Цели урока:
- образовательные: повторить и обобщить знания по данной теме, показать применение знаний на практике.
- развивающие: способствовать развитию интеллектуальных умений через решение физических задач и проведение экспериментов, требующих логического мышления; развивать активность и самостоятельность, пробудить у учащихся стремление к творчеству.
- воспитательные: прививать любовь к предмету, родному краю, искусству, воспитывать культуру труда, способствовать воспитанию соблюдения техники безопасности.
Оборудование:
- компьютер, презентация (MS PowerPoint);
- на ученических столах находятся: источник тока, вольтметр, амперметр, лампочка,
- ключ, соединительные провода;
- электробытовые приборы (электроплитка, фен, кипятильник);
- малая и большая энциклопедии, орфографический словарь;
- скульптуры местного художника и мастера резьбы по дереву;
- костюм “ Робот”, сделанный руками учеников;
- карточка – памятка по технике безопасности;
- плакат с девизом урока “Не подумав, не отвечай”;
- жетоны с условными обозначениями, применяемыми на схемах
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня мы проведем урок – аукцион по теме “ Электрические явления”.
Обобщим знания по данной теме и помощником нам в этом будет компьютер (слайд1).
Обратите внимание на девиз урока: “ Не подумав, не отвечай”.
Прежде чем приступить к аукциону, давайте выясним, что означает слово аукцион.
После ответов учащихся обращаемся к большой и малой энциклопедиям, орфографическому словарю С.И. Ожегова. Прошу учеников найти значение данного слова и зачитать вслух. Значение слова из словаря на слайде (слайд 2).
Аукцион – публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
У нас сегодня тоже проводится аукцион. Я выставила товар для продажи и поэтому называюсь аукционером. Вы будете покупать товар. Вы называетесь аукционщиками.
Ценой товара являются ваши знания, а как вы знаете они дороже всяких денег.
Ребята! Когда вы вырастите, то сможете участвовать на настоящих аукционах.
Я предлагаю вам купить задачи, приборы, экспериментальный опыт по сборке электрической цепи. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.
Итак, ребята! Чтобы принять участие в аукционе надо сделать заявку, т. е проведем тестовую работу.
Предлагаю тест “ Электричество” (слайд 3).
Взаимопроверка в парах. После того как ребята проверят, показываю ответы на слайде, за каждый правильный ответ ребята получают жетон.
II. Тест- заявка на аукцион.
1. Электрическим током называется:
А) упорядоченное движение заряженных частиц; Б) движение молекул; В) движение атомов. Ответ: А)
2. Единица измерения силы тока: А) Ватт; Б) Вольт; В) Ампер. Ответ: В)
3. Закон Ома для участка цепи:
А) U=R/ I; Б) I = U / R. В) I = R/ U Ответ: Б)
4. На графике представлены зависимости силы тока от напряжения для двух резисторов.
Сопротивление, какого резистора меньше?
А) 2; Б) 1; В) Сопротивления обоих резисторов одинаковы. Ответ: Б)
5. Какой прибор включают в сеть параллельно:
А) Вольтметр;
Б) Реостат;
В) Амперметр.
Ответ: А)
Учитель: Заявка сделана, приступаем к аукциону. Предлагаю наименование товара (Слайд 4).
Наименование товара.
1 лот - ТБ “ Безопасность человека”.
2 лот - “ Задача”.
3 лот - “ Электроприборы”.
4 лот - “Электрическая цепь”.
5 лот - “ Азбука электротехники”.
I ЛОТ - “ ТБ “ Безопасность человека”.
Учитель: В жизни имеем дело с множеством электрических приборов.
Каждый, встречающийся с электрическими установками должен ясно представлять опасность, связанную с электрическим током, неуклонно выполнять требования правил безопасности труда и поражения током, уметь оказывать пострадавшему помощь.
Какая сила тока считается безопасной для человека? (около 1 мА)
Какая сила тока приводит к серьезным поражениям? (10 мА)
Какая сила тока опасна для человека? (более 100 мА)
Высокое напряжение опасно для жизни.
Какое напряжение считается безопасным в сыром помещении? (до 12 В),
И какое напряжение считается безопасным в сухом помещении в сухом помещении? (до 36 В) (Слайд 5).
Каждому ученику раздаю карточку-памятку по ТБ.
II ЛОТ - “ Задача”. (слайд 6)
К урокам составляю задачи на местном материале. Прежде чем приступить к задаче, рассказываю о знаменитости села, художнике и мастере резьбы по дереву А.Ф.Пряхине.
Сообщение учителя (рассказ о знаменитости села)
Много на свете хороших людей, которые делают нашу жизнь богаче. Они как-то незаметно и обыденно делают свое дело, принося людям добро. Таким человеком является Пряхин Александр Филиппович, бывший директор нашей школы.
