Внеклассное мероприятие. Интеллектуальная командная игра-путешествие "Устав настоящего помора"

Разделы: Внеклассная работа


В преддверии очередной юбилейной даты М.В. Ломоносова, великого русского учёного, имя которого известно во всех уголках мира, а труды его и по сей день поражают своей фундаментальностью, хочется оглянуться назад, вспомнить детские и отроческие годы – годы становления учёного и попытаться разобраться, какие же факторы повлияли на складывание и развитие его личности.

Общеизвестно, что во многом характер, взгляды на жизнь и особенности личности человека закладываются под влиянием образа жизни, традиций и нравов той среды, в которой он живёт и развивается. И если это общество органично и самодостаточно, то и каждый его представитель является сильной, целеустремлённой и самодостаточной личностью. Архангельский север, Поморская земля - яркое тому подтверждение. Жизнь помора-промысловика была полна трудностей, опасностей и постоянного самопреодоления. Основной их промысел – рыболовство - требовал широких знаний, разнообразных умений и навыков. Каждый помор был немного астрономом, медиком, инженером, строителем, географом, биологом и искусным мастером-ремесленником. И по-другому быть просто не могло, без подобных знаний человек просто не мог выжить и полноценно существовать в суровых природно-климатических и хозяйственных условиях Северного края.

Поэтому, чтобы понять, какие качества были присущи М.В. Ломоносову и сделали из него великого учёного и настоящего Человека, учащимся предлагается совершить воображаемое морское путешествие, испытать на себе тяготы промыслового периода и окунуться в атмосферу жизни поморов.

Цель игры-путешествия: изучение этнического образа жизни жителей Архангельского Севера через знакомство с формированием личности М.В. Ломоносова как истинного помора.

Задачи:

  • обучение учащихся первичным навыкам исследовательской деятельности,
  • знакомство с традиционными занятиями Поморов,
  • воспитание патриотизма через знакомство с Поморскими нравами, обычаями и укладом жизни,
  • выявление комплекса качеств личности, присущих поморам, которые помогли М.В. Ломоносову стать великим учёным и исследователем,
  • развитие коммуникативных качеств у учащихся,
  • формирование ценностей здорового образа жизни,
  • раскрытие творческих качеств личности ребёнка через решение проблемной ситуации.

Данная игра рассчитана на учащихся 3-4 классов общеобразовательных школ.

Единовременно в игре могут участвовать 10 команд по 10 человек.

Как показала апробация этой игры с учётом возрастных особенностей учащихся начального звена, продолжительность игры не должна превышать 2-х часов.

Возможен вариант проведения этой игры с небольшими доработками в условиях летнего лагеря с дневным пребыванием. В этом случае каждый этап игры может совпадать с одним рабочим днём лагеря. В таком варианте у участников игры появится больше времени на самостоятельную работу и изучения соответствующей литературы, более качественным будет результат игры – проект “Устава правил жизни настоящего помора”.

Структура игры-путешествия

  1. Письмо – приглашение. За неделю (несколько дней) до начала игры учащиеся получают письмо-приглашение к участию в игре, в котором оговариваются условия и принципы разделения на команды, точная дата её проведения.
  2. Подготовка к игре. Получив определённую роль в команде, соответствующую одной из поморских судовых специальностей, каждый участник самостоятельно готовится к игре. Задача педагога на этом этапе - указать область знаний, на которую участник должен обратить наибольшее внимание и дать перечень необходимой литературы.
  3. Игра – путешествие. Команды поморских судов одновременно и по одному плану совершают морское путешествие, на каждом этап которого выполняют соответствующие задания интеллектуального, спортивного и творческого характера. В сценарии игры предусмотрены конкурсы и задания для каждого участника судовой команды.
  4. Проект “Устава правил жизни настоящего помора”. После завершения последнего этапа игры-путешествия команды, подводя общий итог, “создают” “Устав правил жизни настоящего помора”. На создание проекта командам выделяется 10-15 минут. Далее происходит защита каждого проекта. Проекты “Устава…” оцениваются жюри отдельно вне зависимости от итогов самой игры.
  5. Итоги игры. Во время игры работает жюри. За каждый пройденный этап команды получают баллы в соответствии со степенью полноты выполнения задания. В конце игры поводится общий итог. Кроме того, жюри выбирается самый полный и состоятельный проект. Участники игры получают грамоты и дипломы, а также сладкие призы – пироги с начинкой из северных ягод (клюква, брусника и т.д.)

