Музейный урок. Школьная форма как часть общей культуры

Разделы: Внеклассная работа


Из истории музея

Музей истории школы представляет одно из самых старых учебных заведений города: Первую женскую гимназию г. Екатеринодара, основанную в1883г. (ныне гимназия №36).

Здание нашей школы является историческим памятником и охраняется государством.

С 1963г школа№36 получила статус школы с углубленным изучением иностранных языков (мультилингвальное профильное обучение: английскому, немецкому, французскому языкам)

За 123 летний период своего существования, мы накопили огромный исторический материал по истории здания, летописи школы с ее традициями и интереснейшими судьбами учеников, прославившими нашу Отчизну.

Музей истории школы открыт в 1976 г., как результат многолетней поисково-собирательской работы школьников с выпускниками разных лет .

Основной и вспомогательный фонды музея содержат: рукописные воспоминания учеников и учителей, старые классные журналы, документы об образовании и дневники прошлого столетия. В результате поисковой работы и многолетней переписки в фондах хранятся письма, фотографии, вырезки из газет, формы гимназисток 1909г и современниц, книги, фильмы, а также выписки из Краснодарского краевого архива, Краснодарского краевого военкомата и архива департамента образования и науки Краснодарского края.

Основной фонд насчитывает 3500музейных ед. Сейчас в музее 7 разделов. Экскурсии готовятся и проводятся на русском, английском, немецком и французском языках

Музей выполняет связующую роль в системе образовательного пространства гимназии, а также является активной ячейкой в музейной сети города и края.

Как в каждом музее, у нас есть цели, задачи, устав, концепция развития, положение и план работы, направленные на главное для музея:

1.Формирование ценностного отношения к культурному наследию

Музейные мероприятия: встречи с интересными людьми, образовательные проекты, творческие мастерские, организация переносных выставок в актовом зале школы.

2.Участие в образовательном процессе.

(Наполнение его своим материалом – изучая предложенную тему, гимназисты получают навыки самообразования, анализа, систематизации, и переходят к исследованиям)

3. Поддержание имиджа гимназии.

(Статьи в СМИ, участие в написании книг о выпускниках, конкурсах, научно- практических конференциях и переписка с выпускниками)

4. Поисковая и исследовательская деятельность (написание докладов, рефератов с привлечением музейных материалов.

Музей истории – это не только сохранение традиций и средство приобщения к истории и духовному наследию, но мы всегда помним, что наши гимназисты- это страницы будущей истории.

ШКОЛЬНАЯ ФОРМА КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ МОЕЙ ГИМНАЗИИ

В современной России нет обязательной школьной формы. Однако посредством школьной формы каждый из нас приобщается к ученическому коллективу, именно благодаря форме мы cразу же приобщаемся к данному учебному заведению. Школьная форма помогает сглаживать социальные различия. Школьная форма учит нас задумываться над тем, что одежду необходимо подбирать к различным жизненным ситуациям.

Актуальность исследования: В современном обществе большая часть людей понимает, что благосостояние их семей зависит от них самих, поэтому наши родители очень заняты, после школы дети общаются с гувернантками или в лучшем случае бабушками и дедушками, которые учат жить в обществе. Для каждого из нас самые первые знакомства со школой начинаются не с учебников и тетрадей, а именно с одежды. Школьная форма- это традиция, сохранившаяся не одно столетие. Попытаемся показать сохранение и значимость традиций, преемственности на примере нашей гимназии.

Практическая значимость исследования:

Материал можно использовать на классных часах, использовать экскурсоводам, хранить в фондах музея истории школы для других поколений учеников.

Цель исследования

Одна из школьных традиций – школьная форма

Основные задачи работы

  • изучить и проанализировать внешний вид учащихся гимназии №36, г. Краснодара в разные периоды истории;
  • показать преемственность поколений и поддержание традиций в гимназии №36,
  • раскрыть понятие “деловой стиль”, “dress cod”.

Объект исследования

ученик и школьная форма в разные периоды истории.

Методы исследования: изучение и анализ материалов фондов школьного музея и материалов городского архива Краснодара, СМИ, анкетирование учащихся, родителей, дедушек и бабушек, прабабушек – выпускников гимназии №36, учителей гимназии, работающих и пенсионеров, которые работали в гимназии №36.

Обоснование выбранной темы:

Почему именно эту тему мне хочется исследовать?

Пожалуй, самым честным для меня ответом будет, если я скажу, что все началось со школьного музея – Музея истории школы.

