Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся является неумение применить полученные знания на практике.
На уроках “Кулинарии” особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Во время уроков формирую не только познавательные, но и профессиональные навыки и интересы будущего специалиста.
Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Обучение на уроках “Кулинарии” всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, помогает организации практической познавательной деятельности учащихся.
К нам приходят учащиеся, часто выбравшие свою специальность еще не вполне осознано. Влияет и возраст и не устоявшиеся взгляды на свое будущее. Поэтому одной из своих главных задач, считаю заинтересовать их предметом “Кулинария”, стремлюсь к тому, чтобы дети полюбили свою профессию. Уже с первых уроков говорю о профессии повара как о человеке, который умеет правильно и вкусно накормить людей, показываю фрагменты из конкурсов, говорю, что пройдет время, и они тоже смогут превосходно готовить.
Я вижу, как проявляется интерес у детей. Конечно, учащимся хочется поскорее приступить к практическим занятиям, многие еще не понимают, что теория необходима.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым учащимся непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Очень важна и самостоятельная работа учащихся, ведь истина добытая путем собственного напряжения и усилий имеет огромную познавательную ценность.
На уроках “Кулинарии” будущему специалисту необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, поэтому познавательная деятельность учащегося не может сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала.
Для максимальной заинтересованности учащихся использую наглядные пособия, ТСО, компьютерные программы по предмету. Чтобы вызвать интерес, разнообразить занятия, на уроках рассказываю об истории возникновения изучаемого блюда, развитии кулинарии в мире.
Считаю, что особый интерес у ребят вызывают такие внеклассные мероприятия, как выставки, где они, глядя на блюда, проявляют неподдельный интерес и хотят изучать кулинарное дело.
Формируется устойчивый интерес к предмету “Кулинария”, они понимают, что теоретические занятия – это не скучный процесс, а необходимость, которая закладывает основы успеха в их профессии.
На уроках “Кулинарии” очень важен индивидуальный подход, так как в профессиональное образование часто идут дети из неполных или проблемных семей, поэтому создать благоприятную обстановку для обучения очень важно.
От качества учения зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся, что имеет большую ценность в профессиональном образовании, ведь одна из главных задач в обучении – это воспитание грамотного и конкурентно-способного специалиста.