Место проведения: Можгинский педагогический колледж.
Дата проведения: V семестр.
Курс обучения: III курс.
Возраст: 17-18 лет.
Учебная дисциплина: “Теория и практика дополнительного образования детей”.
Форма: деловая игра.
Тип учебного занятия: урок закрепления и контроля.
Цель учебного занятия: Формирование компетентностного подхода к знаниям.
Задачи учебного занятия:
- Выявление, закрепление и оценка уровня результативности усвоения содержания учебного материала;
- Обучение практическому использованию на занятии современных педагогических технологий;
- Развитие репродуктивной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Оборудование: карточки с заданиями, чистые листы бумаги, ручки, мел, доска.
Ход игры
Класс делится на 3-4 команды (по количеству рядов). Каждая команда получает чистый лист бумаги для выполнения заданий.
Педагог: Представьте, что Вы молодой, подающий надежды руководитель учреждения дополнительного образования. Чтобы успешно трудиться на своем посту Вы должны иметь необходимые знания в этой области и уметь применять их на практике, не так ли? Сегодня мы проверим, насколько хорошо Вы сможете справиться со своей работой.
Каждая из команд получает свое название: “Школа”, “Дом”, “Дворец”, “Центр” и подписывает его на своем листе. Командам раздаются листочки с заданием №1. Педагог зачитывает задание вслух, затем игрокам дается 3 минуты на его выполнение.
Задание №1. Выберите верное определение для слова “управление”:
- Деятельность органов власти
- Постоянное воздействие на динамическую систему, вызывающее в ней целенаправленные преобразования
- Совокупность мероприятий, направленных на контроль над деятельностью подчиненных лиц и объектов.
После выполнения задания командам начисляется 1 балл за правильный ответ (подсчет ведется на доске). Ответы на задания – см. Приложение 1. Раздаются листочки с заданием №2. Педагог зачитывает задание вслух, затем игрокам дается 5 минут на его выполнение.
Задание №2. Расположите в хронологическом порядке концепции теории управления:
- “Школа человеческих отношений” (характер отношений между людьми внутри организаций, мотивов из трудовой деятельности, ценностных ориентаций).
- Важность человеческого фактора (лояльность к работающим., честность и доверие к людям, умение слушать всех, с кем сталкиваешься в работе, готовность к ответственности).
- Рациональная организация человеческой деятельности (разделение труда, обеспечение единства действий работников, ориентация на стабильность персонала, справедливое вознаграждение за труд)
- “Поведенческое направление” (социальное взаимодействие и коммуникация, власть и авторитет в организации, поведенческие стереотипы и их мотивации, проблемы лидерства)
За каждый верный ответ начисляется 1 балл. Ответы на задания – см. Приложение 1. Затем раздаются листочки с заданием №3. Педагог зачитывает задание вслух, затем игрокам дается 5 минут на его выполнение.
Задание №3. Заполните схему (см. Приложение 2), приведенными ниже словами:
Муниципальный и региональный уровень; Лицо, Принимающее Решения; Правительство РФ; Госдума РФ; Уровень непосредственного управления; Министерство образования РФ.
За правильно выполненную схему начисляется 3 балла, Ответы на задания – см. Приложение 1, раздаются листочки с заданием №4. Педагог зачитывает задание вслух, затем игрокам дается 5 минут на его выполнение.
Задание №4. Дайте названия структурам управления.
- Руководство осуществляется через функциональные службы, исполнитель подчиняется нескольким начальникам.
- Руководитель единолично отвечает за работу подчиненных звеньев и подчиняется вышестоящему начальнику.
- Ключевой фигурой является не руководитель функционального подразделения, а руководитель филиала – отделения, отдела.
За каждый верный ответ начисляется 1 балл. Ответы на задания – см. Приложение 1. Затем раздаются листочки с заданием №5. Педагог зачитывает задание вслух, затем игрокам дается 10 минут на его выполнение.
Задание №5. Определите, какие из характеристик типов принимаемых решений, к какому типу относятся.
Технология реактивного управления |
Технология управления функциональными системами |
Технология целевого управления развитием системы |
Характеристики: 1)дефицит времени, 2)цикличность в деятельности, 3)жесткий контроль, 4)определение перспектив развития системы, 5)административный характер решений, 6)повторяемость определенных задач и мероприятий, 7)диагностика исходного состояния системы, 8)моделирование желаемого состояния системы, 9)ограниченная информация, 10)поверхностный характер управления.
За каждую верно определенную характеристику участникам начисляется 1 балл. Ответы на задания – см. Приложение 1.
ПЕРЕМЕНА.
После перерыва раздаются листочки с заданием №6. Дается 5 минут на его выполнение.
Задание №6. Соберите из “рассыпавшихся” слогов некоторые организационные стандарты управленческой деятельности:
ДОК-РЯ-ПО ГО-КИ-ПОД-ТОВ КУ-ДО-ТОВ-МЕН, ЛА-ВИ-ПРА Я-ДЕ-ПРО-ВЕ-НИ ЖЕБ-СЛУ-НЫХ ЩА-СО-НИЙ-ВЕ, РЯ-ДОК-ПО ЛЕ-О-НИ-ФОРМ-Я ТОВ-ДО-МЕН-КУ, ВИ-ЛА-ПРА Ё-МА-ПРИ ТИ-ЛЕЙ-ТЕ-ПО-СЕ.
За каждый верно определенный стандарт начисляется 1 балл, Ответы на задания – см. Приложение 1, раздаются листочки с заданием №7. Дается 5 минут на его выполнение.
Задание №7. Какие качества не должны присутствовать у человека, занимающегося управленческой деятельностью:
Способность управлять собой, деструктивный подход к решению проблем, готовность к риску, созданию острых ситуаций, консервативность и непринятие инновационных технологий, ориентация на применение ручного наемного труда.
За каждый верный ответ начисляется 1 балл. Ответы на задания – см. Приложение 1. Подведение итогов.
Педагог: Все команды отлично справились с заданиями. Я думаю, что те, кто набрал меньше баллов, смогли узнать что-то новое, а победители утвердились в своих знаниях. Сегодня вы смогли посмотреть на себя как на потенциального руководителя учреждения дополнительного образования и оценить свои знания и умения в этой области. Я думаю, что наша сегодняшняя игра помогла вам систематизировать то, что вы получили на уроке и надеюсь, что вам понравилась сегодняшнее занятие.
Библиографический список
- Дополнительное образование детей [Текст]/под ред. О.Е.Лебедева. – М.:ВЛАДОС. – 2000. – с. 254(Учебное пособие для вузов).
- Евладова, Е.Б. Логинова, Л.Г. Михайлова, Н.Н. Дополнительное образование детей [Текст]/Е.Б.Евладова Л.Г.Логинова Н.Н.Михайлова. – М.:ВЛАДОС. – 2004. – с. 348 (Для средних специальных учебных заведений).
- Менеджмент организации[Текст]: Учеб. Пособие/ под ред. З.П.Румянцевой Н.А.Саломатина. – М.,1995.
- Управление развитием школы [Текст]: Пособие для руководителей образовательных учреждений/ под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева. – М., 1995.
- Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности [Текст]/ В.Г.Шипунов Е.Н.Кишкель.– М., 1996.
- Якокка Л. Карьера менеджера [Текст]/Л.Якокка. – М., 1991.