Музей основан в 1975г, в его экспозициях раскрываются не только летопись гимназии, но и летопись здания (исторический памятник), и конечно же мы рассказываем о наших выпускниках прославивших Отечество:

  • экспозиция Великой Отечественной войны в истории нашей школы;
  • экспозиция о Героях Советского Союза – наших выпускниках;
  • о героических и девушках, наших выпускницах, защищавших храбро Родину наравне с мужчинами.

img3.gif (61085 bytes)

Экспозиции школьного музея

Корни нашей гимназии уходят в далекое прошлое1883г – Екатерининская Первая женская гимназия г. Екатеринодара , поисковая и исследовательская работа актива музея ежегодно открывает новые страницы истории. Период Первой женской гимназии побудил к исследованию темы “ История школьной формы”, которая в последствии переросла в более конкретную и интересную для нас:

ШКОЛЬНАЯ ФОРМА КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ МОЕЙ ГИМНАЗИИ”

В моем распоряжении фонды этого периода: фотографии, воспоминания выпускниц экспонаты: дневник 1916г гимназистки 6 кл. М. Марышевой, форма В.Савицкой.

Человек – это часть общества, и народная мудрость гласит: “Встречают по одежке…”.

Как свидетельствует история, в России красиво одеваться любили всегда.

Между тем школьная форма в России имеет давнюю историю. Еще в знаменитом Смольном институте (Воспитательном обществе благородных девиц) каждому возрасту было приписано носить свой цвет платья: для воспитанниц 6-9 лет – коричневый (кофейный), 9-12 лет – голубой, 12-15 лет – серый и 15-18 лет – белый. Парадные платья учениц шили из шелка, а в обычные дни девушки носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Существует предание, что костюмы учениц придумала сама императрица Екатерина II.

Главная задача моего исследования – проследить историю школьной формы в нашей стране начиная с момента создания нашей школы и рассмотреть как одну из важных традиций школы.

1883г – По указу городской думы в г. Екатеринодаре открыли женскую гимназию для городских девочек из богатых семей, правда, вначале это была только прогимназия состоящая из 4-х классов (на основе Мариинского училища) и занимающая наемные помещения.

По заказу городской думы областным архитектором Василием Андреевичем Филипповым был подготовлен проект здания для женской гимназии  Здание было построено в 1886 году на улице. Бурсаковской, (ныне ул. Красноармейская) и именно здесь уютно расположилась наша гимназия № 36.  Женская гимназия была не просто учебным заведением: большой актовый зал стал своеобразным культурным центром города, где устраивались концерты, ставились любительские спектакли, проводились народные чтения. Обучение было платным, учились здесь девочки   состоятельных родителей: семей богатых купцов, чиновников, служащих. Плата за обучение была 10 рублей. Необходимо заметить, что в гимназии учились талантливые дети и бедных родителей, за которых вносил плату Попечительский совет. Большое внимание гимназия уделяла знанию иностранных языков: немецкого и французского, а также священного писания. Учили два языка: французский и немецкий.

Форма для гимназисток была строго обязательна как в гимназии, так и вне ее.

В фондах школьного музея хранятся воспоминания и интервью с выпускницей 1919 года Милой Марышевой и выпускницей 1909г Валентиной Савицкой. Они рассказали, что цвет ткани платьев у гимназисток был разным, в зависимости от возраста: у младших он был темно-синим, для 12-14-летних – почти цвет морской волны, а у выпускниц – коричневый.

1918г. с приходом Советской власти был издан Декрет “О единой школе...” и отменили школьную форму учащихся, признав ее наследием царского режима.

Выпуск 1924 г.

Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — “гимназистка”). Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители.

1920-е—1950-е годы: Начиная с 1920г Первая женская Екатерининская гимназия, как и другие гимназии г. Екатеринодара, была закрыта, но через несколько месяцев учебные заведения вновь начали свою работу.

img6.gif (99020 bytes)

Выпуск 1951 г.

Школа стала смешанной – обучение проводили для девочек и мальчиков совместно, но самое главное – теперь была неважна подготовка детей к школе: государство обязывало учиться всех- детей бедных и богатых, не зависимо от их желания и способностей.

В 20–30-е годы у школьников не было единой формы.

Ее ввели уже только после Великой Отечественной войны. Было введено раздельное обучение, от которого через несколько лет, правда, отказались. Строгость нравов эпохи Сталина распространялась и на школьную жизнь, в том числе и на школьную форму.

Самые незначительные экcперименты с длиной или иными параметрами школьного платья сурово карались администрацией учебного заведения. Даже причёска должна была отвечать требованиям пуританской морали — модельные стрижки до конца 50-х годов были под строгим запретом. Девочки обязательно носили косы с бантами.