К пояснительной записке прикладывается полный сценарий игры, а также приложения с описанием заданий и конкурсов, турнирной таблицей, бортовыми журналами команд, перечнем тематической литературы, музыкальным сопровождением и презентациями.

Командная игра “Устав настоящего помора”

За несколько дней, в зависимости от степени подготовки учащихся по данной тематике, команды получают пригласительное письмо. В нём содержатся подробное описание принципов распределения ролей между участниками каждой команды и инструкция-памятка о том, по каким принципам давались названия судам. Команды до начала игры должны распределить роли, дать название своему судну, пользуясь памяткой и освежить в памяти основные вехи жизненного пути М.В. Ломоносова.

Ведущий: Близится очередная дата со дня рождения великого учёного Михаила Васильевича Ломоносова, известного не только в России, но и во всём мире. Это был один из самых выдающихся, образованнейших людей своей эпохи. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внёс бы свой вклад. М.В. Ломоносов был астрономом, литератором, географом, занимался медициной, химией, мозаикой. Но как удалось этому простому деревенскому человеку добиться таких успехов? Какие обстоятельства помогли ему в этом? Многие учёные, мыслители и писатели XIX века размышляли над этой загадкой, находили ответ в необыкновенной Божественной одарённости юного Ломоносова. Но не стоит забывать и о том, что во многом на личность и характер человека влияет та среда, в которой он растёт и развивается, те люди, которые окружают молодого человека с самого раннего детства и особенности их жизни. Поморская Земля – родная сторона великого учёного - тому яркий и выразительный пример.

Именно по этому сегодня мы предлагаем вам, ребята, совершить воображаемое морское путешествие, подобное тому, что не раз совершал наш великий земляк со своим отцом Василием Дорофеевичем на лёгком и быстроходном двухмачтовом судёнышке “Чайка” по Белому морю. Окунувшись в атмосферу поморского быта, побывав в различных ситуациях, происходивших на промысле, испытав свои силы, знания и умения, вы сможете создать “Устав негласных правил жизни настоящего помора”, тот самый, что помог стать М.В. Ломоносову не только большим учёным, но и настоящим, достойным Человеком.

В нашем морском плавании будут принимать участие несколько команд поморских судов, капитаны которых приглашаются в кают-компанию нашего порта для регистрации судов и получения бортовых журналов и свитков, на которых в конце нашего путешествия должны будут появиться “Уставы настоящего помора”.

Происходит представление команд и презентация названий. Капитаны получают бортовые журналы, которые команда будет заполнять на протяжении всей игры. Эти журналы помогут в составлении уставов.

Итак, все суда прошли регистрацию и могут отчаливать. Наш исходный пункт – д. Мишанинская. Прошу команды обратить внимание на экран.

В 60 верстах от Архангельского города, вверх по реке, где она образовывала причудливое сочетание разных проток, лежало старинное, достопочтенное село Холмогоры, до 1923 года имевшее статус города, бывшая знаменитая столица Двинского края, первые сведения о которой относятся ещё к XII в. Напротив Холмогор, среди девяти островов в излучине реки, находится дивный Куростров с тремя стоящими совсем рядом деревеньками, из которых одна - деревня Мишанинская.

Внимание, вопрос для судовых команд: почему именно эта деревня стала отправной точкой нашего плавания?

Эта деревня – место рождения М.В. Ломоносова. С малолетства обошёл Михайло каждый уголок Курострова, на котором раскинулась его деревня. Он знал наперечёт родной двинской остров. И много лет спустя Ломоносов по памяти мог начертить точный план местности, где прошло его детство.

Ведущий: Вот теперь самое время и в путь отправляться. Корабельная рында даёт нам сигнал к началу плавания. Желаем вам семь футов под килем. В устье Северной Двины много островов и отмелей. Сила вешних вод перемывает стреж-фарватер. Чтобы провести большое судно к морю и обратно, нужны опытные лоцманы. В старину эти водители судов назывались корабельными вожами. “Двинское знание” они усвоили с юных лет и передавали его своим потомкам по наследству. Юный Ломоносов под руководством отца научился ориентироваться по ночному небу, пользоваться компасом и определять направление ветра. Он хорошо запомнил особенности побережья и морских течений, приливов и отливов.

Сегодня на каждом из судов тоже находятся опытные лоцманы, которые и помогут нам выйти в открытое море.

Конкурсное задание для лоцманов – эстафета “Проложи свой курс”.

