Модульный урок истории в 11-м классе "Российская революция. 1917 год. Октябрь"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • формирование представления о новом политическом режиме,
  • рассмотреть революционные события октября 1917 года, причины краха буржуазной альтернативы.

Основные знания:

  • содержание декретов о мире и земле,
  • причины роспуска Учредительного собрания.

Основные понятия:

  • декреты,
  • Учредительное собрание,
  • коалиционное правительство.

Оборудование урока:

  • учебник О.В. Волобуева “Россия и мир в XX веке”,
  • ПК с акустическими колонками,
  • диапроектор,
  • компьютерный учебник,
  • презентация для урока,
  • индивидуальные распечатки с заданиями.

Школьники знакомятся с материалом по учебному пособию, анализируют документы, делают выводы, обобщения, в том числе в ходе самостоятельной работы.

Этапы урока:

  1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели урока.
  2. Входной контроль.
  3. Большевики приходят к власти.
  4. Первые декреты Советской власти.
  5. Судьба Учредительного собрания
  6. Завершающий контроль.
  7. Рефлексия.

1. Мотивационная беседа.

Формулировка интегрирующей цели урока.

Основное внимание на уроке необходимо обратить события осени 1917 года. Почему Россия не пошла по пути либерально-буржуазной альтернативы, рассмотреть новый политический режим.

В процессе работы вам предстоит узнать:

  • какие первые декреты были приняты Советами крестьянских и рабочих депутатов после прихода к власти;
  • судьбу Учредительного собрания.

Вам предстоит также развивать уже имеющиеся у вас навыки работы и научиться:

  • обобщать материал и делать выводы;
  • работать с картой;
  • правильно распределять время работы над заданиями;
  • оценивать свою работу и работу товарищей.

Выполняя задания, используйте учебник “Россия и мир” автор О.В. Волобуев.

2. Входной контроль.

На этом этапе урока наша задача проверить ваше домашнее задание “Февральская революция”.

Для этого вам предлагается выполнить одно из предложенных заданий:

За выполнение задания А – 3 баллов, письменно.

За выполнение задания Б – 4 баллов, устно.

За выполнение задания В – 5 баллов, устно.

На выполнение задания время – 4 минуты.

Задание А.

1. Кто был председателем Петроградского Совета в марте-августе 1917 г.?

А) И.Г.Церетели
Б) Л.Д. Троцкий
В) Н.С. Чхеидзе.

2. Кому принадлежат слова: “Кругом измена, трусость и обман”?

А) Л.Г. Корнилову
Б) А.И. Керенскому
В) Николаю II.

3. Почему Временное правительство затягивало решение аграрного вопроса?

А) Потому что в его составе были крупные землевладельцы;
Б) потому что оно боялось массового дезертирства крестьян с фронта;
В) потому что этому препятствовали страны Антанты.

4. Какой политический лозунг выдвинул В.И.Ленин в “Апрельских тезисах”?

А) Немедленное свержение Временного правительства;
Б) передача всей власти Советам;
В) передача всей власти Учредительному собранию.

5. Система двоевластии существовала в стране в 1917 году в:

А) марте - июне
Б) феврале – сентябре
В) феврале – октябре
Г) марте – августе

Задание Б.

Каковы причины Февральской революции?

Какими причинами обусловлено установление двоевластия в стране?

Задание В.

Какие реальные альтернативы развития страны существовали в феврале – октябре 1917 года?

3. Большевики приходят к власти.

Политическая ситуация к осени 1917 года меняется. Меняется и тактика Советов. Мы сейчас с вами посмотрим отрывок из лекции компьютерного учебника “Большевики приходят к власти”. Во время лекции обратите особое внимание на события Октября 1917 года. После окончания лекции мы с вами выполним задание.

Показ отрывка лекции – 4 минуты. Во время лекции краткое сообщение о биографии Л.Д. Троцкого.

По окончании лекции показ слайда № 2

Выполнение заданий:

За выполнение задания А – 3 баллов,

За выполнение задания Б – 5 баллов.

На выполнение задания время – 3 минуты.

Задание А.

Соотнесите события и даты:

А. 9 сентября 1. Штурм Зимнего дворца. Арест Временного правительства.
Б. 10 сентября 2. Создание ВРК, выполнявшего тролль штаба по подготовке восстания.
В. 12 октября 3. Восставшие овладели всей столицей кроме Зимнего дворца.
Г. 24 октября 4. Большевики берут под свой контроль Петроград.
Д. 25 октября 5. Принятие резолюции о восстании.
Е. ночь с 25 на 26 октября 6. Начало восстания. Захват почты, телеграфа, вокзала.

