Учебное исследование "Ты и твое имя"

Разделы: Внеклассная работа


В работе дана оценка роли личного имени в жизни человека. Как и все на свете, имена имеют свою историю, здесь отмечены 3 этапа использования русских личных имен.

А какую же информацию может нести в себе имя? В первую очередь – это конкретное значение слова. Кроме того, в воздействии имени на другого человека есть еще один аспект – ассоциации, вызываемым словом.

При выборе имени новорожденному родителям прежде всего нужно обратить внимание на распространенность того или иного имени. Редкое имя подчеркивает индивидуальность человека. Некоторые считают, что имя должно быть созвучно с отчеством и фамилией, другие предполагают, что к длинному отчеству надо подбирать короткое имя и наоборот.

В ходе исследования были изучены все личные имена людей, проживающих в Каменке от рождения, (старейший житель деревни с 1916г.).

Данная работа будет интересна тем, кто думает над именем будущего ребенка, полезна она и учителям: решая задачи воспитания того или иного школьника, им необходимо учитывать энергию его имени и влияния на формирование характера. Эту энергию можно использовать для достижения жизненных целей.

ВВЕДЕНИЕ

Тему исследовательской работы “Ты и твоё имя” мы выбрали потому, что нам показалось интересным убеждение: имя даётся при рождении и сопровождает человека всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя, а судьба зачастую зависит от этого выбора. А если это так, то надо попытаться найти наиболее благоприятный путь для использования энергии, заключённой в имени человека, а также проследить за частотностью его употребления.

Материалом наблюдений послужили беседы с работниками ЗАГСа, нашей медсанчасти, служителями церкви, с ребятами школы, а также анкетирование и работа с документами людей, проживающих на территории Каменки (услуги свои нам оказала ЖКК). Отсюда актуальность темы и цель данного исследования: изучить список всех личных имён Каменки, выявить имена широкого распространения и редкого употребления.

Следовательно, из данной цели вытекают задачи:

  1. Проанализировать теоретический материал, связанный с ономастикой.
  2. Провести учёт имён новорожденных за 3 неполных года (2004, 2005, 2006гг.), определить их частотность, сравнить именослов с именами людей старшего поколения.
  3. Выяснить с помощью анкетирования отношение человека к своему имени.

При решении поставленных задач были использованы следующие методы:

  1. Метод наблюдения и опроса,
  2. Сопоставления и анкетирования.

Роль имени в жизни человека

Наука о собственных именах называется ономастикой( с греч. онома - имя.) Отрасли ономастики, посвященные изучению отдельных разрядов имен, также имеют свои особые названия. Имена людей относятся к ведению антропонимики (от греч. антропос - человек)

Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.

Имена часто заимствуются одним народом у другого. Это нашло отражение в списках рекомендуемых имен, в которые наряду с традиционными русскими именами включены имена, заимствованные у других народов.

Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем. Слово имя – очень древнее, этимология его неясна. Это слово некоторые ученые сближают с древнерусским имъти – “иметь”, “считать”, “принимать за кого-либо или за что-либо”; другие возводят слово к общеславянскому и сравнивают его с древнеиндийским – “отделяет”, т. е. Имя дается для того, чтобы отличать людей или животных друг от друга.

Роль личного имени в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать не иначе как по имени, поэтому все его хорошие или плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Отсюда возможность переносного употребления слова имя. Говорят: у него доброе имя или не позорь моего имени, имея в виду: он хороший человек или не позорь меня.

Как и всё на свете, имена имеют свою историю. Они рождаются, живут своей собственной жизнью, умирают, иногда воскресают вновь.

Существует мнение, что первыми словами на Земле были имена собственные. Они нужны были для того, чтобы выделить, отметить одного человека. Но не все на Земле считают, что своё имя нужно оглашать каждому, кто о нём спросит. Например, у некоторых народностей существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев, мать не звала своих детей по имени, даже муж и жена обращались друг к другу иносказательно. Эти люди верили, что имя человека - эквивалент его души. Чем дольше оно сохраняется нетронутым, тем дольше будет жить человек.

В древнем мире считалось, что стереть имя покойного с гробницы – величайшее преступление. Чтобы этого никто не мог сделать в Древней Греции, например, имена вырезали на свинцовых дощечках, которые бросали на дно залива. В старину люди верили, что слово неотъемлемая часть предмета, как и имя неотъемлемая часть человека.

