Цель: Познакомить учащихся с животными растениями леса, их профессиями в экосистеме, взаимными приспособлениями друг к другу.
Оборудование: иллюстрации обитателей леса, гербарий кустарников и травянистых растений, звукозапись “звуки леса”.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
Учитель. Какую экосистему вы начали изучать?
Дети. Экосистему леса.
Учитель. Что интересного вы узнали?
Дети. Главными производителями леса являются деревья.
Учитель. В какой природной зоне мы живём?
Дети. В зоне лесов.
Учитель. Значит лес это только деревья?
(Выслушиваются мнения детей и по ходу беседы оформляется таблица)
III. Определение целей и задач урока.
Учитель. Посмотрите на составленную схему и подумайте, на какие вопросы вам бы хотелось получить ответы? (Приложение 1.)
Дети. Какие растения и животные живут в лесу?
Какие у них “профессии”?
Какие существуют связи между растениями и животными?
Какой круговорот веществ в экосистеме леса?
Смогут ли деревья жить без других обитателей леса?
IV. Совместное открытие знаний.
Итак, мы продолжаем изучать экосистему леса. Для того, чтобы получить ответы на поставленные вопросы, я предлагаю вам работу в творческих группах. У вас на столах лежат энциклопедии (Петров В. В. “Растительный мир нашей Родины”, Дмитриев Ю. Д. “Соседи по планете. Насекомые”, Герасимов В. П. “Животный мир нашей Родины”), гербарии, картинки с животными. Ваша задача, отобрать необходимые сведения об обитателях леса согласно плану и выбрать соответствующий наглядный материал.
План.
Учитель. Давайте познакомимся с творческими группами. (Приложение 2)
Во время работы групп, включается звукозапись “звуки леса”.
1. Организация восприятия и осмысление новой информации.
Учитель. Итак, предоставим слово ботаникам.
(Выступление группы строится по плану: кустарники, травянистые растения, грибы)
(Другие группы самостоятельно заполняют таблицу
Название экосистемы |
Производители |
Потребители |
Разрушители |
Руководитель группы. На прошлом уроке мы выяснили, то главными производителями леса, являются деревья. Но кроме них в лесу растут кустарники, травянистые растения и грибы.
Мы подготовили сведения о представителях лесов нашего края.
- Черника.
- Брусника.
- Иван-чай.
- Кукушкин лён.
- Грибы.
(Перед заслушиванием сообщений о грибах, учащийся знакомит с понятием “микология”)
Руководитель группы. Из выступлений моей группы, очевидно, что растительный мир в лесу разнообразный. Нам удалось установить, что кустарники и травянистые растения имеют “профессию” производителей, а грибы – разрушители.
Учитель. Спасибо, за интересную информацию о растениях и грибах.
Предоставим слово второй группе – биологам.
Руководитель группы. Выступления нашей группы нам бы хотелось начать с лирической ноты.
(Четверостишие написано ученицей)
О, лес, ты полон красотой природы!
О, лес, в тебе я слышу звуки.
Какой напев, какие ноты!
Как долго можно наслаждаться твоей загадочной красой!
Руководитель группы. Мы выяснили, что кроме растений в лесу живут звери, птицы, насекомые.
Ребята расскажут о представителях животного мира в экосистеме леса нашего края.
- Орнитологи: глухарь, дятел, тетеревятник.
- Этнологи: муравьи, короед.
- Зоологи: ёж, белка, куница, медведь, олень.
Руководитель группы. Таким образом, мы выяснили, что животные имеют “профессии” потребителей и разрушителей. Так же можно сделать вывод, то животных в экосистеме леса намного меньше, чем растений, но роль их очень велика. Без животных не сможет нормально идти круговорот веществ.
Учитель. Замечательную работу проделала группа биологов. Много интересного мы узнали о представителях животного мира в лесу нашего края.
V. Физминутка.
Учитель. Продолжим работу. Предоставим слово группе экологов.
(Во время выступления предыдущих групп учащиеся передавали наглядный материал в группу экологов, что помогло участникам третьей группы наглядно изобразить цепь питания в экосистеме леса)
Руководитель группы. На основе выступления первых двух групп, нам удалось установить связи, между растениями и животными в экосистеме леса.
(Ребята вывешивают на доску картинки в виде схемы)
- Ель > белка>куница
- Черника > глухарь > тетеревятник
- Сосна > короед > дятел
VI. Первичное закрепление знаний.
- Работа по учебнику с.59, зад.1.
- Работа по учебнику с.60, зад.2.
Учитель. Что обозначают стрелки на схеме?
Ученики. Передачу органических веществ.
Учитель. Какая роль животных в экосистеме леса?
Ученики. Животные регулируют круговорот веществ.
Учитель. По работе группы экологов видны только цепи питания в экосистеме леса.
Чего не достаёт в этих схемах для круговорота веществ?
(Дети дополняют схемы картинками с изображением представителей “профессии” разрушителей. Если возникают затруднения в выборе, учитель предлагает чтение статьи в учебнике на с.60-61)
Учитель. Что можно сказать о круговороте веществ в экосистеме леса?
Ученики. Лес – устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ.
VII. Итог урока.
Учитель. Итак, вернёмся к нашим вопросам. На все ли из них мы смогли дать ответы?
Смогут ли деревья жить без других обитателей леса?
Ученики. Деревья не смогут жить без других обитателей леса, потому что не будет осуществляться круговорот веществ.