Задачи:
- формирование у детей умения правильно вести себя на природе, чтобы не навредить ей;
- сформировать у детей убеждение, что красота и творение природы бесценны, а потому их нужно беречь и охранять.
Оборудование:
- фонограммы танцев, звуков природы;
- атрибуты для игр, танцевального творчества, сценок;
- шумовые инструменты для оркестра из бросового материала;
- костюмы для участников (“газета”, “консервная банка”, “огонь”, “журавли”, “леший Леха”, “кикимора Кика”, “царь Берендей”, “бабочка”)
Ход занятия
Зал украшен рисунками детей, на центральной стене – земной шар, окруженный дымом, черными тучами [фото 1]. Дети парами, под спокойную музыку заходят в зал и рассаживаются на стулья.
Ведущая: Сегодня, 22 апреля, мы собрались, чтобы отметить праздник – День Земли.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц скликают перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Когда - то, древние люди поклонялись Матушке – природе, берегли ее. А сейчас мы все чаще видим неухоженные поля, высохшие озера, вырубленные леса. Настало время задуматься над тем, смогут ли люди будущего купаться в море, гулять в лесу, видеть звезды, вдыхать аромат цветов? Давайте, ребята, вместе с вами подумаем и расскажем какие беды принесла природе человеческая цивилизация.
1 ребенок:
Гудят заводы, всюду пыль,
Бежит, дымит автомобиль,
А, между тем, деревья стонут
В грязи и пыли просто тонут.
2 ребенок:
Стала грязной наша вода,
От растений нет и следа,
Отнят дом у наших зверей,
Птицам, рыбам плохо теперь.
3 ребенок:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это,
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Включить аудиозапись: на фоне биения сердца звучат слова Земли.
Земля:
Я – Земля! Я – Земля!
Усталость моя беспредельна,
О стоне моем не взыщите,
Хоть кто-то услышит биение
Уставшего сердца в зените.
Люди моей планеты! Планета в опасности! Горько мне смотреть на исчезающую красоту природы, гибнувших животных и растения. Не хочется мне просыпаться от зимнего сна и наполнять окружающий мир красотой.
О Земле слагают песни,
О природе, красоте,
Что же вы, народ-то русский
Позабыли обо мне?
Или вам теперь по нраву
Воздух, воду загрязнять?
Что в наследство детям люди
Вы собрались оставлять?
Остановитесь, люди! Не губите меня! Я – Земля! Мне нужна ваша помощь!
(стук сердца затихает)
Ведущая: Земля просит нас о помощи и наша обязанность откликнуться на эту просьбу.
1 ребенок:
Ты, человек, сильнее с каждым днем
Но, в космос, отправляя корабли
Не забывай: ты - только часть Земли,
Она – твой настоящий отчий дом.
2 ребенок:
Ты дышишь чистым воздухом лесов
И воду пьешь из полноводных рек,
Ты сыт ее хлебами, человек,
Откликнись на ее печальный зов.
Ведущая: Ребята! Нам нужно помочь планете, нужно спасти ее красоту. Давайте отправимся в весенний, сказочный лес и наведем там порядок. А поедем мы туда на волшебном поезде.
Скорей собирайтесь
На утренний поезд.
Давно ожидают
Вас травы по пояс.
Скорее спешите
В леса и поля,
Пока самоцветами
Блещет земля.
Дети встают цепочкой и “едут” по залу, дети-деревья пробегают мимо. Звучит фонограмма “Поезд” [2]. “Доехав” до центральной стены, дети встают полукругом и поют:
Песня: “Лесная песенка” [3]
Ведущая: Ну вот и приехали. Посмотрите, какая большая полянка, но какая-то она странная: кругом пни, разбитое стекло, мусор ... Что здесь произошло? Вот кто-то идет сюда. По-моему, это лесной царь. Но почему он вздыхает и такой печальный? Давайте спросим у него.
Заходит царь Берендей (взрослый).
Ведущая: Здравствуйте, что с вами? Отчего вы такой грустный? И скажите, пожалуйста, что случилось с лесом?
Берендей: Я – Берендей, лесной царь. Хозяин всех птиц и зверей. Стряслась у нас большая беда.
О, мой лес, мой дивный лес!
Был высок он до небес,
Пели птицы до зари,
Заливались соловьи.
Бабочки порхали,
Пчелки мед собирали.
Но все это в прошлом ... А теперь в лесу тишина, только стекло, да мусор кругом. Кикимора Кика, да леший Лёха решили весь лес извести, цветы оборвать, птиц распугать, зверей разогнать.
Ведущая: Не горюй, Берендей. Мы что-нибудь придумаем с ребятами. Найдем этих злодеев. Но сначала тебя развеселим.
Ведущая повязывает на пенек косынку и напевает: “Во поле березка стояла ...”.
Берендей: Вы что? Какая же это березка? Это же пень сухой!
Ведущая: Ну что вы, Царь! Ведь сейчас весна, а весной “даже пень, в апрельский день, березкой стройной стать мечтает”. У нас с ребятами есть игра такая. Давайте поиграем.
Игра: “Пеньки – березки” [4]
(Под музыку девочки ходят с косынками по залу, мальчики – пеньки сидят на корточках. С окончанием музыки девочки повязывают на голову мальчикам косынки. Мальчики – березки встают. Чья березка быстрей вырастет.).
Берендей:
Птицы молчат в чаще лесной,
Вокруг тишина и дремота,
А как мне, ребята, весенней порой
Послушать птичек охота.
Ведущая: Давайте поможем Берендею, заменим птиц.
