Творческий урок по физике

Разделы: Физика


Разделы: Электричество

Продолжительность занятия: 25 минут

Среди нехоженых путей
Один - пусть мой!
Среди невзятых рубежей
Один - за мной!

Учитель: Здравствуйте юноши и девушки. {Гаснет свет). Мне очень приятно проводить сегодняшний урок именно с вами. Комфортно ли нам общаться с вами? Вам все видно, что написано на доске? Я думаю, что определенные неудобства темнота в классе нам с вами создает.

А как быстро человечество привыкло использовать плоды цивилизации, не задумываясь о том, откуда они пришли к нам, кто или что стояло у истоков их создания.

В современной жизни мы используем различные источники света, но все - же как хорошо, что под рукой у нас есть один из первых искусственных источников света, надежная помощница свеча. (Учитель читает строки из стихотворения И.А.Бунина)

Голубое основание,
Золотое острие.
Вспоминаю зимний вечер,
Детство раннее мое.
Заслонив свечу рукою,
Снова вижу, как во мне
Жизнь рубиновою кровью
Нежно светит на огне.
Голубое основание,
Золотое острие ...

И хотя свеча дает нам ощущение покоя, уюта, тепла - в современной стремительной жизни мы привыкли использовать электрические лампочки. Они, именно они, освежают всю нашу жизнь. (Зажигается свет)

Долгим и тернистым бывает путь любых открытий. Точно таким же был путь от лучины, свечи, керосиновой лампы до электрических ламп накаливания, которые были открыты в 1873 г. Эдисоном и Ладыгиным. Скажите, а почему очень часто путь к открытию бывает трудным? (Ученики рассуждают на заданную тему)

Учитель: Человек сам по себе очень интересный физический объект. Один человек смотрит и воспринимает мир, таким, какой он есть. А другой начинает наблюдать, анализировать, задавать вопросы ... (Учитель просит ученика погасить свет)

Учитель: Вот например посмотрите на луч света.

(Демонстрация опыта -разложение света в спектр)

Много лет назад в луче света один человек увидел просто серый или белый цвет, а другой пошел дальше. Он придумал специальный прибор {призму), который разлагает свет на цвета. И теперь мы с вами знаем, что в простом луче света - семь цветов радуги, которые в физике называется спектром. Третий же человек изобрел способ определения состава различных веществ по спектру. И сейчас, благодаря спектральному анализу, мы изучаем составы целых галактик.

Учитель: А какие источники тока вы знаете?

(Ученики должны ответить: аккумуляторы, батарейки, турбины …)

Учитель: А вы знаете, что обычная картошка также может служить источником света? Не верите? Давайте проверим (демонстрация опыта с картошкой и гальваническим элементом.).

Учитель: Чем объясняется этот эффект? Кто-нибудь знает?

А объясняется он тем, что в картофеле (а кстати, вместо картофеля можно взять лук, лимон, яблоко) и фруктах кроме воды есть минеральные соли и их ионы- носители электрического тока.

Кстати этот факт люди стали использовать на практике. Сейчас в больших овощехранилищах устанавливают специальные зонды. И если фрукты или овощи начинают портиться, то приборы регистрируют увеличение тока, следовательно, нужно принимать меры защиты.

Учитель: Оглянитесь вокруг, ведь источником тока можно считать любой физический объект, который вас окружает. Только человечество еще не научилось высвобождать энергию, скрытую в них. Эти открытия только предстоит сделать. И как знать может первооткрывателем будет кто-то из вас.

Учитель: Владимир Высоцкий в одном из своих стихотворений писал:

“Среди нехоженых путей Один - путь мой!
Среди не взятых рубежей Один - за мной!”

Как вы думаете, о чем эти строки? (Ученики рассуждают на данную тему).

Учитель: Поскольку мы с вами на уроке физики, давайте сейчас, имея тот объем физических знаний, попробуем определить, какие области физики не совсем изучены. Какие открытия на ваш взгляд нужно сделать человечеству, какие рубежи при этом нужно преодолеть?

(Работа в группе, результат представляется на рабочих листках, которые вывешиваются на доску). Например: источники энергии, скорость света, телепортация и др. Далее идет защита своей работы у доски.)

Учитель: Посмотрите, ребята, как много у нас еще не познано!

Как велико поле для открытий, как много в физике путей лежит перед вами неизведанных и нехоженых!

Я думаю, что те открытия, которые вы здесь перечислили, могут послужить вам темой для проектов в старшей школе и в ВУЗе, и, наконец, любая из этих тем может стать целью вашей жизни. Скоро вам предстоит выбирать свой путь, а в дальнейшем и профессию. Вы на пути выбора профильного класса, и я надеюсь, что сегодняшний урок повлияет на его выбор. А дальше не за горами и ВУЗ. И кем бы вы не стали, пусть ваши дела возродят величие и славу нашей родины - России! Пусть каждый из вас пройдет этот путь и преодолеет все рубежи достойно и оставит добрый, незабываемый след в душах людей!