В нашей школе форма была темно-синей и коричневой. Вся страна носила коричневые платья с черным фартуком , а ученицы средней школы №36 могли носить форму темно-синего цвета. Для парадных мероприятий должен быть белый фартук. Коричневое платье можно было купить в магазинах, а темно-синее могли себе позволить только те, кто имел деньги на индивидуальный заказ. В связи с климатическими особенностями: на весеннее – осенний период занятий (период жары) в 1958г в школе была введена единая форма для девочек- платья в горошек. Это был приказ директора Краевой Анны Никоновны, педагога очень строгого, никто не спрашивал, почему горошек? Приказ приняли не обсуждая.

Для мальчиков – брючки из серого тонкого сукна и курточка с металлическими пуговицами, кожаный ремень с такой же металлической большой пряжкой и фуражка. Форма учащихся была как бы копией формы чиновников.

img7.gif (117487 bytes)

Школьную форму эпохи И. В. Сталина можно увидеть в фильмах “Первоклассница”, “Алёша Птицын вырабатывает характер” и “Васёк Трубачёв и его товарищи”.

В начале 60-х практически все ходили в форме. Обычные форменные платьица продавались во всех магазинах, а вот с кружевным воротничком-стоечкой и застежкой сзади привозили из Москвы.

Фабричные фартуки шили из саржи (ткань типа подкладочной). А мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами. Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам.

Школьников конца 1960-х мы можем видеть в фильме “Доживём до понедельника”

С середины 1970-х школьная форма мальчиков: цвет серый заменили темно-синим. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки, начало демократизации общества. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук. Кроме обычного пионерского значка существовал особый вариант для пионеров, активно занимающихся общественной работой. Он был немного больше обычного с надписью “За активную работу”.

Школьную форму 1980-х можно увидеть, например, в фильмах “Гостья из будущего” и “Приключения Электроника”

В конце 80-х коричневое форменное платье стало постепенно исчезать, как и гимназический костюм мальчиков. Ребята предпочитали свободную форму одежды. Школьное платье и костюм появлялись иногда во время школьных праздников.

Современная Россия

В современной России нет единой школьной формы, однако многие лицеи и гимназии имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Удивительно, но вопрос, какой быть школьной форме, волнует, оказывается, не только учителей и родителей. Биологи, психологи и модельеры принимают участие в проектировании и разработке предложений по одежде школьников.?

– М. Безруких, доктор биологических наук, детский физиолог:

“Никаких красных или бордовых пиджаков. Коричневый и другие темные цвета, в том числе популярные черный, темно-серый, густо-сиреневый, тоже не приятны для глаз, тормозят восприятие и утомляют.

А вот клеточка хороша. Она сама по себе радует детей, повышает им настроение.

Классические – “черный низ и белый верх” на каждый день не подходят.

Для сменных рубашечек и блузок лучше выбрать салатный, бежевый или голубой цвета. А вот шить все это нужно из гигиеничных, легко стирающихся и желательно натуральных тканей”. - В. Зайцев, художник-модельер:

“Тот цинизм, с которым дети относятся к педагогам, к среде, в которой находятся, неорганизованность детей связаны с одеждой — с рваными джинсами, куртками…

Необходим классический английский стиль, который является азбукой хорошего вкуса, с детства надо приучать к этому. Но я не за то, чтобы школьная форма была для всех одинакова, как раньше. Нужна многослойная одежда, ансамбль из 3-5 взаимозаменяемых вещей, не меняющих образа…”  

По мнению дизайнера М. Маро, “педагоги, выбирая форму для учеников, должны прежде всего примерить ее на себя. Смогут ли они сами ходить в школу в такой же одежде из чувства корпоративности?”

Обсуждая возможные цвета, дизайнер протестует против клетчатых тканей: “Я бы не смогла часами смотреть в клетчатую спину перед собой или на воротничок в полосочку.

Проблема заключается в том, что выбирают форму одни, а носят другие. Что-то ребенку не идет, что-то его раздражает, одним не нравится клетка, другим полоска — что делать, издержки демократичного воспитания. Поэтому ограничения должны совмещаться с определенной свободой выбора вариантов — и по фигуре, и по покрою, и по материалу. Многие “специалисты” останавливаются на 3-4 цветовых сочетаниях плюс геральдика — значки, эмблемы, номер школы, тематика. Можно добавить аксессуары — от береток до цвета носков или зажима для галстука.

