Введение
В области образования одной из актуальных является проблема оценки уровня знаний (подготовленность) учащихся по различным предметам. Объективность оценки знаний учащихся необходима, прежде всего, для принятия верного решения при проектировании деятельности учащихся по окончании средней общеобразовательной школы.
Тестирование – это стандартизированный метод оценки знаний, умений, навыков учащихся, который помогает выявить и сформировать индивидуальный темп обучения, пробелы в текущей итоговой подготовке.
Путь к созданию тестов – изучение теории и методики тестового контроля знаний. Здесь самое главное – осознать, что тест – это не просто проба или ученическая проверка с помощью традиционных вопросов, а научно-обоснованный метод, представляющий систему заданий специфической формы, возрастающей трудности, определенного содержания, позволяющий качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить их уровень.
Актуальность работы обусловлена нетрадиционным подходом к проверке знаний как механизму активизации познавательной деятельности учащихся.
Цель: Эффективное использование тестирования на уроках химии.
Тест как измерительный инструмент
Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая и образование.
Тесты – не только более качественный, но и значительно более объективный способ оценивания. Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры проведения и путем стандартизации и проверки показателей качества отдельных заданий и тестов в целом.
Тесты представляют собой своеобразную базу для проведения мониторинга, корректировки сравнений, определения уровня усвоения материала. Таким образом, тест – это измерительный инструмент с точки зрения оценивания.
Отличие тестов от контрольных работ является его оснащение, то есть существование жесткой процедуры проведения. Отличие тестов от экзаменов состоит в том, что тесты, используя единые критерии оценки, ставят всех учащихся в равные условия, а это приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений. Широта теста позволяет ученикам показать свои достижения на широком поле материала. Кроме того, тесты – это эффективный инструмент с экономической точки зрения. Но важнейшее отличие тестов от других форм поверки знаний – его технологичность: задания имеют точный однозначный ответ, и оценивается стандартно.
По средствам предъявления существуют тесты
- с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся тестовые задания и в которых испытуемый фиксирует результаты.
- бланковые, когда испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы на специальных бланках. Бланки предъявляются отдельно от заданий.
- компьютерные.
Для отслеживания контроля знаний подходит любой из этих способов, но необходимо отметить, что предъявляя один и тот же тест в разных формах, мы получим разные результаты.
По целям использования выделяются следующие группы тестов:
- Определяющий тест, предназначенный для оценки начальных способностей (применяется в начале года или четверти), несложный, охватывающий небольшой диапазон знаний)
- Формирующий тест (используется для контроля за прогрессом обучения, затрагивает ограниченный сегмент обучения, оценивается результаты обучения определенной главы или раздела, делается на оценке степени владения материалом).
- Диагностический тест, предназначенный для определения трудностей обучения, (внимание сосредотачивается на ответах учащихся, содержит большое число вопросов, имеющих отношение к конкретной тестируемой области). Этот тест фокусируется на распространенных ошибках учащихся, четко ожидаемых результатах обучения, имеет очень невысокий уровень сложности, применяется для тех учеников, у которых есть проблемы обучения.
- Суммирующий тест. Данный тест разрабатывается для оценки широкого диапазона результатов обучения, определяет степень достижений, содержит более сложные вопросы.
Для мониторинга можно использовать три вида тестов, это – определяющий, диагностический и суммирующий.
Основные требования к тестам
Под содержанием теста подразумевается оптимальное отображение содержания учебной дисциплины в системе тестовых знаний. При создании теста обычно ставятся цели, задачи и ожидаемые результаты.
В научной литературе выделяют 4 основные задачи:
- Обучающая задача направлена на формирование у учащихся знаний основных общеучебных умений и навыков усвоения в процессе учебной деятельности. При этом необходимо инструктировать учащихся о требованиях к выполняемой работе и ее частям, знакомить со способами самоконтроля.
- Развивающая задача направлена на развитие учебных мотиваций, на формирование у учащихся приемов самоконтроля.
- Контролирующая направлена на усвоение у учащихся учебного материала, по нему они могут самостоятельно проверить свои знания по теме, определить уровень подготовки.
- Воспитывающая задача направлена на интересы учащихся к предмету. Она фиксирует отношение учащегося к себе как к субъекту.
Содержание теста не может быть только легким или только трудным. Трудность теста зависит от цели, уровня овладения материалом, специальными умениями и навыками, уровня развития психических познавательных процессов.
Критерии ориентированности теста
В любой тест должны быть включены три основных уровня умения усвоения знаний и умений.
1. Первый уровень – базовый, на этом уровне ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения.
2. Второй уровень обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач.
3. Третий уровень поднимает учащихся на уровень осознанного творческого применения знаний, предусматривает свободное овладение практическим материалом, приемами учебной работы умственных действий.
Согласно методике составления теста, разработанной в лаборатории образования ИОСО РАО, основная часть должна состоять из заданий вопросов первого и второго уровней. Именно задания этих уровней соответствуют обязательным требованиям к знаниям и умениям учащихся.
Методическое описание работы
На своих уроках для проверки и корректировки уровня знаний учащихся, наряду с другими методами, мы используем метод тестирования.
