Опыт введения профильного обучения в Чычымахской средней общеобразовательной школе Таттинского улуса Республики Саха (Якутия)

Разделы: Администрирование школы


Село Чычымах расположен в 60 км от центра улуса на живописном берегу реки Амма. Занимает площадь 517 тыс. га. Территория села является благоприятной по земельным, агроклиматическим ресурсам для животноводства, растениеводства. В селе проживает свыше 700 человек. Каждая семья в подсобном хозяйстве выращивает картофель, овощи, разводят крупный рогатый скот, лошадей, птицу.

Село имеет богатые самобытные традиции. Это родина философа, писателя, этнографа А.Е. Кулаковского, народных писателей С.Р. Кулачикова – Эллэй, Н.Е. Мординова – Амма Аччыгыйа. Жители почитают не менее уважаемых своих земляков: ветеранов войны, тыла, героев труда, матерей – героинь. Мы гордимся тружениками села, спортсменами, народными умельцами, мастерицами. В настоящее время в селе работают почта, магазин, дом культуры “Айылгы”, детский сад “Туйаара”, средняя школа, спортивный зал “Дьулуур”, сельскохозяйственный кооператив “Чычымах”.

Чычымахская средняя общеобразовательная школа имени народного поэта Якутии С. Р. Кулачикова – Элляя расположена в центре села. 1 сентября произошло долгожданное событие – школа переехала в новое каменное здание современного типа. Сегодня 160 детей, по 10-12 детей в классе учатся в светлой, теплой, красивой школе.

В нашей школе профильное обучение поэтапно вводится с 2005-2006 учебного года. Нормативно – правовой базой является Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования и Базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Саха (Якутия). Базисный учебный план РС (Я) разработан на основе федерального базисного учебного плана Российской Федерации 2004 г., утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312.

Модернизация образования потребовала целенаправленных изменений содержания и структуры образования. В результате многих управленческих усилий в нашей школе создана система “допрофильного”, предпрофильного и профильного обучения. “Допрофильное” обучение охватывает 1-8 классы, предпрофильное обучение – 9 классы, профильное обучение в 10-11 классы.

Система “допрофильного” обучения в школе проходит в рамках экспериментальной работы по программе “Интеграция школы, семьи и социума как условие развития личности в образовательном пространстве села”. В 2006-2007 учебном году проводилось изучение социокультурной ситуации в селе и образовательных запросов родителей. По итогам ранжирования анкетирования и устных опросов уточнены запросы родителей. Для их реализации объявлен конкурс проектов учителей. Научно-методическим советом школы разработаны Положение о проектной деятельности, Положение об экспертном совете. Уточнены критерии оценивания проектов. Основными критериями являются актуальность, практическая направленность, вовлечение субъектов социума в образовательную деятельность, мотивационный потенциал. В январе 2008 года проведен II конкурс проектов учителей, заслушаны отчеты первых проектов. В этом году утверждено 28 проектов, авторами которых являются учителя, учащиеся, родители, жители села. Продолжительность проектов разная: от 1 месяца до года. Вот некоторые проекты:

1. Проект “Путешествие в страну профессий” учительницы 3 класса Богдокумовой Веры Васильевны и родителей обучающихся класса. Продолжается в течение 3 лет. Дети ходят в экскурсии по местам работы родителей, проводятся тематические классные часы.

2. Фольклорный ансамбль “Хомус”. Автор – учитель музыки Старостина Дария Степановна. Интеграция с музыкальной школой села Харбалах, родителями.

3. Танцевальный ансамбль “Кэрэхсэл”. Автор – учитель национальной культуры Богдокумова Прасковья Прокопьевна.

4. “Цветочный остров”. Проект учителей естественных предметов. Вовлечение в сотрудничество для озеленения школы детей, родителей, ветеранов школы, Ботанического сада города Якутска, районной станции юннатов. Посажено около 100 деревьев, 50 летних и 300 комнатных цветов.

5. Проект “Музей хомуса”. Автор Канаева Анна Николаевна, руководитель фольклорного ансамбля “Чээник”. Собраны и используется в образовательной деятельности уникальные музыкальные инструменты народов Саха и России.

6. Проект “Утум”. Авторы учителя якутского языка и литературы Кириллина Александра Васильевна и Григорьева Татьяна Степановна. Они руководят общественным союзом творческих людей села и приобщают детей к литературному творчеству. Проводят литературные вечера, презентации книг местных авторов, снимают короткометражные кинофильмы.

7. По проекту “Алгыс” издается школьная газета для населения. Авторы – педагоги дополнительного образования.