Ведущий: С помощью опыта и хороших знаний наших лоцманов мы благополучно вышли в море.

Несомненно, самым главным и распространённым промыслом было рыболовство, исконно поморское дело. Улов рыбы шёл на пропитание поморов и на продажу, причём цены были довольно высокими и зависели от времени промысла и качества рыбы. В Белом море водится около 120 видов рыб, 20 из которых имели промысловое значение, т.е. вылавливались в пищу. В разное время и в разных частях земли Поморской рыбаки отдавали предпочтение определённому виду. Например, на Мурмане треску ловили, да не привычными нам сетями, а “ярусом” – огромной длины верёвкой, к которой привязывались короткие снасти с большими крючками. В удачные дни с одного “яруса” набиралось трески и палтуса на 2, а то и 3 полных лодки.

И как же выйти в море и рыбки не наловить? Ну-ка, рыбацкие артели, принимайтесь за работу. Кому нынче больше повезёт, у кого улов богаче будет?

Ребятам предлагается большое количество названий рыб и среди всего этого многообразия они должны выбрать как можно больше названий рыб имевших промысловое значение для поморов.

Ведущий: Но что же это, не успели мы порадоваться знатному улову, ветер разбойный налетел, шторм губительный начинается. Вода чернил чернее стала, волны повыше наших судов поднимаются да с треском на палубу опускаются. Суда из стороны в сторону болтает - вот-вот перевернутся. На карбасах (гуккорах) все ни живы ни мертвы, белее бумаги. Сил уж нет на ногах стоять да со стихией сражаться. Где стояли, тут и пали, то ли в сон тревожный, то ли в обморок глубокий провалились… За ночь шторм улёгся. Бог дал, все живы остались.

Пока лоцман с кормщиком по карте и компасу курс выправляют, знахарям необходимо состояние здоровья команды проверить, ну и подлечить болезных.

Конкурс знахарей. С завязанными глазами им необходимо на вкус определить, какая ягода находятся перед ними, и определить её профилактическое и медицинское назначение.

Ведущий: Слава Богу, все живы-здоровы. Легко отделались - только пару парусов изрядно потрепало, да и те уже зуйки заштопали. А прямо по курсу – уже Соловки маячат!

На экран проецируются виды Соловецких островов, сопровождаемые следующим рассказом.

Соловецкий архипелаг – украшение Беломорья – заповедник, сохранивший для нас суровую красоту северного края, его своеобразную природу, многовековую культуру. Неповторимы живописная изрезанность Соловецких берегов, валунные отложения вдоль моря, широкие массивы смешанных лесов, разбросанные среди них “созвездия” озёр. За долгие годы жизни на этих островах люди связали отдельные их части дорогами, соединили каналами озёра, расчистили сенокосы, построили дамбы. На островах были устроены гавани, рыболовные тони, налажены многие промыслы и ремёсла, поставлены хозяйственные дворы. В суровом облике архитектуры, в строгой простоте древнейших сооружений ощутимы дыхание северной природы и созидательная энергия многих поколений строителей Соловецких островов.

Внимание! Вопрос судовым артелям! Как связаны Соловки с именем М.В. Ломоносова.

Выслушиваются варианты ответов.

Верно, М.В. Ломоносов неоднократно бывал на Соловецких островах, пытаясь постичь вековую тайну каменных лабиринтов. Каменные лабиринты Беломорья являются феноменальными сооружениями Русского Севера. Они представляют собой уникальное явление материальной, духовной и социальной первобытной культуры.

Есть большое количество версий об их назначении. Вот только некоторые из них:

  • лабиринты - это навигационные знаки для бороздящих Белое море судов;
  • лабиринты – это оборонительные сооружения, служившие убежищем древним поморам;
  • лабиринты имеют церковное назначение. Высказывались мнения, что лабиринты представляли символ крестного пути или образ христианской жизни, полной испытаний;
  • лабиринты - памятники исторических событий.

Основанием для такого предположения послужило предание о построении корелом Валитом, посаженником Великого Новгорода в честь победы своей над мурманами и норвежцами Варенгского и Кольского лабиринтов.

Попробуйте выдвинуть и объяснить свою версию назначения каменных лабиринтов. Ведь если они сохранились и до сегодняшнего дня и были так качественно сработаны, значит, были чрезвычайно важны для человека.

Задание командам: выдвинуть и объяснить свою версию назначения каменных лабиринтов Соловецкого архипелага. Для выполнения этого задания командам предоставляются чертежи – схемы соловецких каменных лабиринтов.

