Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества — информатизация образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения.
Введение курса информатики и вычислительной техники привело к оснащению образовательных школ компьютерными классами и созданию предпосылки применения компьютеризованных технологий в преподавании других предметов, в частности - физической культуры. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления.
Одним из приоритетных направлений работы школы №1 и 20 округа Мурома, в которых мы работаем, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. В школах имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, поэтому в нашу практику включены уроки с компьютерной поддержкой. Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний, контроль знаний и самообразование. Пятый год используем на теоретических уроках физической культуры уроки в форме электронной презентации. Урок с использованием электронных презентаций и компьютерных тестов требует соблюдения определённых дидактических принципов и научно- методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий. По данному вопросу был изучен материал по использованию ИКТ на уроках. Мы овладели компьютерными технологиями и программой Мicrosoft Рower Рoint, что позволило создать систему уроков с использованием ИКТ по усвоению теоретического материала на уроках физической культуры. Это разрешило нам при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более интересным, наглядным и динамичным.
Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические справки и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому мы используем на уроке демонстрационные средства (слайды, картины, анимации, видеозаписи), что способствует формированию у детей образных представлений, а на их основе — понятий. Причем эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. Проблема создания электронных учебных пособий по физической культуре, к которым относятся и учебные презентации, на сегодняшний день весьма актуальна. Это создаёт условия для получения и активизации теоретических знаний по физической культуре на основе использования электронных презентаций и компьютерных тестов и увеличение динамизма и выразительности излагаемого материала. Предлагаемые формы приводят к повышению мотивации, росту эмоциональной выразительности урока.
В связи с введением экзамена по физической культуре возросла роль теоретических уроков по предмету, которые есть и остаются основной формой получения учащимися знаний. Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций и компьютерных тестов позволило нам эффективно решить эту проблему.
Электронные презентации на теоретических уроках по физической культуре предназначены для решения ряда педагогических задач. Их использование позволяет нам значительно повысить производительность обучения, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия. Наличие конспектов в виде тематических электронных презентаций предоставляет возможность организации самостоятельной работы учащихся с подобного рода ресурсами. Обязательным условием электронной презентации является наличие иллюстративного материала. Выбор текстового материала не возможен без привлечения дополнительной справочной литературы.
Электронная презентация содержит обширный теоретический материал для изучения физической культуры. Но не менее важен и тот стимул, который несёт в себе процесс подготовки электронной презентации к углубленному изучению предмета. Кроме того, понятия и абстрактные положения до сознания учащихся доходят легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; и потому для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности. Именно поэтому в учебных презентациях мы свели текстовую информацию к минимуму, заменив её схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов, касающихся физической культуры и спорта. Темы уроков выстраиваются в соответствии с основными разделами программы по основам знаний предмета физическая культура. Информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения. Практически неоспоримым является факт, что дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала утомляемость делает материал более приемлемым и доступным учащимся.
Использование тестирующих компьютерных программ на уроках физической культуры позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Компьютерная программа сама приведет множество примеров, сосчитает правильные ответы и выставит объективную оценку. Выиграет от этого не только учитель, который будет освобожден от проверки тетрадей по физической культуре, кроме того, такая компьютерная программа полезна прежде всего ученикам. Компьютер всегда непредвзят, это независимый эксперт.
Традиционные тесты хороши для контроля, так как являются исключительно объективным его способом. В компьютеризованном виде возможен вариант самообучения, идущий в 2-4 раза быстрее, чем при традиционном коллективном разборе результатов тестирования. Вариант самообслуживания дает возможность понять такой объем материала, который не удается осуществить в другом случае - именно в этом преимущество компьютеризованных тестов.
Использование компьютерных тестов на теоретических уроках физической культуры дает возможность:
- осуществлять реальную индивидуализацию и дифференциацию обучения;
- вносить обоснованные изменения в процесс преподавания,
- достоверно оценивать качество обучения и управлять им.
Только использование при автоматизированном контроле действительно хороших продуманных вопросов способно оказать положительное влияние на учебный процесс. Известный педагог-новатор И. Н. Ильин говорил, что учащиеся помнят не ответы, а вопросы и свою реакцию на них – найденное решение.
Ещё одно преимущество компьютерных тестирующих программ по сравнению с традиционными методами проверки знаний – это оперативная проверка знаний учащихся. Такие программы нужны учителям, учащимся. Учебный материал, реализованный в компьютерном обучении постоянно контролирует и поддерживает на необходимом уровне мотивацию обучаемого способам познания.
Тесты имеют компьютерную оболочку. Процесс тестирования с помощью подготовленной нами совместно с программистом школы компьютерной программы тестов довольно прост для учащихся и не требует специальных знаний. Программа работает в полноэкранном режиме. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них. По окончании работы открывается окно результатов. В этом окне отображается оценка по пятибалльной системе.
В данном материале мы представляем электронные презентации, которые могут быть использованы учителями полностью или частично. Предложенные документы помогут сократить время на подготовку к уроку с использованием ИКТ. Данная форма поможет учителю рационально организовывать познавательную деятельность детей и подготавливать их к устному экзамену.
Тесты могут использоваться на любом этапе обучения. Одни из них призваны оценить готовность учащихся к освоению нового учебного курса, другие помогают выявить конкретные пробелы в знаниях учащихся и спланировать необходимую целенаправленную коррекционную работу, третьи дают возможность прогнозировать дальнейший процесс обучения и его результаты.
