Цели:
- Познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы.
- Научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.
- Показать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери.
- Развивать творческие способности учащихся, устную речь.
- Воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.
Оборудование:
- Календарь погоды.
- Иллюстрации с изображениями зимних месяцев.
- Иллюстрации с изображениями диких животных.
- Иллюстрации с изображениями зимней природы, жизни растений и животных.
- Запись музыки П.И. Чайковского “Времена года. Зима”.
Ход урока
1. Организационный момент.(Под музыку П.И. Чайковского)
Настроимся на урок. Улыбнитесь ребята. Подарите свою улыбку друг другу. Сегодня, ребята, у нас необычный урок, а о чем мы будем говорить вы узнаете, когда отгадаете загадки.
2. Актуализация знаний учащихся.
2.1. Загадки.
1)
Старик-шутник:
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз)
2)
На всех садится,
Никого не боится. (Снежинка)
3)
Всю зиму смирно лежит,
А весной убежит. (Снег)
- Какова будет тема нашего урока? (Зима и животные зимой)
- Ребята, к нам на урок пришел зимний гость. Узнайте его:
В белой шубке меховой
С угольками вместо глаз,
Улыбаясь, как живой,
Он глядит на нас.
Мы дадим ему метелку,
Слепим пышный воротник,
Пусть по улицам поселка
Ходит дворник – (Снеговик).
Он будет наблюдать за нашей работой, а если вам будет трудно ответить на какой-либо вопрос, то обязательно поможет.
2.2. Чтение стихотворений о зиме.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица- душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима! (Т. А. Вяземский)Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег. (А. А. Фет)Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету. (И.С. Никитин)
3. Совместное “открытие” новых знаний.
3.1. Установление признаков зимней погоды:
- Какие признаки зимы вы можете назвать?
- становится холоднее;
- небо чаще покрыто облаками;
- осадки выпадают в виде снега;
- дни становятся короче, а ночи длиннее;
Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет зима, есть свои прелести: чистейший, пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой, разлившийся в природе.
3.2. Выступление синоптиков.
- Отметим, какова температура воздуха, осадки, облачность.
3.3. Беседа о трех месяцах.
- Ребята, сколько календарных месяцев будет длиться зима? (Слайд 1)
- Какие месяцы зимы вам известны? (Слайд 2)
(В зиме, как и в других временах года, три месяца. Декабрь – он самый старый в году. Январь – он первый, самый младший месяц нового года, он стоит с новогодней елочкой. Но в зиме он второй, средний месяц. Февраль – последний месяц зимы. А теперь давайте узнаем о них побольше.)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни кого – всех дней короче,
Всех ночей короче ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь) (Слайд 3)
(Слайд 4)
(Декабрь – это начало зимы. Декабрь год кончает, зиму начинает. Так говорят о декабре, последнем месяце года и, первом – зимы. Все ниже ходит солнце, все короче и темнее дни. Небо днем серое, тусклое. Облака стелются над землей низко.)
- Почему осадки выпадают в виде снега?(Это связано с понижением температуры)
Часто снег выпадает в конце осени – в ноябре и даже в октябре. (Слайд 5)
Но обычно первый осенний снег тает. А вот декабрьский снег будет лежать долго – до весны. В декабре морозы чередуются с оттепелями. В оттепель зима становится похожа на позднюю осень: сыро, грязно, пасмурно. Хотя и потеплело, а не радостно от такой погоды.
- Какие знаете приметы?
1) Декабрь снежный да холодный обещает обильную жатву.
Радуются снегу люди, а особенно детишки. (Слайд 6)
Мама! Глянь-ка из окошка –
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно есть мороз.
- О какой примете говорится в стихотворении?
- Из чего состоит снег? (Снежинки) (Слайд 7)
Снежинка – одно из самых прекрасных созданий природы. Когда холодно и нет ветра, падают и кружатся легкие и красивые снежинки. Все они разные, у каждой свой узор. Если в это время выглянет солнышко, то заблестят снежинки маленькими звездочками. Размеры снежинок зависят от температуры. Чем ниже температура, тем меньше снежинки.