Какие смелые и интересные гипотезы! Да не оскудела земля Поморская учёными талантами. Вот они истинные потомки великого учёного. Но наука наукой, а пора позаботиться и о пополнении пищевых запасов, потому как долог обратный путь. Соловецкий архипелаг богат на природные дары – ягоды, грибы…. Если вся команда разом возьмётся, то мигом трюмы под завязочку пропитанием набьём.

Проводится эстафетная игра “Сбор ягод”.

Ведущий: Вот уже и позади гостеприимные Соловки, лишь доносится издали благочестивый звон монастырских колоколов (звучит фонограмма колокольных звонов). Улов у нас богатый, съестные припасы пополнены, самое время отдохнуть – неспешным делом заняться – подарки ли родным изготовить, сети али сапоги промысловые подлатать, заштопать. А больше всех кормщики стараются, делятся своим опытом, высший класс демонстрируют – мозаику собирают – этот старинный вид народного искусства, возрождённый М.В. Ломоносовым. (На экране показывается репродукция мозаики “Полтавская баталия”).

Конкурс кормщиков: они собирают мозаичный узор из цветных картонных треугольников. Пока кормщики работают, для остальных участников команды проводится мини-викторина по мозаике. Это хороший шанс заработать дополнительные баллы.

Ведущий: Тут и сказителям пришла пора потрудиться – байками, сказами да небылицами поморов – промысловиков потешить. Да нелегко часами напролёт языком чесать, на ходу байки выдумывать! За это и почёт был сказителям и плата за промысел двойная. На каком же судне у нас самый смекалистый да разговорчивый сказитель находится? Ну-ка выходите, сказители, вперёд, а мы на вас поглядим да вашим мастерством насладимся.

Конкурс сказителей (можно его сделать и командным конкурсом в виде разминки, как в игре КВН). Сказители поочерёдно, используя слова из поморского словаря, придумают по одному предложению. Их задача составить интересный, последовательный и законченный рассказ.

Ведущий: Да с такими сказителями не заскучаешь, даже если на полгода на промысле застрянешь. Особенно хорош сказитель с судна “____________”. Смотри кормщик, чтобы не переманили у тебя такое сокровище.

Быть участником поморской рыболовной артели, выходить в открытое море, борясь со стихией смотреть в лицо опасности – это очень тяжёлая, ответственная, но такая желанная доля каждого северного мальчишки. Ведь всякий из них, провожая по весне своего отца или старшего брата в Белое море, мечтал о том дне, когда его тоже возьмут в море. Для Михайлы Ломоносова такой день наступил, когда ему исполнилось девять лет. Неважно, что сперва ты будешь зуйком, то есть мальчиком на побегушках у взрослых промысловиков. Обязанности у зуйка простые - чистить рыбу, запасать дрова и воду, помогать варить уху. Бывают дела и потруднее, когда приходится “шкерить” - очищать от чешуи рыбу, – тут уж не зевай! Учись, как опытные поморы работают ножом, а неловко ножом поработаешь – подзатыльник получишь, а то и руку поранишь.

Но зато вечером, когда все работы окончены, вся поморская артель вместе собирается, начинается ужин, а при нём “вприкуску” идут разные воспоминания дня. В этом случае мотать всё на ус и поддакнуть при хорошем разговоре - высшее удовольствие для зуйка. И уже нет для парня более счастливой доли, чем жизнь помора.

И мальчишки в благодарность уже в свою очередь пытаются удивить, порадовать и развеселить старших товарищей и выкидывают разные штуки. То на полном ходу судна на пузе на кончике мачты кружатся, то силой меж собой меряются, канаты перетягивая. Смотрю я: наши зуйки уже с ноги на ногу переминаются. Им уже не терпится свою ловкость да удаль показать.

Станут они сейчас силой меряться, канат перетягивать, а вы, поморы-мореходы, каждый своего поддерживайте да подбадривайте!

Зуйки соревнуются в перетягивании каната. Этот конкурс можно провести как в индивидуальном, так и в командном варианте.

Достойная смена растёт дедам и отцам. Хоть малы ещё, а уже стремятся честь поморскую не уронить, знают, что за ними вся артель стоит. И знают старшие соотечественники, что такому стойкому, сильному, выносливому и честному человеку, можно будет без опаски доверить и судно морское со всей оснасткой и жизни людские.