Приложения
Для учащихся 7 классов создана электронная презентация “Оказание первой помощи при травмах”. В ней показана последовательность действий при оказании медицинской помощи, табельные средства необходимые для этого. Наглядно показана методика выполнения повязки в виде “чепца”. Даны определения перелома, ушиба, вывиха, раны, ссадины и последовательность оказания первой помощи при травмах. Урок дополняется видеоподдержкой по данной теме и отработкой практических навыков, которые необходимы в жизни. Материал подобран в соответствии возраста учащихся.
Для 8 классов предлагается электронная презентация “Вред курения и алкоголя”. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1). Тема актуальна в наше время, так как дети с раннего возраста начинают приобщаться к сигаретам и вину. Внимание детей в этой презентации уделено пагубности вредных привычек на организм человека, последствия которые могут произойти после употребления алкоголя.
Для самостоятельной подготовки к экзаменам в 11 классах разработана электронная презентация “Ритмопластические направления”, которая обладает наглядностью (фотографии в виде фрагмента и таблицы), позволяет акцентировать внимание на главное. Презентация по этой теме помогает учителю в работе на уроке, сокращая время на изучение большого объема материала. На слайдах представлены современные направления ритмической гимнастики и методика проведения урока. Занятия по этой теме может сопровождаться видеоподдержкой.
Создана компьютерная презентация “Самоконтроль на занятиях физической культуры и спорта”. Она помогает учащимся овладеть знаниями по этой теме. В презентации представлены определения, показатель самоконтроля, субъективные показания состояния организма, внешние признаки утомления, которые и составляют теоретический материал. Способы измерения пульса пробы с приседаниями являются практическим материалом. Дети приобретают знания для самостоятельного ведения “Дневника самоконтроля” и определения своей физической подготовленности. В конце урока предложен тест по усвоению учебного материала. Данные материалы соответствует основам знаний за 7, 8 , 9, 11 класс.
Для более углубленного изучения теории физической культуры создана презентация “Координационные способности школьников”. В ней раскрыта методика развития координационных способностей, формы и методы их формирований.
Накануне олимпийских игр в Турине была разработана электронная презентация для учащихся 5-х классов о знакомстве детей с ледовыми олимпийскими видами спорта.(ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
Для повышения эффективности занятий на уроках используются программные диски из серии Кирилл и Меффодий, фрагменты из видеофильмов. Материал подбирается в соответствии с темой урока. Для создания электронной презентации использовалась компьютерная программа Мicrosoft Рower Рoint.
В приложении представлены компьютерные тесты по темам “Олимпийские игры древней Греции и современные олимпийские игры” для подготовки к экзаменам в 9-11 классах. В ней предлагаются вопросы об итогах Олимпийских игр о выдающихся деятелях современного Олимпийского движения о знаменитых Владимирских спортсменов, прославивших наш край. Тестирование по теории физической культуры для 9-11 классов затрагивает определения физических качеств человека методику их развития. (ПРИЛОЖЕНИЕ №3).На каждый вопрос предлагается 4 варианта ответа близких по смыслу.
Программа выдаёт отметку по следующей шкале:
- “3” - за 60% правильных ответов,
- “4” - за 75%,
- “5” - за 90%.
Время выделяемое на тест зависит от сложности вопросов и их количества и ограничивается 10-15 минутами. Целесообразно проводить тесты в конце урока. Они могут быть использованы вместе с электронной презентации, что позволяет увеличить плотность урока.
Учащиеся должны владеть компьютерной грамотой. Тесты проводятся в течение 10-15 минут в зависимости от сложности задания и их количества (20-25 вопросов) в режиме “С подсказкой” и без неё, на каждый вопрос даётся 4 варианта ответа.
Качественная успеваемость на теоретических экзаменах по физической культуре до использования ИКТ на уроках
и после внедрения электронных презентаций и компьютерных тестов.
На диаграммах наглядно видно, что с применением на теоретических уроках физической культуры электронных презентаций и компьютерных тестов повысилась качественная успеваемость теоретического экзамена по физической культуре.
Данный опыт могут использовать учителя физической культуры знакомые с информационными технологиями и программами. Одновременно его можно использовать для обогащения своих профессиональных умений и знаний.
Спецификация
Теоретические уроки в форме электронной презентации и компьютерных тестов повышают уровень знаний учащихся по предмету физической культуры.
Этот материал соответствует Комплексной учебной программе для 1-11 класса и опирается на федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минообразования России от 9 марта 2004 г. № 1312.
Также материал, входящий в электронные презентации содержится в билетах для экзаменов. Тема урока в 9 классе “Самоконтроль при занятиях физической культуры” билет №6 вопрос3 для 9 класса и билет № 7, вопрос3, также билет№10 вопрос2 для 11 класса; “Оказание первой медицинской помощи” билет №3 вопро3 для 9 класса; “Пагубность вредных привычек” билет №15 вопрос1 для 11 класса. Тесты по теории физической культуры для 9-11-х классов способствует проверки знаний билета №6 вопрос2, билет №10 вопрос3 для 9 класса и билет №2 вопрос2, билет №8 вопрос2, билет №11 вопрос2, билет №12 вопрос2 для 11 класса; “Олимпийские игры древности и современности” билет №7 вопрос1 для 9 класса и билет №8 вопрос 1, билет №14 вопрос 1 для 11 класса. (Примерные билеты и ответы по физической культуре для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9-11 классов общеобразовательных учреждений. Издательство Дрофа, М.2005).