У младших школьников нет осознанной внутренней потребности к изучению иностранного языка. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения иностранному языку в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и дальнейшее повышение мотивации детей к изучению иностранных языков.
Этого можно добиться, если учитывать особенности детей этого возраста.
1. В возрасте 6-8 лет у них еще слабо развито абстрактное мышление; для них значимо только то, что окружает их в данный момент, то, что происходит с ними сейчас. Поэтому,
если мы хотим, чтобы дети ушли с урока с каким-то “кусочком английского языка”, все, чем они занимаются на уроке, должно быть зримо, конкретно, осязаемо и связано с окружающим их миром.
2. У детей очень крепкая долгосрочная память, именно поэтому люди всю жизнь помнят то, что когда-то учили в раннем возрасте, особенно, если материал был эмоционально окрашен.
3. У младших школьников недостаточно развита оперативная память: им требуется многократное предъявление материала.
4. Младшие школьники не в состоянии поддерживать произвольное внимание дольше 3-5 минут. При этом их непроизвольное внимание гораздо менее ограничено: дети часами могут заниматься тем, что им интересно, что имеет для них смысл (например, игра).
Следовательно, знание и умелое использование этих и других особенностей младших школьников позволит учителю не только повысить мотивацию своих учеников, но и добиться реальных успехов в их обучении. Специально разработанные методики предполагают использование рифмовок, песен, всевозможных игр для введения и практики языка, это повышает мотивацию детей и тем самым позволяет задействовать как произвольное, так и непроизвольное внимание на гораздо более длительное время.
Кроме того, современные подходы к раннему обучению основываются на отсутствии у детей страха сделать ошибку. У них еще работают механизмы, позволившие им усвоить родной язык, они с удовольствием экспериментируют с изучаемыми словами и структурами.
Благодаря этому механизму, сходному с механизмом усвоения родного языка, дети легко усваивают фонетическую структуру чужого языка, не анализируя ее, что позволяет им сразу включаться в процесс общения.
Таким образом, при выборе педагогических технологий обучения иностранному языку в начальной школе учителю необходимо знать, что:
- избранные технологии должны способствовать созданию доброжелательной, комфортной для ребенка атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения;
- выбор технологий обучения осуществляется с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников (повышенная эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения;
- урок иностранного языка в начальной школе может иметь образовательную, развивающую и воспитательную ценность, если он строится на сюжетно-ролевой, игровой основе. В игре, сказочных ситуациях развивается эмоциональная сфера ребенка, усваиваются элементы этикета, культуры общения, воспитывается способность к толерантности, уважению другой культуры [1].
Использование различных игр (включая разгадывание загадок, кроссвордов, инсценирование песен, стихов, сказок) обеспечивает постоянный интерес детей к иноязычной речевой деятельности. При этом важно не только, как говорит ученик на иностранном языке, но и что он говорит, имеет ли высказываемая или воспринимаемая на слух им информация для него личную значимость.[1]
Значение игры невозможно переоценить. Феномен ее в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, как способ передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.
По определению (Г.К. Селевко), игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [3].
В основе использования ролевой игры лежит процесс формирования иноязычной коммуникации на базе реальной деятельности.
Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А. Шмакову):
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (“поле творчества”);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, “эмоциональное напряжение”);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [3].
Исследователи разработали определенные правила ролевых игр, а именно:
- учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;
- учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других – взять на себя воображаемую роль;
- участникам ролевых игр необходимо вести себя так. Как если бы все происходило в реальной жизни, их проведение должно соответствовать их роли;
- участники игры должны концентрировать свое внимание на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не на их закреплении [2].
Ролевая игра – это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать, убеждать собеседника.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по 4 основным направлениям [3 ]:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры.
- учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревновательности, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Типология педагогических игр обширна: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации, организационно-деятельностные игры.
Все они имеют широкий спектр целевых ориентаций, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся.
Модель урока английского языка
Тема урока: Режим дня
Класс: 3
Учитель: Шехирева Г.С.
Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях средствами технологии игровой деятельности.
Цели по содержанию:
Образовательная: способствовать формированию лексических и грамматических навыков по теме “Режим дня”.
Развивающая: способствовать развитию
- воображения и памяти;
- умения осуществлять продуктивное монологическое высказывание.
Воспитательная: способствовать осознанию важности соблюдения режима дня;
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Методы обучения: репродуктивный; частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; групповая; парная.
Средства обучения:
1. Учебник “English-II” (2 часть)
2. Опоры на доске
3. Дидактический раздаточный материал
4. Магнитофон
5. Циферблат
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент | Проверяет готовность рабочего места, создает ситуацию успеха | Проверяют готовность рабочих мест; приветствуют учтеля. |
Целеполагание и мотивация | Объясняет учащимся игровой сюжет урока: учащиеся присутствуют на телепрограмме “In the morning”. Задача каждого принять участие в обсуждении темы передачи “Режим дня”. Знакомит с правилами игры (Приложение 1) | Слушают учителя, осмысливают задание, принимают игровой сюжет, осмысливают правила игры. |
Актуализация знаний | Учитель в роли Ведущего предлагают учащимся (гостям) ответить на вопросы (Приложение 2) | “Гости” программы отвечают на вопросы Ведущего. |
Применение знаний в знакомой, измененной и новой учебной ситуациях | Ведущий предлагает “гостям”
познакомиться друг с другом и обсудить тему
передачи (Приложение 3). Предлагает
учащимся прослушать письмо от мальчика Вильяма
из Великобритании, который прислал его на
передачу (Приложение 4), заполнить
карточку и сравнить режим дня Вильяма со своим (Приложение 5). Напоминает “гостям” об одной из традиций передачи – утренней зарядке и предлагает “гостям” присоединиться Ведущий предлагает рассказать о своем режиме дня, используя карточку (Приложение 5) |
Работают в парах, обсуждая свой режим
дня. Слушают письмо, заполняют карточки, сравнивают режим дня Вильяма со своим. “Гости” делают зарядку. “Гости” рассказывают о своем режиме дня, используя карточку; |
Рефлексия | Предлагает учащимся подвести итоги передачи, и завершить передачу пожеланиями зрителям. | Высказывают свои пожелания зрителям. |
Информация о домашнем задании | Предлагает учащимся подготовить дома сообщение о том, как проходит утро, используя материал урока | Осмысливают задание; записывают в дневник. |
Литература
- Воронина Г.И., Соловцова Э.И. Иностранные языки в начальной школе. – М.: Издательский дом “Новый учебник”, 2003.
- Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи // Иностранные языки в школе. – 2003. - № 3.
- Мосунова Л.А., Юнгблюд Л.Г. Педагогические технологии в практике обучения и воспитания. – Киров, 2001.