Три этапа использования русских личных имён в истории

В истории русских личных имен выделяются следующие этапы: дохристианский, период после введения христианства на Руси и новый этап, начавшийся после Октябрьской социалистической революции и продолжающийся до сегодняшних дней.

До введения на Руси христианства личные имена были очень похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу. В древности люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь.

Древнерусские имена представляют огромный интерес. Он раскрывают богатство русского народного языка, показывают широту фантазии, наблюдательность и сметливость русского человека, его доброту и общительность, порой грубоватую простоту и язвительность, когда дело касается нравственных пороков или физических недостатков.

Среди древнерусских имен были такие, которые дошли до наших дней: Вадим, Всеволод.

Второй, очень длинный период в истории русских имен наступил после введения христианства, вместе с которым вошли в практику именования так называемые календарные имена. Календарными их называют потому, что они давались русским людям по церковным календарям, в которых распределялись по всем дням года. Христианские имена были именами подвижников и мучеников, погибших за утверждение этой религии. В старину ребенка нарекали именем того из святых, празднование которого приходилось на день рождения или крестин ребенка.

При крещении ребенок получает верного заступника, который бережет его от дурных дел, помогает в трудностях и молит за него Господа. И не имя дается, как внешний знак, человеку, а человек “дается” имени, причисляется в “дружину” того или иного мученика или подвижника. Крещение, крестильное имя определяет судьбу и характер.

В житиях, прологах, церковных песнопениях многочисленны указания о ярком выражении святым духовной сущности своего имени. По имени – житие, а не имя по житию. Все старые календарные имена, независимо от времени своего появления в русском языке, являются традиционными русскими именами, требуют к себе бережного отношения как к части отечественной истории и культуры.

Третий этап развития русских имен, продолжающийся и в наши дни, начался со времени опубликования декрета совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918года об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет положил начало свободному выбору личных имен родителям и объявил законной гражданскую регистрацию рождений вместо церковного крещения. Мало кто знает теперь, что в свое время в двадцатых и в начала тридцатых годов нашего века, было сделано несколько отважных попыток создать для населения нашей страны нечто вроде “советских святцев”. На протяжении нескольких годов разными издательствами было выпущено немало календарей, содержавших рекомендательные списки новых имен. Их составители советовали девочек называть – Электрификация, Химизация, мальчиков – Днепрогэс, Магнитострой, Донбас или как-нибудь еще в таком же роде.
А попробуйте полюбоваться именами Децентрализация, или Электрификация Магнитостроевна! Конечно, они не выдержали испытания, жизнь сердито отбросила их.

Имя дается при рождении и сопровождает человека всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя. Поэтому очень важно не ошибиться при выборе имени, ведь зачастую Судьба будет зависеть от этого выбора.

Информация, которую несёт в себе имя

Какую же информацию может нести в себе имя?

В первую очередь – это конкретное значение слова. Например, Николай – победитель народов, Нина – госпожа, царица. Однако, при ближайшем рассмотрении именно эта информация влияет на человека меньше всего. Частично это происходит из-за иностранного происхождения имен, частично же в силу того, что такие сведения мало кто воспринимает всерьез.

Имена воспринимаются и как мелодия, имеющая свой ритм; размер и пластику. В любом слове заключена какая-либо музыка – мажорная, минорная, призывная или успокаивающая. Эта музыка улавливается в звучании имени и будет отождествляться с человеком и его характером.

Кроме того, в воздействии имени на другого человека есть еще один аспект – ассоциации, вызываемые словом. Бывает даже, что из-за этого многие имена выходят из употребления. Взять хотя бы Адольф. После бурной деятельности немецкого фюрера назвать так русского ребенка означает бросить вызов всему обществу.

Есть еще один существенный момент воздействия на психику. Это не только качественное, но количественное воздействие. Это означает, что разные имена в разных странах обладают неодинаковой энергией. Едва ли кто усомнится, что редкие имена более заметны и вызывают куда больше эмоций, чем те, которые успели стать привычными. Энергия как бы равномерно распределяется на всех обладателей имени. Таким образом, редкость имени способна подчеркивать как негативные, так и позитивные его аспекты. Точно так же и наоборот – чем более распространено имя, тем слабее его воздействие.