Так за разговорами и озорными проделками зуйков время незаметно пролетело и весь обратный путь показался короток и приятен. И вот согласно нашей карте да береговому ландшафту мы входим в Архангельский порт. Внимание на экран!

Демонстрируются виды старого Архангельска.

Архангельск – первые морские ворота России, первый порт, колыбель русского флота, родина первых отечественных кораблей. “От архангельских пристаней беспрестанно отплывают корабли во все стороны света, - рассказывал замечательный северный писатель Борис Викторович Шергин. – На запад – в Норвегию, Швецию, Данию, Германию, Англию и Америку, на север – к Новой Земле, на Шпицберген, на Землю Иосифа”. А Северная Двина издревле определяла всю жизнь города, вытянувшегося по её берегу на шесть с лишним вёрст. Набережная была главным фасадом города: многочисленные главы, шатры и шпили храмов, лесные биржи, рыбный базар, смоляной рынок, лес корабельных мачт производившим на иностранных и отечественных путешественников незабываемое впечатление. И, конечно же, сооружение государственной важности – белокаменные гостиные дворы, память о процветании торговли с заморскими странами.

Какая из команд сможет ответить, почему же мы домой не плыли, а пришвартовались у Архангельского города, у корабельного пристанища?

Выслушиваются варианты ответов.

А всё потому, конечно же, что в Архангельске самый крупный торг всегда затевался. Тут народу торгового было видимо-невидимо, а нашинские и иностранцы. Вот где можно удачно богатый улов продать, а выручку по-братски разделить.

Ведущий: Вот тут и заканчивается наше славное путешествие. Всё в нём было: и трудности, и радости. Пришлось вам и силушку свою богатырскую в борьбе со стихией разбушевавшейся проявлять и головушку над заковыристыми задачками поломать. Всё вы выдержали, всё преодолели, достойные потомки великих поморов! Вот и наступило время, всё путешествие вспомнив, вспомнив какие качества вам помогали, каких качеств вам не хватало, заполнить каждому судну свой Устав настоящего помора.

Командам даётся 15мин. на заполнение Устава. Затем проходит презентация и защита проектов Устава. Подводятся балловые итоги игры, награждаются победители. Особым призом отмечается лучший проект Устава настоящего помора.

Архангельский край! Овеянная романтикой первооткрытий отчая земля поморов! Мягки и таинственны краски северных белых ночей. Хороши и раздольны старинные поморские напевы. Неисчерпаемы алмазные россыпи архангельских недр! Живы традиции искусных мастеров и умельцев! Всё это – наша малая Родина, которой мы так гордимся. Гордимся мы и нашими юными поморами, которые с большой радостью, волнением и счастьем берегут и сохраняют традиции и память своих предков, продолжают их славные дела.

Р.S.: После каждого конкурса и творческого задания подводятся промежуточные итоги, команды заполняют бортовые журналы и делают соответствующие выводы о том, какие качества им потребовались для выполнения каждого задания. Сначала это делается с подсказки ведущего и его ассистентов, потом команды работают самостоятельно.

Список используемой литературы:

  1. Мильчик М.И., Попова Л.Д. Первые ворота Российского государства, Спб., “Лики России”, 2002, 224 с.
  2. Скопин В.В., Щенникова Л.А. Архитектурно- художественный ансамбль Соловецкого монастыря, М., Искусство, 1982, 183 с.
  3. Чудинов И.А. Богатырь науки и искусства (молодым о М.В. Ломоносове), Арх., МИУ, 2001, 288 с.

Музыкальное сопровождение:

  1. На протяжении всей игры используется живой звук корабельной рынды или фонограмма с его звучанием.
  2. На протяжении всей игры хорошим фоном может служить шум морского прибоя и криков чаек.
  3. Во фрагменте с Соловецкими островами потребуется запись колокольного звона.
  4. Во фрагменте с Архангельским портом во время демонстрации слайд-шоу используется песня в исполнении Архангельского Северного народного хора “Мы любим тебя Архангельск”, “Град Архангельск” в исполнении эстрадной группы Ангелы, “У нас на Севере” в исполнении Гели Фахрутдиновой, “Родные причалы”, в исполнении Ларисы Булановой.
  5. В качестве фонового сопровождения конкурсов может использоваться также любая ненавязчивая фоновая музыка.

Презентации

  1. С. Холмогоры – Куростров – р. Северная Двина,
  2. Море – Соловецкие острова – природа – монастырь – лабиринты,
  3. Г. Архангельск – Гостиные дворы.

Приложение