Задание Б.

В чем причина победы большевиков в октябре 1917 года?

4. Первые декреты Советской власти

Работа с содержанием первых декретов.

Показ слайда № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

5. Судьба Учредительного собрания

Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из лекции компьютерного учебника “Судьба Учредительного собрания”. Обратите особое внимание на результаты выборов в Учредительное собрание. И как изменилась позиция большевиков по отношению к Учредительному собранию. После окончания лекции мы с вами выполним задание.

Показ отрывка лекции – 2 минуты.

Просмотр слайда № 9

Выполнение заданий

За выполнение задания А – 3 балла,

За выполнение задания Б – 4 балла,

За выполнение задания В – 6 баллов.

На выполнение задания время – 3 минуты.

Задание А.

Как и почему изменилась позиция большевиков по отношению к Учредительному собранию?

Задание Б.

Чем можно объяснить то, что роспуск Учредительного собрания не вызвал массового недовольства в стране?

Задание В.

Проанализируйте данные о выборах в учредительное собрание

(слайд 9).

Представители каких идейно-политических течений получили преимущество? Чем это можно объяснить? Чем отличалась расстановка партийных сил в городе и деревне? О чем это свидетельствует?

6. Завершающий контроль

Сегодня мы с вами на уроке рассмотрели события осени 1917 года, познакомились с первыми декретами Советов, рассмотрели характеристику нового политического режима.

Сегодня существует много точек зрения на революционные события 1917 года.

Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. Власть большевиков ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей, духовному распаду.

Либералы, эсеры и меньшевики полагали, что Советская власть снова закабалила народ – установила не диктатуру пролетариата, а “диктатуру над пролетариатом”.

Сами большевики считали, что только советская власть отвечает коренным интересам народа, только она обеспечила спасение от экономической катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и социальной справедливости.

Многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять “Февральскую” и “Октябрьскую” революции. Целесообразнее говорить о Российской революции 1917 года. Наша Родина стала полем для невиданного эксперимента. Было положено начало новому государству – советскому.

В завершении нашей работы, для закрепления ваших знаний выполним задания:

1. Установите соответствие:

1) ноябрь 1917 г. А) разгон Учредительного собрания
2) январь 1918 г. Б) принятие “Декларации прав народов России”
3) октябрь 1917 г. В) принятие Декрета о земле
4) март 1918 г.

2. Отречение Николая II от престола произошло:

1) 2 марта 1917 г. 3) 17 июля 1918 г.
2) 1 сентября 1917 г. 4) 25 октября 1920 г.

3) Роспуск Учредительного собрания в России произошел:

1) в 1918 г. 3) в 1922 г.
2) в 1920 г. 4) в 1924 г.

4) Главой последнего Временного правительства был:

1) А.И. Гучков 3) А.Ф. Керенский
2) Г.Е. Львов 4) П.Н.Милюков

5) Декрет о мире был принят:

1) первым Временным правительством

2) I съездом Советов

3) Учредительным собранием

4) II съездом советов

6. Какой представительный орган, избранный на основе всеобщих выборов, должен был решить вопрос о политическом устройстве России?

1) Учредительное собрание

2) Всероссийский земский союз

3) Всероссийский съезд Советов

4) Земский собор

7. Какая политическая партия получила большинство голосов на выборах в Учредительное собрание?

1) большевики 3) эсеры
2) меньшевики 4) кадеты

8. Прочтите фрагмент из обращения “Рабочим, солдатам, крестьянам!”. Назовите дату (число, месяц, год) его принятия.

“Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки. Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих и крестьянских депутатов”.

7. Рефлексия

Рефлексия – 5 минут.

На отдельных листках попробуйте оценить свою работу на сегодняшнем уроке по 10-балльной системе.

Для этого ответьте на вопросы:

а) - как я усвоил материал:

- узнал ли больше

  • получил глубокие знания – 9-10 баллов
  • усвоил материал частично – 7-8 баллов
  • мало что понял и запомнил – 4-5 баллов

б) - как я работал?

  • где допустил ошибки
  • удовлетворен ли своей работой?
  • везде справился самостоятельно – 9-10 баллов
  • допустил ошибки – 7-8 баллов
  • работой не удовлетворен, справился с заданиями плохо – 4-5 баллов

Мое мнение:

  • было ли интереснее на этом уроке по сравнению с другими?
  • с какими трудностями столкнулся?
  • какие пожелания могу дать?

Приложение