Основная масса родителей считает русские имена единственно возможными для своих детей, что подтверждается и статистикой. Однако в настоящие время активно используется не более 180 – 200 имен для каждого пола, остальные имена остаются вне поля зрения родителей, видимо, из-за недостаточной информации, а может быть, из-за отсутствия умения оценить и выбрать подходящее к отчеству и фамилии имя.

Некоторым родителям при выборе имени мешает его “значение”, которому они необоснованно и подсознательно придают некий символический смысл. Например, выбирают имя Ангелина, узнают, что оно произошло от слова “вестница”, а какая? И имя отклоняется.

Знание перевода того или иного имени с языка - источника представляет интерес только в том смысле, что позволяет уяснить исторический путь имени от одного народа к другому. Ведь многие имена живут не одну тысячу лет. Для практического же именования в наши дни оно не имеет никакого значения.

Выбор имени новорождённому

Говоря о красоте имен, нельзя не вспомнить так называемой моды на имена.

Эта мода напоминает поветрие в буквальном смысле этого слова и вредит обществу. Модное в 70х годах конца XX века имя Елена давалось всем девочкам подряд, невзирая на то, что в подъезде дома, где жили родители, было уже 10 – 15 Лен. Последствие такого увеличения не нуждается в комментариях.

Разнообразие имен необходимо особенно среди детей. Плохой поступок одного Романа не ложится пятном на других Романов, если их нет в группе детского сада или в классе. Каждый с детских лет должен уметь отстаивать честь своего имени. И надо, чтобы дети имели индивидуальные имена. Если в детских коллективах по 5 – 6 детей с одинаковыми именами, это очень неудобно и для общения детей, и для работы воспитателей, к тому же одинаковые имена в какой-то степени стирают индивидуальность ребенка. И прежде чем остановиться на том или другом имени, родителям надо поинтересоваться, насколько оно распространено.

При выборе имени новорождённому родители часто справляются о распространённости того или иного имени. Редкое имя подчёркивает индивидуальность человека. Ребёнка не придётся с детсадовского возраста звать по фамилии, а у его школьных товарищей не возникнет желания давать ему прозвище, которое не всегда бывает безобидным и приятным для именуемого, хотя не редко даётся с единственной целью – отличить его от тёзок.

Родители при выборе имени ребёнку часто принимают во внимание и созвучие имени с фамилией и отчеством. Некоторые считают, что к длинному отчеству надо подбирать короткое имя, и наоборот. Однако бывает, что многосложное имя и такое же отчество получаются изящными и нетрудными в произношении, а короткое с коротким звучит плохо.

Широкий и свободный от различных предрассудков взгляд на имена позволяет использовать всё их богатство, тогда как скрупулёзный формальный анализ каждого ограничивает наш выбор.

Заключение

В ходе исследования были изучены все личные имена людей, проживающих в д.Каменка от рождения до 1916г. (это старейший житель деревни ) с целью выявления имён широкого распространения и редкого употребления. Таким образом, выполнили следующие задачи:

  1. Проанализировали теоретический материал, связанный с ономастикой.
  2. Провели учёт имён новорожденных, сравнив их с именами людей старшего поколения.
  3. Выяснили с помощью анкетирования, удачно ли дано имя тому или иному человеку.

Выводы, сделанные в результате исследования:

  1. Появился на белый свет человек – он просто дитя человеческое. Но вот нарекли его – дали имя, и он уже личность! Метко сказано в пословице: “С именем – Иван, а без имени - болван”.
  2. Редкость имени способна подчёркивать как негативные, так и позитивные его аспекты. Точно так же и наоборот – чем более распространено имя, тем слабее его воздействие.

Наша работа рассчитана на широкий круг населения: она будет актуальна для школьников (будущих родителей); будет интересна и тем, кто думает над именем своего будущего ребёнка; полезна она и учителям. Решая задачи воспитания того или иного школьника, им необходимо учитывать энергию его имени и влияния на формирование характера. Эту энергию можно использовать для достижения жизненных целей.

И, наконец, статистический анализ имён жителей Каменки мы передадим педагогу – организатору войсковой части для оформления стенда (по её личной просьбе).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4