Вряд ли в этой теме можно подвести какую-то черту. Одни настроены на униформу, другие — на что-либо пестренькое. Вообще, на улицах города немного особых корпоративных примет. История нашей формы в горошек давняя и очень трогательная. Вот уже 50 лет она объединяет не одно поколение выпускниц: став традицией, брендом, визитной карточкой- школы №36, г. Краснодара. Весь город Краснодар знает и помнит: гимназия №36 – это форма в горошек! В нашей гимназии школьная форма обязательна.

Выписка из Устава гимназии п. 3.:

- В весенне-осенний периоды обучения:

“-форма в горошек – повседневная одежда для девочек начальной школы.

Зимой – комплект шерстяной одежды с эмблемой: юбка (либо брюки), водолазка, жилет, пиджак. На пиджаке эмблема с логотипом школы.

- Старшеклассницы - парадная форма - платье в горошек. Крой свободный. Повседневная одежда - черный низ юбка (либо брюки). Модель-классика. Белый верх – блузка или водолазка- белая или черная. Зимой черный пиджак. Туфли с каблуком не выше 3 см. Украшения и макияж запрещены.

Гимназисты 1-11 классов – деловой классический костюм с галстуком. Цвет костюма черный, рубашка – белого либо голубого (серого, светло-зеленого) цвета. Зимой возможны вязаные вещи: водолазка, жилет, пуловер.

Традиции, добрые традиции, мы свято храним их, помним и передаем из поколения в поколение.

Вряд ли кто сможет возразить что одежда, ее стиль подчеркивают не только положение человека в обществе, но и приоткрывают характер, и даже душевное состояние и настроение. Не секрет, что одно из первых и наиболее выраженных желаний человека – нравиться окружающим. Для детей это один из способов самовыражения и самоутверждения. Мы хотим нравиться не только родителям, но и посторонним людям, друзьям, знакомым, а самое главное, самому себе. Уверенность в себе помогает нам вырасти не только раскрепощенным, смелым и открытым для общения, но и стать добрее.

Работая над данной темой, мы проводили исследования: мини-сочинения и интервью “ Что для Вас школьная форма?” В исследовании участвовали 480 учащихся, 210 семей (родители, бабушки, прабабушки- выпускницы нашей гимназии), 14 учителей, как работающих сейчас в гимназии, так и пенсионеров.

И получилось, что мы все единодушны, за малым исключением - 18 человек.

Наиболее часто встречаются мысли:

  • “ школьная форма, выгодно выделяет из общего числа детей на улицах города и объединяет всех нас в здании школы”. Мы сразу видим “ СВОЙ”, “ЧУЖОЙ”…”
  • “…мы гордимся своей школой и с удовольствием поддерживаем ее традиции”
  • “…помогает сосредоточиться на учебных предметах и не отвлекаться на яркие одежды… не нужно ежедневно мучить себя – в чем пойти на занятия? Стирает границы социального неравенства семей. Здесь мы все равны…”
  • “учит задумываться о наличии делового костюма и как содержать его в порядке в течение дня .”
  • “В школьной форме я должен быть серьезным и сдержанным. Нельзя бегать и баловаться…”
  • “Школьную форму необходимо отождествлять с униформой профи – врачи, парикмахеры, милиционеры, военные и т. д. Это просто должно быть”
  • Очень красиво и трогательно видеть в такой форме наших детей. Мы гордимся, что наши дети здесь учатся”

ВЫВОДЫ:

  1. Изучили и проанализировали внешний вид учащихся в разные периоды истории, убедились в силе преемственности разных поколений и сохранении и поддержании традиций;
  2. Раскрыли истоки школьной формы гимназии № 36 г. Краснодара;
  3. Показали школьную форму как часть культуры;
  4. Раскрыли понятие “деловой стиль” и “dress cod”.

Мы уверены, что именно традиции школьной формы, переходящие из поколения в поколение, связывают воедино культуру учащихся каждой школы и всех школ нашей Родины.

Список использованных материалов:

  1. “Православный Голос Кубани” янв. 2004г. № 1 (158) статья “Женское образование на Кубани середина XIX- начало XX вв”;
  2. Из фондов музея истории школы:
    -Архивная справка из Государственного архива Краснодарского края № 84 от 28.01.2004;
    -Форма выпускницы Валентины Савицкой (в качестве экспоната);
    -Дневник ученицы 6 класса Милы Марышевой, выпускницы 1916 г.; -Воспоминания гимназисток Первой женской гимназии;
    - Опросы и интервью учащихся гимназии № 36, интервью родителей;
  3. “Екатеринодар – Краснодар 1793-1993” 1993 г.
  4. “Журнал для хозяек” от 1916г., статья “Хроника женской жизни” А. Овчинников, научный сотрудник Краснодарского Краевого музея
  5. “Маисский рабочий” от 7.03.2002 № 28-29.