- Какое явление природы бывает только зимой? (Снегопад)
- Почему снегопад не бывает в другие времена года?(Зимой низкая температура воздуха. Водяные пары замерзают, превращаясь в снежинки.) (Слайд 8)
Если на улице не очень холодно, а снег пошел сильнее, гуще, то становится еще теплее. Снежинки слипаются вместе в мягкие хлопья снега. Сильный снег называется снегопадом. А когда дует ветер, из туч сыплется крупа – маленькие плотные комочки снега. Они очень похожи по форме и размеру на пшено или гречку, поэтому такой снег и прозвали – крупа. (Слайд 9)
А иногда снег не идет из тучи, а намерзает прямо на веточках деревьев. Это иней. Весь лес становится сказочно белым. (Слайд 10)
В городе в это время тоже красиво. (Слайд 11)
Вот так выглядит иней, если посмотреть на него близко-близко.(Слайд 12)
Реки, ручейки, озера и пруды в декабре покрываются льдом. Вначале он тоненький, слабый и по нему нельзя ходить. Но к середине декабря он обычно становится крепче. Можно доставать коньки. (Слайд 13)
Декабрь – это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается так и ходит по краю неба. 22 декабря – самый короткий день и самая длинная ночь. (Слайд 14)
Но как только ляжет снег, сразу становится светлее и радостнее, несмотря на такие короткие дни. (Слайд 15)
А еще декабрь – это последний месяц года. В этом месяце мы наряжаем елку к приходу Нового года и нового месяца. (Слайд 16)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица,
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь) (Слайд 17)
И вот наступил январь – это первый месяц года, но второй средний месяц зимы. (Слайд 18)
- Что можете сказать об этом месяце?
“ Месяц январь – зимы государь” - так народ говорит. Как понимаете слово “государь”?
В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звезды ночью яркие. В народе январь называют “лютень”, или “лютовей”.
- Как вы думаете, почему?
Январь – самый холодный месяц. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днем на небе светит солнышко, а ночью – луна. (Слайд 19)
В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щипает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз – красный нос. (Слайд 20)
А когда набегут тучи и повалит снег, становится теплее. Все наоборот. При солнышке холодно, при тучах – тепло. (Слайд 21)
- Какой зимний месяц у нас остался? (Слайд 22.)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен.
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это?
Это последний месяц зимы. В народе называют его “снеговеем”. Почему? В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. (Слайд 23)
Погода становится мягче, теплее, чем в январе. От того снег становится липким. В такую погоду хорошо строить снежные крепости, лепить снеговиков и снежных баб. (Слайд 24)
А также хорошо в такую погоду играть в снежки. (Слайд 25)
А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. (Слайд 26)
Если ветер не сильный, он не может высоко поднять – не выше колена. Кажется кто-то белый бежит по земле, петляет. Это поземка. (Слайд 27)
А поднимется ветер посильнее, закрутит снег выше головы. Это начинается Вьюга (Слайд 28) У нее много имен . Как вы думаете, какие? Вьюга, Метель, Пурга, Снежная Буря. Такой уж месяц февраль. Про него говорят: “Вьюги и метели на февраль налетели”. (Слайд 29)
В конце февраля солнышко становится теплым. Скоро весна! Погода в феврале не приносит холода. Люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные, румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица – это праздник встречи с солнышком. (Слайд 30)
- Какие зимние месяцы мы с вами запомнили?
3.4. Зимний лес.
- Рассмотрите картину зимнего леса. (Слайд 31)
- Что видите?
- Каковы особенности жизни деревьев зимой?
Большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что деревья спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.
- Какие деревья не сбрасывают листья?
- Ребята, если спят деревья, можем мы сказать, что спит вся природа?
3.5. Работа по учебнику. (С. 5387)
- Рассмотрите иллюстрацию с изображением зимнего леса и найдите, где спрятались звери и птицы?
- От кого прячутся звери и птицы?
- Какие трудности они испытывают зимой?
- Многие птицы осенью улетели в теплые края. Почему?
- Какие птицы остаются зимовать?
- Почему зимой птицы чаще посещают города и села?
- Как мы им можем помочь? (Слайд 32)
А вот птица клест рада зиме. Почему? Давайте послушаем, о чем он рассказывает чижу. (Ребята разыгрывают сценки)
- Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?
- Да нет, Чижик, это я радуюсь!
-Нашел время радоваться.
- Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, - до чего милы, до чего хороши:
- В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!
- Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать-клестиха греет их вроде печечки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело!
- Почему же радовался клест? Почему у клеста птенцы выводятся зимой?
(Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.
Значит зимние птицы находят себе корм зимой. А вот как они переносят непогоду? Давайте послушаем.
Сценка “Ворон и тетерев”
- Что, Ворон, холодно?
- Холодно, Тетерев, ух, как холодно! Ночку на дереве просидишь, утром лапой не шевельнуть, крылом не махнуть: вовсе закоченеешь.
- А ты делай, как я. С дерева вниз головой в снег – бух! Под снегом-то, как под одеялом. И ветер не задувает, и мороз не припекает, и на глаза никому не попадаешься!
- Как тетерев переносит непогоду?
- Какие еще животные прячутся под снег? (Полевые и лесные мыши, куропатки, зайцы в сильный мороз тоже прячутся под снег.)
3.6. Физ. минутка.
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и убежал.
3.7. Беседа о диких животных.
А сейчас мы посмотрим как зимуют дикие животные.
- Я загадаю загадку, а вы должны угадать, о ком идет речь?
