Цели урока:
- формирование представления о новом политическом режиме,
- рассмотреть революционные события октября 1917 года, причины краха буржуазной альтернативы.
Основные знания:
- содержание декретов о мире и земле,
- причины роспуска Учредительного собрания.
Основные понятия:
- декреты,
- Учредительное собрание,
- коалиционное правительство.
Оборудование урока:
- учебник О.В. Волобуева “Россия и мир в XX веке”,
- ПК с акустическими колонками,
- диапроектор,
- компьютерный учебник,
- презентация для урока,
- индивидуальные распечатки с заданиями.
Школьники знакомятся с материалом по учебному пособию, анализируют документы, делают выводы, обобщения, в том числе в ходе самостоятельной работы.
Этапы урока:
- Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели урока.
- Входной контроль.
- Большевики приходят к власти.
- Первые декреты Советской власти.
- Судьба Учредительного собрания
- Завершающий контроль.
- Рефлексия.
1. Мотивационная беседа.
Формулировка интегрирующей цели урока.
Основное внимание на уроке необходимо обратить события осени 1917 года. Почему Россия не пошла по пути либерально-буржуазной альтернативы, рассмотреть новый политический режим.
В процессе работы вам предстоит узнать:
- какие первые декреты были приняты Советами крестьянских и рабочих депутатов после прихода к власти;
- судьбу Учредительного собрания.
Вам предстоит также развивать уже имеющиеся у вас навыки работы и научиться:
- обобщать материал и делать выводы;
- работать с картой;
- правильно распределять время работы над заданиями;
- оценивать свою работу и работу товарищей.
Выполняя задания, используйте учебник “Россия и мир” автор О.В. Волобуев.
2. Входной контроль.
На этом этапе урока наша задача проверить ваше домашнее задание “Февральская революция”.
Для этого вам предлагается выполнить одно из предложенных заданий:
За выполнение задания А – 3 баллов, письменно.
За выполнение задания Б – 4 баллов, устно.
За выполнение задания В – 5 баллов, устно.
На выполнение задания время – 4 минуты.
Задание А.
1. Кто был председателем Петроградского Совета в марте-августе 1917 г.?
А) И.Г.Церетели
Б) Л.Д. Троцкий
В) Н.С. Чхеидзе.
2. Кому принадлежат слова: “Кругом измена, трусость и обман”?
А) Л.Г. Корнилову
Б) А.И. Керенскому
В) Николаю II.
3. Почему Временное правительство затягивало решение аграрного вопроса?
А) Потому что в его составе были крупные землевладельцы;
Б) потому что оно боялось массового дезертирства крестьян с фронта;
В) потому что этому препятствовали страны Антанты.
4. Какой политический лозунг выдвинул В.И.Ленин в “Апрельских тезисах”?
А) Немедленное свержение Временного правительства;
Б) передача всей власти Советам;
В) передача всей власти Учредительному собранию.
5. Система двоевластии существовала в стране в 1917 году в:
А) марте - июне
Б) феврале – сентябре
В) феврале – октябре
Г) марте – августе
Задание Б.
Каковы причины Февральской революции?
Какими причинами обусловлено установление двоевластия в стране?
Задание В.
Какие реальные альтернативы развития страны существовали в феврале – октябре 1917 года?
3. Большевики приходят к власти.
Политическая ситуация к осени 1917 года меняется. Меняется и тактика Советов. Мы сейчас с вами посмотрим отрывок из лекции компьютерного учебника “Большевики приходят к власти”. Во время лекции обратите особое внимание на события Октября 1917 года. После окончания лекции мы с вами выполним задание.
Показ отрывка лекции – 4 минуты. Во время лекции краткое сообщение о биографии Л.Д. Троцкого.
По окончании лекции показ слайда № 2
Выполнение заданий:
За выполнение задания А – 3 баллов,
За выполнение задания Б – 5 баллов.
На выполнение задания время – 3 минуты.
Задание А.
Соотнесите события и даты:
А. 9 сентября | 1. Штурм Зимнего дворца. Арест Временного правительства. |
Б. 10 сентября | 2. Создание ВРК, выполнявшего тролль штаба по подготовке восстания. |
В. 12 октября | 3. Восставшие овладели всей столицей кроме Зимнего дворца. |
Г. 24 октября | 4. Большевики берут под свой контроль Петроград. |
Д. 25 октября | 5. Принятие резолюции о восстании. |
Е. ночь с 25 на 26 октября | 6. Начало восстания. Захват почты, телеграфа, вокзала. |
Задание Б.
