Цели:
- Закрепить и совершенствовать развивать звуки и буквы, гласные и согласные;
- Учить читать слияния и слова с изученными буквами;
- Развивать умение делать слого-звуковой анализ слов, соотносить слова со схемой;
- Учить правильно интонировать предложение;
- Развивать фонематический слух, речь, память учащихся;
- Уточнение расширение и обогащение словарного запаса;
- Прививать интерес к происходящим вокруг явлениям;
- Воспитывать усидчивость, внимание, интерес к языку.
I. Организационный момент.
- Как живешь ты, первый “Б”? Показывают большим пальцем
- Утром в школу как идешь? Идут на месте
- Дома ночью как ты спишь? Руки под голову
- А за партой как сидишь? Садятся за парты
II. Сообщение темы и цели урока.
Наш урок будет необычный. Мы совершим путешествие в лес. Цель путешествия повторить изученные буквы, звуки, которые их обозначают, учиться читать слова с изученными буквами, развивать свой слух, речь, память, быть дружными и внимательными.
Для успешной работы нам надо провести:
III. Дыхательную гимнастику и подготовку голоса.
Задуть свечу.
Задуть на руке три свечки.
Упражнение “Слоненок” и “Лягушонок”
“Слоненок” - дети вытягивают губы вперед. “Лягушонок” - растягивают губы в широкой улыбке.
IV. Работа по теме урока
1. Повторение изученных букв.
Сегодня ребята урок листопада
Вспомнить многое нам надо.
А ну отвечайте скорей,
Время года, какое стоит у дверей?
Произносим это слово и определим, какой первый звук в слове осень?
- К группе каких звуков он относится?
- Назовите признаки гласных звуков.
- Какие гласные вы еще знаете?
Ветер подул
Кусты низко нагнул
Листья запорхали
На землю упали.
(показ листопада)
2. Словарная работа.
- Когда листья опадают у деревьев, кустарников, как можно сказать одним словом?
3. Игра “Путаница”
Во время листопада перепутались все гласные и согласные.
Нам надо выбрать и записать в тетрадь только гласные буква.
Один у доски.
4. Фонетическая зарядка.
а) гласные любят петь. Споем их на одном дыхании.
б) Игра “Угадай звук”
Ученик показывает положение с артикуляцией гласных звуков, а другой ученик предметную картинку в соответствии с произнесенным гласным звуком.
- По какому признаку в этой игре мы определяем гласные звуки? (по положению губ)
- Какие буквы остались? (согласные)
- Назовите эти буквы.
- Назовите звуки.
- По какому признаку мы их отличаем от гласных?
- Дайте общую характеристику согласным звукам.
5. Гендерное задание:
Мальчики выписывают звонкие согласные. Девочки глухие согласные. У доски два человека.
Проверка. Слайд №5
– Назовите звонкие согласные звуки.
- Назовите глухие согласные звуки.
7. Игра “Лото”. Слайд №6
На опушке все зверушки
Собрались играть
Но не могут они точно
Согласным звукам характеристику дать.
(В корзинках овощи, на овощах наклеены согласные буквы. Ребенок вытаскивает любую букву-овощ и дает характеристику звуку).
8. Вывод: на какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные).
- Назовите признаки гласных звуков.
- Согласных звуков.
9. Физминутка
Цель: развитие внимания, общей моторики, снятие усталости.
а)
Станем мы деревьями
Сильными, большими
Ноги – это корни
Их расставим шире.
Наши руки – это ветви
Крону образуют.
Вместе им совсем не страшно
Когда ветры дуют.
Пальцы веточками будут
Листья закрывают их.
Как придет за летом осень
Разлетятся листья вмиг.
б)
Раз, два, три
Ветка клена помоги.
Оказаться нам в лесу,
Где раскрасило листву
В цвет багряный, золотой
Осень желтою листвой.
10. Развитие речи.
Показ трех картин осени:
Ранняя, золотая, поздняя
- Какое время года изображено на трех картинах.
- (8-й слайд) Ранняя осень – назовите ее признаки.
- (9-й слайд) Золотая – ее признаки
- (10-й слайд) Поздняя – и ее признаки
- Сейчас какая осень? Докажите.
- Что вам помогло отличить раннюю от золотой или поздней? (цвет)
- Давайте эти цвета рассмотрим на овощах и фруктах (11 слайд).
11. Знакомство с дополнительными цветами.
- Желтый, золотой (лимон и банан)
- Оранжевый (апельсин)
- Алый (помидор) (Слайд №12)
- Багряный, бордовый, багровый (свекла)
- Лиловый (сирень)
- Бежевый, светло-коричневый (репа) (Слайд №13)
- Золотисто-желтый (морковь)
- Пурпурный (вишня).
12. Интонирование (14-й слайд)
Прочитайте предложение с разной интонацией. Один человек у доски показывает(.?!)
Красиво в лесу (.) (?) (!).
13. Работа по “Азбуке” с.96. (15-й слайд)
Сегодня к нам в школу прилетел почтальон и принес письмо от жителей осеннего леса. Давайте прочитаем:
В музее нашего леса пропала картина. Помогите “собрать” её из слов - помогаек. (17 слайд)
14. Осень в словах выбила буквы
- подберите буквы так, что бы получилось слово.
Д . м (о, ы) дом, дым
П . л (е, о, а) пел, пол, пал
М . л. (ы, е, и) мел, мыл, мил
С . н. (о, ы) сон, сын
- Какие буквы подобрали? (гласные)
Ко .
. олк
. раски
. вери
. лива
. иса
. ак
. акета
. енал
. ос
- Назовите буквы, которые мы вставили
- Какие это звуки?
- Дайте обратную характеристику согласным звукам.
V. Итог урока.
- Из чего состоят слова?
- Из каких звуков? Слайд №19
- Как различаем гласные и согласные звуки?
- На какие две группы делятся согласные?