8. Проект “Бэргэн” развивает математическое мышление обучающихся 5-8 классов. Устраиваются математические бои, семейные олимпиады и т.д.

При успешной работе проектов дети получают возможность попробовать себя в различной деятельности, общаются с широким кругом людей, приобретают ценный жизненный опыт выбора и самореализации. Результатом “допрофильного” обучения является повышение у многих учащихся информированности, интереса к разнообразной деятельности, социальной активности.

9 класс- период предпрофильной подготовки. Этап ответственного, сложного выбора жизненного пути. Для успешной реализации предпрофильной подготовки в школе разрабатывается план психолого-педагогической поддержки учащихся. Целью этой работы является помощь в выборе обучающимися направления последующего обучения и создание условий для повышения готовности подростков к социальному и профессиональному самоопределению. В учебном плане школы для этой работы отведено 3 часа в неделю или 100 часов в год. Из них 34 часа отведено для проведения профильной ориентации, психологического диагностирования школьному психологу, классному руководителю и заместителю директора по учебной работе. Остальные 66 часов отведены для элективных курсов. Содержание элективных курсов должно быть ориентационного характера. В сельской глубинке мало предприятий. Большинство подростков имеют смутное представление о профессиях, особенно технических специальностях. Большинство выбирают профессии, связанные с природой, такие как ветеринар, охотовед, землеустроитель, эколог. Втайне все мальчики мечтают стать великими охотниками. Очень привлекательны профессии врача, экономиста, юриста, как представители высокого уровня жизни. Поэтому необходимо проводить очень много бесед, классных часов, консультаций о профессиях. Заместителю директора по учебной работе надо выстроить ситуации выбора профиля обучения каждого обучающегося. Это требует много разъяснительной работы с родителями, учителями и даже с классным руководителем. В конце года по результатам итоговой аттестации обучающихся 9 класса на основании проходит комплектование 10 классов. Это мероприятие проходит в форме защиты портфолио и собеседования. В результате утверждается профиль обучения, предметы углубленного изучения в 10 классе. В 2006 году из 22 выпускников основной школы определили профиль обучения в старшей школе 19. 3 затруднились в выборе профиля обучения и будущей специальности. В 2007 году из 12 обучающихся выбрали профиль обучения 10, двое затруднились. Основные проблемы в этот период – это нежелание детей адекватно оценить свои возможности, боязнь сделать конкретный выбор. Для регулирования предпрофильной и профильной деятельности школы разработаны и утверждены Положения о профильном обучении в школе, о комплектовании 10 классов. Результат предпрофильного обучения – жизненное самоопределение подростков и адекватный выбор направления последующего обучения.

Практически 100 % выпускников основной школы продолжают обучение в 10 классе родной школы. Лишь единицы уезжают на учебу в учреждениях профессионального начального образования. В профильные классы других школ никто не уезжает. Перед школой стоит задача организации качественного профильного обучения в старших классах. Школа реализует 2 модели профильного обучения: по сетевому профильному обучению и по индивидуальным учебным планам. По экспериментальной программе 9 близлежащих малокомплектных школ 3 улусов (районов) Республики Саха объединены в педагогическую сеть “Амма”, где организуется профильное обучение в 9, 10, 11 классов. Каждая школа предлагает предметы углубления, которые ведут наиболее подготовленные учителя. 3 раза в год по одной неделе каждый ученик имеет возможность поехать обучаться в любую школу по выбранному им предмету углубления. Проживает в семье, принявшей его, обучается в группе, возможно даже разновозрастной, и проходит курс 32 часа в неделю. Эта модель дает учащимся не только дополнительные знания, но и опыт общения с незнакомыми людьми, опыт самореализации в другой среде. Эта модель очень нравится и детям, и учителям. Но есть сложности перевозки детей в зимнее время.

В основном профильное обучение в школе проводится по индивидуальным учебным планам, составленным по Базисному учебному плану РС (Я). Необходимо отметить, что за 3 года внедрения системы профильного обучения в школе произошло обновление содержания образования. По естественным предметам обновление программ и учебников составляет 100%. По математике и физике – 90%. По русскому языку и литературе – 75 %. По английскому языку- 100%. По истории и обществознанию – 100%. Улучшается обеспеченность учебниками – 100%, кроме технологии, черчения, физкультуре, ОБЖ и черчения. Профильное обучение по новым углубленным программам реализуют учителя с высоким уровнем профессиональной деятельности. Учителя освоили новые методы обучения, организацию учебного процесса. Введены аттестационные недели, переводные экзамены в 10 классе.