Вы – выробьишки, почирикайте “Чик – чирик”.
Вы – вороны, покаркайте “Кар – кар”.
Вы – сороки, пострекочите “Стрек – стрек”.
Вы – кукушки, кукуйте “Ку – ку”.
Ведущая: А теперь все вместе.
Шумовая игра: “Птичьи голоса”
Звучит фонограмма: “Пение птиц” [5]
Берендей: Спасибо, ребята. Здорово получилось, как настоящий птичий хор. Лес мой сразу ожил. Даже журавушки прилетели.
(Забегают дети – журавли).
Журавль:
Я – белый ангел в небесах.
Я – лучик солнца в облаках,
Младой журавль всегда в пути,
Чтоб мир от гибели спасти.
Танец журавлей [6]
Берендей: Журавлики улетели. Да и мне пора пройтись по лесу, навести порядок.
(Берендей уходит)
Забегаю кикимора Кика и леший Лёха. Кикимора целится в птиц из рогатки, леший несет пакет с мусором.
Кика:
Я – кикимора лесная,
Я – не добрая, а злая.
Всех я пташек перебью
И цветочки потопчу.
Мимо леса пробегая
Все кусты я поломаю.
Пусть зверье меня боится
И не очень веселится.
Эй, Лёха! Где ты там?
Лёха:
Кика, я уже иду,
Склянки, банки я несу,
Под кустом их положу.
Босоногие ребятки
Пусть порежут себе пятки...
(Раскидывает мусор, банки)
Кика:
Ой, как чудненько кругом!
Всюду мусор и погром.
Лёха, прутики неси
И костер вот тут зажги.
Сварим супчик из грибов.
Ну! Готов ты?
Лёха: Да, готов!
(Зажигает бумагу) [фото 2]
Лёха:
Кажется, у нас пожар!!!
Кикочка, я побежал.
Кика:
Ах, как весело кругом,
Все сгорит, как кошкин дом!
“Танец огня” [7]
Ведущая: Ребята, давайте скорее тушить пожар. Помогите мне.
(накидывают на “огонь” покрывало, уводят детей)
1 ребенок:
Что случилось с нашим лесом?
Посмотрите все вокруг,
Был зеленым и уютным –
Стал он грязным, серым вдруг.
2 ребенок:
На лесной полянке
Нет цветов – одни лишь банки,
И, как будто, нам назло
Всюду битое стекло.
(дети начинают убирать мусор, выходят два ребенка: “газета” и “банка”) [фото 3]
Газета:
Посмотрите на меня ...
Я такая грязная.
Вся помята и порвата
И ногами затоптата,
В общем - я несчастная!
Ведущая:
Ты, газеточка, не плачь,
Мы тебя разгладим.
Не горюй и не тужи,
Мы тебя расправим.
От пылинок отряхнем,
Танцевать с тобой пойдем!
Общий танец с газетами “Ча – ча – ча” [8]
Банка:
Хорошо газете старой,
С нею танцевали.
А меня ножом проткнули,
Вилкой ковыряли,
Все бока мои погнули,
Крышечку помяли.
И лежу я здесь одна –
Ни кому я не нужна.
Ведущая:
Ты нам, баночка, нужна
И совсем ты не одна.
Ты такая шумовая
Мы тебе найдем подруг,
И из ржавой, старой банки
Ты полезной станешь вдруг.
“Полька – винегрет” [9]
(оркестр шумовых инструментов из бросового материала)
Ведущая:
Взгляните, как стало красиво вокруг
Уже зеленеют деревья и луг.
Цветы распустились и птицы запели,
Красавицы – бабочки в лес прилетели.
Песня: “Мотылек” [10]
Ведущая:
Будто в сказке побывали мы, ребята,
Как земля наша красива и богата.
Не надо зла, пусть победит добро,
Пусть будет всем уютно и тепло.
Песня: “Если все вокруг подружатся” [11]
Ведущая и дети украшают земной шар цветами, снимают тучи, крепят голубя мира над шаром. [фото 4]
Заходит царь Берендей с корзиной яблок.
Берендей:
Ой, мой лес, мой дивный лес!
Опять ты полон сказок и чудес!
Веселятся все зверята:
И лисята, и зайчата.
Поют птицы до зари,
Распевают соловьи.
Ожила вся Земля
Вы спасли ее, друзья!
И от Матушки – природы у меня для вас подарки.
Раздает детям яблоки.
Ведущая: Спасибо тебе, царь Берендей, за гостинцы. Пусть твой лес зеленеет и расцветает, а нам пора возвращаться домой. Поехали, ребята. До свидания!
Под фонограмму “Поезд”, дети уезжают из зала.
Литература.
- Аудиокассета “Шумы вокруг нас” студия “Весть – тда” г. Москва
- Аудиокассета “Музыкально-дидактические игры” З. Я. Ротт
- “Гусельки” 1999 № 8
- Любая медленная р.н. мелодия
- Аудиокассета “Волшебство природы” из серии “Классика для малышей” тема “Поющий лес”
- Аудиокассета “Волшебство природы” тема “Как прекрасен мир вокруг”
- Аудиокассета “Шедевры классической музыки” композитор Вагнер “Полет Валькирий”
- Аудиокассета “Семинар детского бального танца” латиноамериканская программа “Ча – ча – ча”
- Аудиокассета “Марши, вальсы, польки” А. Берляков “Полька – винегрет”
- Журнал “Дошкольное воспитание” 1996 год №4
- Журнал “Дошкольное вехование” Украина 2000 год №9