Цель урока: формирование представлений о свойствах воздуха.
Задачи:
- систематизировать и обобщить представления учащихся о свойствах воздуха; развивать познавательную активность детей, наблюдательность, речь,
- умение сравнивать, рассуждать, анализировать, делать выводы;
- формировать у учащихся коммуникативные качества, умение работать в группе;
- оценивать свою работу, умение считаться с мнением товарища;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование:
1) лабораторное оборудование для проведения опытов (по 1 комплекту для каждой команды);
2) ноутбук, проектор, экран;
3) диск “Подводный мир” (для показа осьминога);
4) воздушные шары;
5) 6 листов формата А3, фломастеры (для выполнения творческого задания);
6) Карточки со словами для каждой команды (для игры “Найди лишнее слово”).
7) Аудиозапись “Шум прибоя”.
8) Карточки с текстами (для выполнения творческих работ)
Ход урока
1. Организационный этап.
- Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан - самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, “купаетесь” в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь “купаются” в этом океане.
Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.
Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.
Как вы думаете, о каком океане идет речь? (Воздух)
(НА ЭКРАНЕ тема урока)
2. Сообщение темы и целей урока:
- Сегодня мы с вами немножко пофантазируем и совершим увлекательное путешествие, во время которого узнаем много интересного о воздухе и его свойствах.
3. Изучение нового материала.
1) Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе
- Что вы знаете о воздухе? (Свободные высказывания учащихся, не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы: “Это интересно…”, “Ты думаешь, что прав?..”, “Откуда ты это знаешь?”)
- Как вы думаете, из чего состоит воздух? (Ответы учащихся)
- Воздух состоит из нескольких газов, они невидимы.
2) Игровая ситуация.
- Ребята, марсиане хотели бы прилететь на Землю, но не знают, комфортно ли им будет на нашей планете. Они прислали нам письмо, в котором просят нас узнать свойства воздуха.
(НА ЭКРАНЕ схема, как на странице 15 учебника- тетради)
Мы уже знаем об одном из свойств воздуха: “Воздух - это смесь разных веществ”
- А отправимся мы в путешествие на воздушном шаре. Корзину, которого мы украсим воздушными шариками. ( На экране рисунок воздушного шара)
Но, чтобы попасть на воздушный шар, каждой команде необходимо приобрести входной билет.
3) Игра “Найди лишнее слово”
- У нас на столах карточки со словами, найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее?
Соль, сахар, воздух, горчица. (Воздух не имеет вкуса)
Снег, радуга, лист растения, воздух. (Воздух не имеет цвета)
Воздух, одеколон, уксус, жареная картошка. (Воздух не имеет запаха)
4) Путешествие на воздушном шаре (Свойства воздуха, выявленные во
время проведения опытов)
Опыт 1: Опусти пустой сосуд в воду, нагревай его руками. Затем накрой сосуд холодной тканью. Наблюдай, что происходит с воздухом.
(При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается)
Опыт 2: Опусти в воду перевернутый стакан. Что произошло? Почему вода не поднялась выше?
(Воздух имеет место)- Все свойства записываются в тетрадь.
Физминутка
- Нам необходимо немного отдохнуть, поэтому приземлимся на полянку.
(НА ЭКРАНЕ: лесная полянка)
- Ребята, вы почувствовали, что в лесу дышится легче? Почему? Если каждый из нас посадит в городе около своего дома или школы любое растение: цветок, куст или деревце, то наш город станет еще краше. Не забывайте, что лес - наше богатство. Соблюдайте правила поведения в лесу!
6) – Продолжаем наше путешествие, но и не забываем о задании.
Подул сильный ветер, и нашу корзину стало раскачивать. Подумайте и ответьте на вопрос: Что такое ветер?
(Ветер- это движение воздуха)
Опыт 3: Развязанный воздушный шарик улетает со свистом,
(Его толкает вперед с силой выходящий из него воздух)
- Вот мы приближаемся к назначенному месту. Проверим, выполнено ли у нас задание?
7) -Наш воздушный шар приземлился на побережье теплого Средиземного моря. Можно немного отдохнуть на берегу.
Рефлексия. (На экране вид моря, включается запись “Шум прибоя”)
Сядьте поудобнее на стульчики, расслабьтесь. Посмотрите на морской пейзаж, постарайтесь его запомнить. Теперь закройте глазки и представьте себя на берегу этого моря. Вы лежите у кромки прибоя, солнечные лучи вас ласкают, а набегающие волны слизывают усталость, унося их далеко в море
8) – Мы с вами находимся в знаменитом княжестве Монако. Здесь находится известный на весь мир Монакский океанографический музей.
Зайдем в музей и в одном из огромных аквариумов посмотрим осьминога.
(НА ЭКРАНЕ видеофрагмент - плывущий осьминог)
На суше осьминог издает интересные звуки, похожие на шипение. Это он так со свистом дышит. Из-под крайнего щупальца у него торчит белая трубка. Она то сжимается, то раздувается. Через нее осьминог выпускает воздух. В воде во время плавания осьминог с силой выталкивает воду, которая с силой толкает его вперед. (Как сдутый шарик улетает со свистом потому, что его толкает вперед с силой выходящий из него воздух) Так осьминог передвигается
- А как на шарике показать движение осьминога?
- Теперь можно отправить письмо марсианам. Молодцы, ребята!
4. Заключительная часть. Подведение итогов.
1) - Мы выполнили задание, узнали много интересного. А теперь можно
отправляться домой и выполнить творческий отчет нашего путешествия.
На столах у вас листочки с текстом, необходимо содержание текста изобразить в виде рисунка.
Текст: Воздухом дышит все живое на Земле. Но вот что удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолеты и машины, не могут без него работать заводы и фабрики. Почему же его не становится меньше? Потому что на Земле есть зеленые растения. Они - настоящая фабрика кислорода.
(Зачитывается текст, учащиеся показывают свои рисунки)
2) На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое?
На доске показаны все 3 вида выражения лиц.
3) – На этом наш урок закончен. Всем спасибо!