Цель: Привлечение к более внимательному чтению, повышение культуры чтения.
Оформление:
- карта путешествия
- книжная выставка
- рисунки детей к произведениям.
Игру проводим по книгам: Д.Дефо “Робинзон Крузо”,
Р.Стивенсон “Остров сокровищ”,
Ж..Верн “Дети капитана Гранта”,
А. Некрасов “Приключения капитана Врунгеля”.
Начинают игру команды “Дункан”, и “Испаньола”
.
Разминка: - вспомните знаменитых капитанов и корабли, на которых они плавали
- яхта “Дункан” | - капитан Джон Маиглс |
-подводная лодка”Наутилус” | - капитан Немо |
-шхуна-бриг “Пилигрим” | -капитан Гуль |
-шхуна “Арабелла” | -капитан Блад |
-шхуна “Св. Мария” | -капитан Татаринов |
-шхуна “Испаньола” | -капитан Смоллетт |
Задание №1 “Литературный ЗАГС”
Собрать вместе карточки ( фамилия, имя автора, название произведения, герои произведения, все слова написаны на отдельных карточках ).
- Ж.Верн
- А.Некрасов
- Р.Стивенсон
- В.Каверин
- Д.Дефо
- “Дети капитана Гранта”
- “Два капитана”
- “Остров сокровищ”
- “Приключения капитана Врунгеля”
- “Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо”
- лорд Гленарван
- Джон Сильвер
- Паганель
- Пятница
- капитан Смоллетт
- Лом
- Фукс
Капитаны после первого задания переводят свои корабли к острову “погибших кораблей”.
Задание №2 “Экскурсия в музей”. На острове запланирован поход в музей, экскурсию совершают два члена команды.
Многие экспонаты в музее представлены в виде фотографий(рисунки).Посетителям музея необходимо подписать из какого произведения эти экспонаты.
- Черная стрела
- доска с надписью “Беда”
- черная метка
- зерна
- компас
- пиастры
- зонт
- бутылка с запиской
- корзина из прутьев
- костыль
- футляр контрабаса (рисунок)
- календарь (рисунок)
- коллекция бабочек
- сачок
Пока члены команды в музее, проводится викторина с остальными членами команды.
- В каком море ловят рыбу жители трех частей света?
- Что мы разумеем под названием “Океания”?
- Чему равен дюйм?
- Какое самое глубокое озеро России?
Команды, выполнившие свои задания переводят свои корабли к острову “поющих попугаев”.
Задание №3 остров “поющих попугаев”. Прослушиваем песни
“Пятнадцать человек на сундук мертвеца:
Ио-хо-хо, и бутылка рому!
Пей, и дьявол тебя доведет до конца.
Йо-хо-хо, и бутылка рому!”
-“Сидела птичка на лугу…
подкралась к ней корова…
ухватила за ногу,
птичка, будь здорова.
Команды должны дать ответ, из каких это произведений?
Затем команды представляют свои художественные номера.
(Обязательно связанные с путешествием, морем, морское дело).
Капитаны подводят свои корабли к следующему острову, это “Таинственный остров”.
Учащиеся по описанию должны угадать героя, и из какого он произведения.
“Левая нога его была отнята по самое бедро. Под левым плечом он держал костыль и необыкновенно проворно управлял им, подпрыгивая, как птица, на каждом шагу. Это был очень высокий и сильный мужчина, с широким, как окорок, плоским и бледным, но умным и веселым лицом”.
“Этому высокому, сухощавому человеку могло быть лет сорок. Он напоминал длинный гвоздь с большой шляпкой. Голова у него была круглая и большая, лоб высокий, нос длинный, рот большой, подбородок острый. Глаза скрывались за огромными круглыми очками, и особенная неопределенность во взгляде говорила о никталопии. Лицо у него было умное и веселое. В нем не было той неприветливости, какую напускают на себя некоторые для важности. Хоть он еще не открывал рта, чувствовалось, что он любит поговорить. Было ясно также, что он из тех страшно рассеянных людей, которые смотрят и не видят, слушают и не слышат. Незнакомец был в дорожной фуражке, обут в грубые желтые ботинки и кожаные гетры. Через плечо у него висела на ремне подзорная труба.”
“Я воспользовался случаем, чтобы получше рассмотреть его наружность.
Это был миловидный молодой человек, высокого роста, отлично сложенный, руки и ноги были мускулистые, сильные и в то же время чрезвычайно изящные; на вид ему было лет двадцать шесть. В лице его я не заметил ничего угрюмого или свирепого; это было мужественное и в то же время нежное и приятное лицо, и нередко на нем появлялось выражение кротости, особенно когда он улыбался. Волосы у него были черные и длинные; они падали на лицо прямыми прядями. Лоб высокий, открытый; цвет кожи темно-коричневый, очень приятный для глаз. Лицо круглое, щеки полные, нос небольшой. Рот красивый, губы тонкие, зубы ровные, белые, как слоновая кость.”
“ Я смотрю - на вид парень ничего. Не очень молодой, но и не очень старый; ростом, правда маловат, но по глазам видно – шустрый, и борода у него, как у морского разбойника. Только те, по слухам, все больше рыжие, а этот типичный брюнет. Грамотный, некурящий, одет чисто, знает четыре языка – английский, немецкий, французский и русский. Клад, а не матрос: прекрасно разбирается в картах.”
Приложение №1
Следующая остановка на острове “Затерянный мир”.
Задание №1 Командам выдаются иллюстрации и они должны назвать, какие рыбы съедобные, а какие опасны для человека.
Задание №2. Команды должны назвать животных Австралии. Кто назовет больше.
Задание №3. Команды должны вспомнить и назвать все острова, какие встречаются в этих произведениях.
Задание №4. Какие животные участвуют в развитии литературного действия в этих произведениях?
Прежде, чем корабли подплывут к Земле, проводим конкурс капитанов.
Дается слово “матрос”, кто из капитанов больше составит слов из этих букв ( на время).
А для членов команды другое задание. Нужно заполнить толковый морской словарик. (Дают определения словам).
- Боцман
- Вира
- Грот
- Зенит
- Зябь
- камбуз
- кубрик
- лоцман
- пакгауз
- склянки
- флюгер
- кок
В это время проводим игру со зрителями. Даны карточки со словами
- караван
- море
- шлюпка
- ураган
Нужно составить стихотворение.
Жюри подводит итоги игры. Команды награждаются подарками. И приглашаем всех желающих начать подготовку к следующей игре “Голубой дымок вигвама” по произведениям: Ф.Купера “Последний из Могикан”, “Зверобой”, М.Рида “Белый вождь”, К.Майна “Виннету”, В.Харка “Сын вождя”.