Конспект урока "Путешествие в страну "Русская речь". Сочинение "Зимний лес" по сюжетным картинкам и опорным словам

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: создать условия для обогащения знаний о значении слов и развития грамматического строя речи.

Место урока в изучении темы: “Имя прилагательное”.

Тип урока: комплексное применение знаний, комбинированный.

Цели по содержанию:

  • содействовать формированию ЗУН о частях речи и учить логически мыслить;
  • создать условия по развитию логически связной и богатой синонимами речи учащихся, составлять предложения богатые прилагательными и сравнительными эпитетами;
  • прививать интерес к предмету через разные интересные формы и приёмы работы.

Формы организации учебной деятельности: самостоятельная, индивидуальная, коллективная, в парах.

Технология: игровая.

Методы обучения: частично-поисковый, развивающий, наглядно-иллюстративный, репродуктивный.

Методы познания: анализ, синтез, логический, описательный.

Реализация целей урока будет достигнута на основе использования теоретических знаний через игру.

Здоровье и психосберегающая среда создаётся через создание комфортных условий для проведения урока и через интересную форму повторения и изучения материала.

Реализация компетентности на уроке: ценностно-смысловая компетентность, общекультурная компетенция, учебно-познавательная, информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-трудовая компетенция, компетенция личностного самосовершенствования, рефлексия.

Оборудование: план карта, фотографии нашего края, словарь Ожегова, художественная литература, карточки со словами и с заданиями.

Ход урока

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

Путешествуем по зимним посёлкам.

“п. Снежный”

1. Знакомство со словарём Ожегова.

  • Вьюга – снежная буря
  • Буран – снежная буря, метель
  • Метель – сильный ветер со снегом (вьюга)
  • Пурга – сильная вьюга, снежная метель.

2. Найдите значение слова. Соединить стрелочками слово и его значение

Блестеть

Сиять

Сверкать

Искриться

Блистать

Сильно блестеть, но не ровно

Светиться не очень сильно, как бы вспыхивая искрами

Излучать или отражать яркий свет

Издавать блеск

Близко по значению к слову блестеть, но ярче блеска и больше поражает

3. Выберите из стихов те строчки, которые подойдут к вашему сочинению, т.е подберите эпиграф( стихи А.С.Пушкина, А.А.Фета, С. Есенина и т.д.)

“п.Зимовка”

Дифференцированные задания:

1. (слабых) к схеме подобрать слова: зима, зимушка, Волшебница, зимует.

2.(для сильных) собрать слова и разобрать их по составу: зим ов ик а снеж н к ин ый под ок ит

3.(для средних) к каждому слову подбери однокоренные слова по схемам:

  • Мороз
  • Вьюга
  • Снег

“п. Морозко”

Подберите синонимы к слову дивный (чудный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, удивительный, обворожительный, очаровательный, чарующий, непонятный, редкий).

“п. Лесная опушка”

Исправь ошибки.

Зимний лес.

Пришла зима. Летят снежинки. Снег покрыл землю. Деревья стоят в снегу.

Удачен ли этот рассказ? Почему нет?

Добавим пояснительные слова и расположим их под иллюстрациями.

(После дождливой осени, Волшебница, низкого неба, летят, кружатся, падают, мягкие, мохнатые пушистый, словно белым покрывалом, сосны и ели, снежной шалью, берёзы в пышном, искристом, платьице, снег мягок, как лебяжий пух, горностаевая оторочка, купчихи-сосны).

Устные сочинения.

Самостоятельная работа над сочинением.

Зачитать наиболее удачные сочинения.

1. (Аня Уткина) Зимний лес.

Наступила долгожданная Волшебница-зима.

Вот уж осень пролетела,
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.

Она покрыла снежным белым зимним покрывалом поля, луга, леса. Берёза одела блестящую шаль. Пеньки нарядились в роскошные папахи. Сосенки оделись в серебряные оторочки, а ёлочки стоят в кокетливых шапочках. Зимой в лесу очень много чудес. Когда снег покрывает пеньки и деревья, тогда можно разглядеть различные фигуры животных. Снежные зайцы смотрят вокруг, снежные котики спрятались на ветках. В лесу можно увидеть следы людей или не впадающих в спячку животных. Глубокий снег мягок, как лебяжий пух. Даже жалко идти по нему.

Неповторимая красота родной природы! Разве можно не любить её?

2. (Докучаева Ксения)

Зимний лес.

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.

И вот снова в наших краях Волшебница-зима. Снова постелила белое полотно на лугах, полях, в лесах. В богатые шубки с ослепительной горностаевой оторочкой оделись купчихи-сосны, ещё изящнее выглядели берёзки. На белом снегу ёлочки в кокетливых шапочках и муфточках переговариваются друг с другом.

Небольшие кусты покрыты снегом, словно маленькие холмики. А вот на иве спрятался кот учёный, словно кого-то ждёт.

Гладкий снег мягок, как лебяжий пух, без единой соринки. Даже жалко идти по нему. Неповторимая красота природы! Разве можно не любить её?

3. (Дима Козлов)

Зимний лес.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А.С.Пушкин)

Наступила долгожданная Волшебница-зима.

Лес сразу преобразился, стал нарядным. Чудесница надела зимний наряд на деревья, на кусты, на крыши домов, на пни. Не оставила без одежды и лесных зверей: многие оделись в новые шубки. Особенно красив лес в солнечные морозные дни. Снег при свете солнца начинает переливаться и искриться серебром, а ветки деревьев как будто состоят из разноцветных кристалликов.

После снегопада снежные шапки напоминают различные фигуры, и кажется, что на них сидят то снежный кот, то снежный заяц. Глубокий снег мягок, как лебяжий пух, без единой соринки. Так и хочется в него нырнуть!

Неповторима красота родной природы! Разве не любить её?

Возвращение в класс.

Рефлексия: Подберите слова, которые относятся к нашему путешествию.( Слова развешаны по всему классу)красивый, поучительный, познавательный, интересный, увлекательный , разнообразный, чёткий, певучий, грустный, весёлый, полезный и т.д.

А вот, что говорит А.Толстой о русском языке.

“Русский язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью”.

Домашнее задание

Мини-сочинение “Игры зимой”.

Приложение.