детей дошкольного возраста.
- Протоирей Алфеев П.И. “О христианском браке и обязанностях мужа и жены” Сатис С.-П. 2005.
- Протоиерей Артемий Владимиров “Учебник жизни” книга для чтения в семье и школе М. “Дрофа” 2001.
- Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М. Мысль 1974.
- Фесюкова Л.Б. “От трех до семи” Харьков Фолио 1996.
- Цимбалюк В. “Мы и наша семья”. Улан-Удэ 1991 с119.
- Черняк С.М. “Социология семьи” учебное пособие М.2004 с 226.