Особенности игровой деятельности на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


У младших школьников нет осознанной внутренней потребности к изучению иностранного языка. Но есть их природный интерес, любопытство ко всему новому и неизведанному. Поэтому целью обучения иностранному языку в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и дальнейшее повышение мотивации детей к изучению иностранных языков.

Этого можно добиться, если учитывать особенности детей этого возраста.

1. В возрасте 6-8 лет у них еще слабо развито абстрактное мышление; для них значимо только то, что окружает их в данный момент, то, что происходит с ними сейчас. Поэтому,

если мы хотим, чтобы дети ушли с урока с каким-то “кусочком английского языка”, все, чем они занимаются на уроке, должно быть зримо, конкретно, осязаемо и связано с окружающим их миром.

2. У детей очень крепкая долгосрочная память, именно поэтому люди всю жизнь помнят то, что когда-то учили в раннем возрасте, особенно, если материал был эмоционально окрашен.

3. У младших школьников недостаточно развита оперативная память: им требуется многократное предъявление материала.

4. Младшие школьники не в состоянии поддерживать произвольное внимание дольше 3-5 минут. При этом их непроизвольное внимание гораздо менее ограничено: дети часами могут заниматься тем, что им интересно, что имеет для них смысл (например, игра).

Следовательно, знание и умелое использование этих и других особенностей младших школьников позволит учителю не только повысить мотивацию своих учеников, но и добиться реальных успехов в их обучении. Специально разработанные методики предполагают использование рифмовок, песен, всевозможных игр для введения и практики языка, это повышает мотивацию детей и тем самым позволяет задействовать как произвольное, так и непроизвольное внимание на гораздо более длительное время.

Кроме того, современные подходы к раннему обучению основываются на отсутствии у детей страха сделать ошибку. У них еще работают механизмы, позволившие им усвоить родной язык, они с удовольствием экспериментируют с изучаемыми словами и структурами.

Благодаря этому механизму, сходному с механизмом усвоения родного языка, дети легко усваивают фонетическую структуру чужого языка, не анализируя ее, что позволяет им сразу включаться в процесс общения.

Таким образом, при выборе педагогических технологий обучения иностранному языку в начальной школе учителю необходимо знать, что:

  • избранные технологии должны способствовать созданию доброжелательной, комфортной для ребенка атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения;
  • выбор технологий обучения осуществляется с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников (повышенная эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения;
  • урок иностранного языка в начальной школе может иметь образовательную, развивающую и воспитательную ценность, если он строится на сюжетно-ролевой, игровой основе. В игре, сказочных ситуациях развивается эмоциональная сфера ребенка, усваиваются элементы этикета, культуры общения, воспитывается способность к толерантности, уважению другой культуры [1].

Использование различных игр (включая разгадывание загадок, кроссвордов, инсценирование песен, стихов, сказок) обеспечивает постоянный интерес детей к иноязычной речевой деятельности. При этом важно не только, как говорит ученик на иностранном языке, но и что он говорит, имеет ли высказываемая или воспринимаемая на слух им информация для него личную значимость.[1]

Значение игры невозможно переоценить. Феномен ее в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, как способ передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

По определению (Г.К. Селевко), игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [3].

В основе использования ролевой игры лежит процесс формирования иноязычной коммуникации на базе реальной деятельности.

Большинству игр присущи 4 главные черты (по С.А. Шмакову):

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (“поле творчества”);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, “эмоциональное напряжение”);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [3].

Исследователи разработали определенные правила ролевых игр, а именно:

  • учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;
  • учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других – взять на себя воображаемую роль;
  • участникам ролевых игр необходимо вести себя так. Как если бы все происходило в реальной жизни, их проведение должно соответствовать их роли;
  • участники игры должны концентрировать свое внимание на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не на их закреплении [2].

Ролевая игра – это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать, убеждать собеседника.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроке происходит по 4 основным направлениям [3 ]:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры.
  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревновательности, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Типология педагогических игр обширна: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации, организационно-деятельностные игры.

Все они имеют широкий спектр целевых ориентаций, направленных на обучение, воспитание и развитие учащихся.

Модель урока английского языка

Тема урока: Режим дня

Класс: 3

Учитель: Шехирева Г.С.

Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях средствами технологии игровой деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательная: способствовать формированию лексических и грамматических навыков по теме “Режим дня”.

Развивающая: способствовать развитию

- воображения и памяти;

- умения осуществлять продуктивное монологическое высказывание.

Воспитательная: способствовать осознанию важности соблюдения режима дня;

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Методы обучения: репродуктивный; частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; групповая; парная.

Средства обучения:

1. Учебник “English-II” (2 часть)

2. Опоры на доске

3. Дидактический раздаточный материал

4. Магнитофон

5. Циферблат

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оргмомент Проверяет готовность рабочего места, создает ситуацию успеха Проверяют готовность рабочих мест; приветствуют учтеля.
Целеполагание и мотивация Объясняет учащимся игровой сюжет урока: учащиеся присутствуют на телепрограмме “In the morning”. Задача каждого принять участие в обсуждении темы передачи “Режим дня”. Знакомит с правилами игры (Приложение 1) Слушают учителя, осмысливают задание, принимают игровой сюжет, осмысливают правила игры.
Актуализация знаний Учитель в роли Ведущего предлагают учащимся (гостям) ответить на вопросы (Приложение 2) “Гости” программы отвечают на вопросы Ведущего.
Применение знаний в знакомой, измененной и новой учебной ситуациях Ведущий предлагает “гостям” познакомиться друг с другом и обсудить тему передачи (Приложение 3). Предлагает учащимся прослушать письмо от мальчика Вильяма из Великобритании, который прислал его на передачу (Приложение 4), заполнить карточку и сравнить режим дня Вильяма со своим (Приложение 5).

Напоминает “гостям” об одной из традиций передачи – утренней зарядке и предлагает “гостям” присоединиться

Ведущий предлагает рассказать о своем режиме дня, используя карточку (Приложение 5)

Работают в парах, обсуждая свой режим дня.

Слушают письмо, заполняют карточки, сравнивают режим дня Вильяма со своим.

“Гости” делают зарядку.

“Гости” рассказывают о своем режиме дня, используя карточку;

Рефлексия Предлагает учащимся подвести итоги передачи, и завершить передачу пожеланиями зрителям. Высказывают свои пожелания зрителям.
Информация о домашнем задании Предлагает учащимся подготовить дома сообщение о том, как проходит утро, используя материал урока Осмысливают задание; записывают в дневник.

Литература

  1. Воронина Г.И., Соловцова Э.И. Иностранные языки в начальной школе. – М.: Издательский дом “Новый учебник”, 2003.
  2. Калимулина О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи // Иностранные языки в школе. – 2003. - № 3.
  3. Мосунова Л.А., Юнгблюд Л.Г. Педагогические технологии в практике обучения и воспитания. – Киров, 2001.