В чем причина победы большевиков в октябре 1917 года?
4. Первые декреты Советской власти
Работа с содержанием первых декретов.
Показ слайда № 3
5. Судьба Учредительного собрания
Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из лекции компьютерного учебника “Судьба Учредительного собрания”. Обратите особое внимание на результаты выборов в Учредительное собрание. И как изменилась позиция большевиков по отношению к Учредительному собранию. После окончания лекции мы с вами выполним задание.
Показ отрывка лекции – 2 минуты.
Просмотр слайда № 9
Выполнение заданий
За выполнение задания А – 3 балла,
За выполнение задания Б – 4 балла,
За выполнение задания В – 6 баллов.
На выполнение задания время – 3 минуты.
Задание А.
Как и почему изменилась позиция большевиков по отношению к Учредительному собранию?
Задание Б.
Чем можно объяснить то, что роспуск Учредительного собрания не вызвал массового недовольства в стране?
Задание В.
Проанализируйте данные о выборах в учредительное собрание
Представители каких идейно-политических течений получили преимущество? Чем это можно объяснить? Чем отличалась расстановка партийных сил в городе и деревне? О чем это свидетельствует?
6. Завершающий контроль
Сегодня мы с вами на уроке рассмотрели события осени 1917 года, познакомились с первыми декретами Советов, рассмотрели характеристику нового политического режима.
Сегодня существует много точек зрения на революционные события 1917 года.
Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. Власть большевиков ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей, духовному распаду.
Либералы, эсеры и меньшевики полагали, что Советская власть снова закабалила народ – установила не диктатуру пролетариата, а “диктатуру над пролетариатом”.
Сами большевики считали, что только советская власть отвечает коренным интересам народа, только она обеспечила спасение от экономической катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и социальной справедливости.
Многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять “Февральскую” и “Октябрьскую” революции. Целесообразнее говорить о Российской революции 1917 года. Наша Родина стала полем для невиданного эксперимента. Было положено начало новому государству – советскому.
В завершении нашей работы, для закрепления ваших знаний выполним задания:
1. Установите соответствие:
1) ноябрь 1917 г. | А) разгон Учредительного собрания |
2) январь 1918 г. | Б) принятие “Декларации прав народов России” |
3) октябрь 1917 г. | В) принятие Декрета о земле |
4) март 1918 г. |
2. Отречение Николая II от престола произошло:
1) 2 марта 1917 г. | 3) 17 июля 1918 г. |
2) 1 сентября 1917 г. | 4) 25 октября 1920 г. |
3) Роспуск Учредительного собрания в России произошел:
1) в 1918 г. | 3) в 1922 г. |
2) в 1920 г. | 4) в 1924 г. |
4) Главой последнего Временного правительства был:
1) А.И. Гучков | 3) А.Ф. Керенский |
2) Г.Е. Львов | 4) П.Н.Милюков |
5) Декрет о мире был принят:
1) первым Временным правительством
2) I съездом Советов
3) Учредительным собранием
4) II съездом советов
6. Какой представительный орган, избранный на основе всеобщих выборов, должен был решить вопрос о политическом устройстве России?
1) Учредительное собрание
2) Всероссийский земский союз
3) Всероссийский съезд Советов
4) Земский собор
7. Какая политическая партия получила большинство голосов на выборах в Учредительное собрание?
1) большевики | 3) эсеры |
2) меньшевики | 4) кадеты |
8. Прочтите фрагмент из обращения “Рабочим, солдатам, крестьянам!”. Назовите дату (число, месяц, год) его принятия.
“Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки. Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих и крестьянских депутатов”.
7. Рефлексия
Рефлексия – 5 минут.
На отдельных листках попробуйте оценить свою работу на сегодняшнем уроке по 10-балльной системе.
Для этого ответьте на вопросы:
а) - как я усвоил материал:
- узнал ли больше
- получил глубокие знания – 9-10 баллов
- усвоил материал частично – 7-8 баллов
- мало что понял и запомнил – 4-5 баллов
б) - как я работал?
- где допустил ошибки
- удовлетворен ли своей работой?
- везде справился самостоятельно – 9-10 баллов
- допустил ошибки – 7-8 баллов
- работой не удовлетворен, справился с заданиями плохо – 4-5 баллов
Мое мнение:
- было ли интереснее на этом уроке по сравнению с другими?
- с какими трудностями столкнулся?
- какие пожелания могу дать?