Жизненный путь Александра Филипповича нелегок. Родился он в 1927 году.
Александр Филиппович в школу пошел в 1934 году. Годы учебы в школе были самыми светлыми и прекрасными. Здесь он понял красоту и цену родного края. В школе он увидел много загадочного вокруг, которое нужно разгадывать годами.
Александр Филиппович родился в крестьянской семье. Семья большая и дружная. Он был старшим из детей. Война его застала, когда Саша учился в седьмом классе. Отец ушел на фронт и Александр стал настоящим помощником мамы. Летом подросток работал в совхозе, помогал убирать урожай. Домашние дела старался сделать до школы. Первую свою картину написал в детские годы. Зародилась мечта стать художником.
Настала юность. Пришло время выполнить свой долг перед Родиной. Шесть с половиной лет служил в рядах Советской армии. Имел звание старшего сержанта, ответственно относился к порученному делу. За время службы в армии было получено 33 благодарности с занесением в личное дело и награжден медалью “ 30 лет Советской армии и флота”. После армии выбор сделан: школа. Работал учителем рисования, музыки. Прививал детям любовь к прекрасному.
Как прожить жизнь, что оставить после себя – важно для каждого человека.
Александр Филиппович принимал активное участие в художественном оформлении нашей школы. Он подарил школе маленькую картинную галерею. Александру Филипповичу 80 лет. Находясь на заслуженном отдыхе, поддерживает связь со школой. Работает над картинами и занимается резьбой по дереву. Неоднократно проводит выставки своих работ.
За заслуги в области образования ему присвоено звание “Заслуженного учителя школы Мордовской АССР”. Александр Филиппович - неоднократный участник республиканских выставок народного творчества, самодеятельных художников, за что награжден дипломами республиканских оргкомитетов.
Перед вами слайд, на котором изображена одна из его выставок. (слайд 6)
Задача 1.
Бывший директор нашей школы, заслуженный учитель Мордовской АССР, известный художник и скульптор по дереву Пряхин Александр Филиппович изготавливал
шахматные фигуры на токарном станке в кабинете трудового обучения. Вы заранее узнали, что токарный станок имеет мощность 0,4 кВт. Рассчитайте работу тока при обработке одной детали “ шахматный конь”, если известно, что обрабатывали ее в течение одного урока.
Ответ: (1080 кДж).
III ЛОТ – “Электроприборы”.
1. Предлагаю электроприборы: фен, плитку, кипятильник. Найти по паспорту приборов их мощность. Определить работу тока за 10 мин.
(К доске вызываю по желанию 3 ученика. Каждый берет электроприбор и решает задачу у доски).
2. Физические приборы (вольтметр и амперметр). Рассказать все о приборе.
1) Что это за прибор?
2) Условное обозначение.
3) Как включают данный прибор?
4) Определить цену деления шкалы прибора.
5) Предел измерения прибора.
6) Какую физическую величину можно измерить с помощью этого прибора.
3. Работа по рисункам (слайд 7).
1) Определите цену деления шкалы вольтметра, изображенного на рисунке 1.
Какое напряжение он показывает? (2,8 В)
2)Определите цену деления шкалы амперметра, изображенного на рисунке 2.
Какую силу тока он показывает? (0,55 А)
Рис. 1 Рис.2
IV ЛОТ – “Электрическая цепь”.
На столах лежат по одному комплекту приборов.
Соберите электрическую цепь, состоящую из источника питания, амперметра, вольтметра, лампочки, ключа.
Снимите показания приборов и вычислите мощность тока в лампе.
Результаты измерений занесите в таблицу (слайд 8).
Сила тока I,A | Напряжение U,B | Мощность | |
Полученное значение | Значение на лампе | ||
Проверьте, совпадает ли полученное значение мощности с мощностью, обозначенной на лампе.
Сделайте вывод.
V. ЛОТ - “Азбука электротехники”.
Прошу ребят посмотреть на свои жетоны, которые они получали за правильные ответы. Что на них изображено?
Ребята отвечают, что на жетонах изображены условные обозначения, применяемые на схемах. Называют эти обозначения (источник тока, амперметр, вольтметр, ключ, соединение проводов, пересечение проводов, электрический звонок, лампочка, резистор, реостат, нагревательный элемент).
Итог урока:
Прошу ребят сосчитать количество жетонов. Учителю помогает подсчитывать жетоны ученик в костюме “Робот”, сделанного учениками. Оцениваю учащихся по количеству, набранных жетонов. Благодарю ребят за урок (Слайд 9).
Литература:
- Перышкин А.В. Физика, 8. – М.: Дрофа, 2005.
- Павленко Н.И., Павленко К.П. Тестовые задания по физике, 8. – М.: Школьная пресса, 2004.