Кадровый состав учителей профильного обучения:

  Ф.И.О. Предмет УПД Образование Педстаж Курсы
10 класс
  Иванова Д.Е. биология высшее высшее 18 2006
  Малышева Е.П. Русский язык высшее высшее 26 -
  Малышева З.А. химия высшее высшее 33 2006
  Васильева А.Е. математика первая высшее 23 2006
  Налыяхова Д.А. физика высшее высшее 17 2005
  Софронова А.Р. информатика высшее высшее 26 2005
  Софронова К.А. История вторая высшее 2 -
    Обществознание        
    Экономика        
    Право        

11 класс

1. Васильева А.Е. математика первая высшее 23 2006
2. Иванов А.Н. ОБЖ первая Ср. спец. 6 2005
3. Кириллин А.Е. физкультура базовая ср. пед. 2 2006
4. Кулаковская Н.Н. биология высшее высшее 19 2006
5. Малышев Г.А. химия базовая высшее 1 -
6. Малышева Е.П. Русский язык высшее высшее 26 -
7. Софронова А.Р. информатика высшее высшее 26 2005
8. Софронова К.А. История вторая высшее 2 -
    Обществознание        
    Экономика        
    Право        

Базисный учебный план позволяет гибко планировать обучение старшеклассника по индивидуальным учебным планам.

Рассмотрим свод ИУП учащихся 10а, б класса в 2006- 2007 учебном году:

Химико-биологический профиль – 9 учащихся

Естественно-научный – 1

Социально-гуманитарный – 1

Физико-математический – 4

Информационно-технический – 1

Физико-технический – 2

Универсальный – 4

Свод ИУП 11а, 11б классов в 2007-2008 учебном году:

Химико-биологический профиль – 9 учащихся

Естественно-научный – 1

Социально- гуманитарный – 2

Физико-математический – 4

Информационно- технический – 2

Физико-технический – 3

Универсальный – 1

Оборонно-спортивный – 1

Художественно- эстетический – 1

Вывод: сменили (уточнили) профиль обучения – 3.

Свод ИУП учащихся 10 класса в 2007- 2008 учебном году:

Химико-биологический профиль – 2

Социально- гуманитарный – 1

Физико-математический – 1

Филологический – 2

Художественно-эстетический – 1

Универсальный – 2

Каждый старшеклассник имеет возможность выбрать профиль обучения по своим интересам и способностям. При этом не допускается перегрузка учащегося ненужной информацией, экономится его время, сохраняется здоровье. Это большое достижение профильного обучения.

Какие сложности, проблемы в организации профильного обучения в старшей ступени мы отметили? Для заместителя директора по учебной работе – это составление учебного расписания, нехватка кабинетов для индивидуального обучения. Для учителя сельской школы – внедрение профильных программ, новых учебно-методических комплектов и разработка элективных курсов. В первые годы практически не было готовых элективных курсов. Поэтому учителями нашей школы разработаны свои программы. Эти элективные курсы имеют различную направленность: ориентационную, такие как “Журналист”, “Основы экологии”, “Охотник”, “Автодело”, “Компьютерный дизайн”, углубление профильных курсов “Решение генетических задач”, “Иностранный язык и основы страноведения”, “Химия и экология Якутии”, целенаправленные: “Подготовка к поступлению в ВУЗ”, “Готовимся к сдаче ЕГЭ”. В профориентационных элективных курсах мы стараемся дать учащемуся начальную профессиональную подготовку. Курс “Охотник” ведет заслуженный учитель Республики Саха (Якутия) Михайлов Владимир Иннокентьевич. Программа курса утверждена Министерством образования РС (Я). Юноши изучают правила охоты, правильной выделки тушек и шкурок, сдают нормы стрельбы специальной комиссии. В итоге вступают в охотобщество, получают удостоверение охотника – любителя и разрешение на охотничье ружье. На договорной основе с Харбалахским лицеем Михайлов В.И. обучает желающих автоделу. Успешно сдавшие экзамен могут получить водительские права. Реализовать полноценное дуальное образование мешает недостаточная материальная и нормативно- правовая база сельской школы. Тем не менее, школа старается дать выпускнику освоить максимум умений и навыков, которые пригодятся в жизни и в трудовой деятельности.

Результат модернизации образования – организация личностно – ориентированного образования в школе. Это создание условий для формирования ключевых и допрофессиональных компетенций у старшеклассников. Если молодой человек уверенно планирует свою дальнейшую жизнь и у него хватает позитивной энергии, знаний и умений реализовать свои возможности с пользой для общества – это есть результат работы многих людей старшего поколения, это и есть миссия новой школы.