Тесты могут быть использованы не только для контроля, но и для обучения. Они позволяют ученикам самостоятельно обнаружить и ликвидировать пробелы в своих знаниях.
Цель тестирования: получение объективной информации по усвоению учащимися знаний, умений, навыков, выяснение возникших затруднений.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- Создавать каждому ученику ситуацию успеха,
- Вовлекать каждого ребенка в активную познавательную деятельность.
- Предоставить ученику возможность работать (в своем темпе, на своем уровне сложности).
Все тестовые задания составляются с учетом психологических особенностей учащихся в соответствии со следующими принципами:
- Познавательность,
- Разноуровневость изучения материала: 1 уровень – репродуктивный, 2 – аналитический, 3 – творческий.
- Успешность: первое задание в любой самостоятельной работе составлено так, что его может выполнить даже самый слабый ученик.
- Логичность и последовательность.
- Многовариантность.
- Полнота и всесторонность подачи материала.
- Универсальное применение: можно использовать и при изучении новой темы и при повторении.
Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки.
Методические особенности тестового контроля с различными типами заданий
С целью повышения активности и самостоятельности учащихся на уроках химии мы применяем методику тестового контроля с выборочным ответом следующих типов: дополнения, выборочный, напоминание, альтернативный, ранжирования, комбинированный, профнаправленный.
Данные типы развивают у учащихся умения анализировать задачи и находить оптимальные пути их решения. Следует отметить, что для выполнения различных типов тестовых заданий необходимы такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, функция, аналогия, умозаключения и др.
Таким образом, системная проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного материала. Но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способности к анализу. Наряду с другими преимуществами, перечисленными выше, данный метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.
Варианты заданий индивидуальны для каждого учащегося. Содержание таких тестов рассчитано на различный уровень умственной деятельности, ответы на задания предполагают их дифференциацию, что очень важно для психологически неустойчивых учащихся. Выполняя общеклассное задание, слабые ученики отвечают на уровне узнавания, средние – воспроизведения знаний, сильные – применения своих знаний, преобразуя их относительно новым условиям.
Алгоритм тестирования, применяемый на наших уроках химии:
- Относитесь к тестированию серьезно и хорошо к нему подготовьтесь.
- Помните, что на выполнение работы дается ограниченное время.
- Прежде чем начать отвечать, вникните в смысл задания.
- НЕ задерживайтесь слишком долго на одном задании, переходите к другому.
- Помните, что Ваш успех зависит от Вашей собранности и настойчивости.
- Из нескольких предложенных вариантов выберите один правильный ответ.
- Ответ на задание состоит из одной цифры. В карточке для фиксации результатов тестирования ответы напишите в виде колонки цифр.
- Если Вы не согласны ни с одним из предложенных ответов или условию задания , на Ваш взгляд, соответствуют несколько ответов из числа предложенных, то ответ введите с помощью цифры 0
- Не забудьте на своей карточке поставить название темы, класс, дату выполнения работы, свою фамилию и имя.
Учащиеся получают контрольную программу – тест, знакомятся с вопросами, последовательно анализируют варианты ответов и заносят их в карточку ответов в виде крестика в соответствующей ячейке матрицы.
Оценивание результатов работы:
Оценивание результатов проводится следующим образом:
- единицей, по которой можно судить о качестве выполнения учащимися тестового задания, служит так называемая существенная операция теста (проверки, при которых необходимо заполнить номер правильного ответа).
- для выполнения и подсчета числа существенных операций теста используется эталон с правильным ответом.
- если операция выполнена правильно, то учащийся получает один балл, если не выполнена или выполнена неправильно, то ноль баллов. Также используется оценка 0,5 баллов на задание, решение которого было выполнено верно наполовину.
Общее число существенных операций теста соответствует 100%, а число существенных операций, выполненных учащимся х%
В результате математических расчетов определяется процент выполнения тестовых заданий каждым учащимся, а потом переводится в соответствующую отметку. Например, 79 из 100% - “хорошо”, 53 из 100% - “удовлетворительно”.
Тестовые задания используются нами на уроках закрепления, повторения, при итоговом контроле и контрольной работе. По результатам тестирования составляется мониторинг знаний учащихся.
Результаты обучения и внедрения системы тестирования на уроках химии:
- Значительно улучшилось качество знаний и успеваемость.
- Сформировались навыки самостоятельно совершенствовать и углублять знания по химии, что в свою очередь, способствует развитию интереса к этому предмету, в использовании знаний на практике.
- Развились такие качества как трудолюбие и целеустремленность.
- Повысилось качество знания выпускников поступающих в ВУЗ
Заключение
Таким образом, преимущество тестов в том, что они позволяют проверить элементарные знания учащихся, которые составляют необходимую базу обучения любой дисциплины.
На уроках химии используются такие виды тестирования, как абитуриентское (вузовское), аттестационное (школьное).
Умение заполнять тесты помогает нашим абитуриентам успешно принимать участие в централизованном тестировании в Республике Саха (Якутия), а также выполнение ЕГЭ, результаты которого засчитываются в школе как оценка итоговой аттестации и представляется для участия в конкурсах ВУЗов всей страны.