1) Неуклюжий ты, большой и лохматый,
Всю-то зиму ты проспал косолапый. (Медведь)
- Что вы знаете о них?
(Спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Живет в это время за счет жира, который накопил в своем теле еще летом и осенью.)
- Говорят, медведь сосет лапу. Почему?
(Существует мнение, что в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Облизывая подошвы горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосет лапу, а на самом деле он согревает ее губами и языком.
Спит всю зиму еще один товарищ медведя – это барсук. Он тоже за лето и осень накопил много жира, а на зиму заснул. Но барсук в отличии от медведя иногда просыпается, поест что-нибудь из своих запасов и снова засыпает.)
2)
Сказок много про меня
Что в лесу-то я живу
А в деревне кур краду. (Лиса)
- Что вы о ней знаете?
(запасов на зиму не делают. Тщательно обнюхивают снег, норки мышей отыскивают. Так мышами в основном и кормятся всю зиму. Но не всегда могут раскопать норку мышки под снегом, поэтому, как и другие животные, часто голодают.)
3)
В гору – бегом,
С горы – кувырком. (Заяц)
- Что знаете о них?
(Зимой кормятся веточками деревьев, снимают кору с их стеблей. Трудно зайчикам зимой, не все доживают до весны. Иногда зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена, наведываются в сады.)
- А сейчас вопросы зоовикторины:
- Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими)
- Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? (В гору, так как передние лапы короткие, задние – длинные: в гору бежит, а с горы катится кубарем).
С ветки на ветку – прыгаю легко,
На зиму запасов – сделала полно? (Белка)
- Как выглядит белка летом и зимой?
(К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит ей надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или дуплах деревьев. Белка запасла грибы и орехи еще летом и осенью, а теперь только отыскивает свои кладовые. Всегда найдет по запаху припрятанные в снегу и во мху орехи. С большим удовольствием ест и семена из еловых шишек, которых в лесу очень много. Но очень плохо и голодно бывает зимой, когда дуют сильные ветры и снегом заносит кладовые; и не каждый год бывает хороший урожай шишек.
- О каких животных мы с вами узнали?
- Почему они так называются, дикие?
- О какой помощи они нас могут попросить?
5) Следующий наш герой – перед вами: Ребус волк.
- Что о нем вы можете рассказать?
(Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днем, близко подходят к селениям, нападают на скот. Волки хорошо чувствуют запахи и слышат даже слабые звуки. Это помогает им отыскивать добычу, а сильные ноги – преследовать быстро бегающих животных.
- Знаете ли, кто-нибудь поговорку о волке, которая сейчас была бы уместна? (Волка ноги кормят).
Ребята, посмотрите, кто оставил эти следы? (Лось)
- Что о нем можете рассказать?
(Мощный лосиный след трудно с чем-либо перепутать. Лось – лесной великан. Вес его обычно достигает 400 килограммов. Такому зверю нужно много еды. Летом добывать ее несложно. А вот Зимой… Медленно бродят лоси среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Но этот корм малопитательный. Ученые подсчитали: за сутки лось может съесть больше 1700 веточек! Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег. А потом снова за еду. День ли, ночь ли – для лося неважно: он живет по собственному расписанию.
Послушав рассказы о животных, какой вывод можно сделать? (Зимой многие звери почти весь день проводят в поисках корма. Другие пользуются своими запасами. Некоторые на зиму засыпают. Лесных зверей, как птиц, зимой подкармливают).
4. Творческая работа учащихся.
Ребята собирают на партах и на доске из частей бумаги животных (Лису, зайца, моржа).
- Как вы думаете, какое животное может быть лишним?
- Почему?
- Где они обитают? (В водах Северного-Ледовитого океана).
5. Закрепление изученного материала.
5.1. Игра “Узнай, чей след”.
5.2. Викторина.
- Что страшнее животным – холод или голод?(Голод)
- Каких зверей зовут “шатунами” ?(Медведь, который зимой проснулся, называется медведь-шатун)
- След какого хищного зверя похож на человеческий? (Медведя)
- Пользу или вред приносит человеку барсук?
(Ни пользу, ни вред – он зимой спит)
- По лесу жаркое в шубе бежит. Кто это? (Заяц)
5.3. Игра “Четвертый лишний”
Выдели лишнее слово и объясни свой выбор.
Декабрь, январь, февраль, сентябрь.
Береза, клен, ель, дуб.
Воробей, клест, галка, снегирь.
Шуба, свитер, платье, валенки.
Гирлянда, кубики, шарик, хлопушка.
6. Интернет- игра “Подбери одежду снеговику”.
http://z.morozko.net/i/g23/index.html
- Ребята, давайте скажем Снеговику спасибо и порадуем его. Подберем нарядную одежду.
7. Выставка книг.
8. Подведение итогов.
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Перечислите основные признаки зимы.
- Что нового узнали?
9. Рефлексия.