Дистанционный урок как одна из форм обучения английскому языку

Разделы: Иностранные языки, Информатика


Информационные и компьютерные технологии сделали огромный скачок в своём развитии, что отражает требования и интересы современного человека, живущего в развитом обществе. И, соответственно, необходимость их широкого внедрения в образовательный процесс уже никем не оспаривается.

Учителя, являясь проводниками государственной политики в области обучения и воспитания подрастающего поколения, видят в процессе информатизации образования возможность оптимизации методов обучения, более полную реализацию методических, дидактических, педагогических и психологических принципов.

Это делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого, что, в свою очередь, ведёт к повышению качества образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве и обладающей информационной культурой, что обусловлено социальным заказом современного общества.

И речь в данном случае идёт не об информатике как отдельно взятом учебном предмете, а о любом другом предмете, в частности английском языке, преподаваемом на современном и высоком уровне.

Кроме существующих традиционных форм преподавания (классно-урочной, зачётной), использование ИКТ открывает перед учителем английского языка возможность проведения уроков в новых для себя и для учащихся формах. Это могут быть:

  • уроки-презентации
  • уроки с использованием компьютерных обучающих программ
  • общение учителя с учениками через Интернет в режиме электронной почты
  • проведение дистанционных уроков.

Говоря об отличительных особенностях, стоит указать на преимущества дистанционной формы обучения, которые дают всем участникам образовательного процесса (учителю и ученику):

  • возможность доступа к различным источникам информации;
  • возможность получения информации разнообразной по объёму и содержанию;
  • возможность оперативной обратной связи и передачи на любые расстояния информации любого объема и вида;
  • возможность изучения и выполнения заданий в индивидуальном режиме;
  • возможность перехода от вербальных методов обучения к методам частично-поисковой, исследовательской и творческой деятельности учащихся;
  • возможность существенно повысить интерес учащихся к изучению английского предмета, воздействуя на память, эмоции, мотивационную сферу
  • возможность овладения навыками работы за компьютером.

Целью дистанционных уроков является обучение не столько готовым фактам и действиям, сколько принципам ориентации в учебном материале, в первую очередь, с помощью источников. Работа с информационными массивами, умение найти необходимую информацию, грамотно ее проанализировать и использовать в разнообразных целях познания – все это становится одним из основных видов  познавательной деятельности учащихся в современных и будущих школах.

Смысл образования состоит в создании каждому обучаемому условий для перехода обучения в самообучение, воспитания в самовоспитание, а развития – в творческое саморазвитие. Непременными условиями саморазвития являются самостоятельность и творчество, ответственность, инициативность, выработка собственного индивидуального стиля учебной деятельности. Учащийся должен оценить значимость и трудность заданий, затраты времени и своих сил, прогнозировать возможные последствия и результаты своей учебной деятельности. В ходе дистанционного обучения учащийся сам оказывается созидателем своего образования, который планирует, организует и анализирует собственные действия. Все это отвечает основной цели обучения – научить учиться.

Введение

Вашему вниманию предлагается план-конспект серии дистанционных уроков английского языка по теме “What is happening to the Earth?” (8 класс) об экологических проблемах, стоящих сегодня перед человечеством. Данный урок был выложен на моём личном сайте http://batalova-teacher.narod.ru/Distance_learning.htm

Итог работы показал, что, во-первых, подача данной темы курса английского языка именной в этой форме – форме дистанционного обучения, опирающейся на многочисленные базы данных, текстовая, статистическая и графическая информация которых на несколько порядков превышает объём печатных изданий, оказалась педагогически целесообразнее и эффективнее. А во-вторых, усвоение учащимися учебного материала через новую для них форму обучения оказало глубокое воздействие на формирование общеучебных умений и навыков, мировоззрения учащихся и на общее воспитание учащихся. Была создана основа для организации самостоятельной деятельности учащихся по нахождению, анализу и обобщению изучаемого материала. В-третьих, учащиеся увидели интеграцию учебных предметов не на словах, а на деле, развивая свои языковые способности и получая, одновременно, навыки работы с информацией, которые помогут детям быстро ориентироваться в современном мире, где ключевым моментом является именно информация и методы её получения, обработки и передачи.

Рекомендации

  1. Данный дистанционный урок можно провести в 2-3 этапа. На одном из них учитель может поставить цель – проверить уровень владения детьми полученной информации. А на другом – дать детям возможность развить свой творческий потенциал через создание презентаций, высказывания собственных идей.
  2. Данная разработка может быть использована в полном объеме только в том случае, если учитель и дети обеспечены возможностью работы за компьютером как в школе, где имеется компьютерный класс с необходимым программным обеспечением и выходом в Интернет, так и дома, где никто не ограничен во времени для выполнения домашнего задания.
  3. Желательно, чтобы учащиеся владели начальными навыками работы за компьютером и навыками работы в сети Интернет. Так как преподавание информатики и ИКТ ведётся сейчас со 2 класса, то это, я думаю, не будет проблемой. С отправкой писем могут возникнуть проблемы, но для этого действенной окажется помощь учителя информатики.
  4. Выполнение учащимися заданий и отправка их по e-mail предполагает их оперативную обработку. Получение оценок и просмотр результатов работы также доступно через страничку веб-сайта http://batalova-teacher.narod.ru/Lesson1-final.htm

План-конспект дистанционного урока

Учебный предмет английский язык, информатика
Оснащение компьютеры с выходом в Интернет
Тема What is happening to the Earth?
(Что происходит с нашей планетой?)

Цели урока

Познавательный аспект:

  • знакомство детей с экологическими проблемами Земли, их реальными причинами;
  • знакомство учащихся с отношением Британских и Американских школьников к данной проблеме и путях участия детей и взрослых в её решении;
  • познакомить детей с признанными человечеством мировыми красотами природы, а также обратить внимание детей на красоту природы своей страны.

Учебный аспект:

  • формирование навыка выборочного чтения;
  • расширение словарного запаса английских слов и выражений по данной теме;
  • развитие монологической речи (употребление новых лексических единиц в своих речевых высказываниях по данной теме);
  • формирование умения ориентироваться в потоке информации, осуществлять поиск, обработку и передачу необходимой информации.

Воспитательный аспект:

  • воспитание бережного отношения ко всему живому на планете, осознания необходимости активного участия в сохранении красоты окружающего мира;
  • дать возможность детям лично принять участие в защите Земли, высказывая свои идеи по данной проблеме;
  • развитие таких качеств личности как патриотизм, активная жизненная позиция, самостоятельность суждения.

Развивающий аспект:

  • развитие творческих способностей (создание проектов, презентаций по данной теме);
  • развитие навыка общения с учителем дистанционно, навыка самостоятельной работы и самоконтроля, коммуникативных компетенций;
  • развитие навыков ориентации и поиска необходимой информации в Интернете;
  • развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, восприятие, воображение).
Цель учебной деятельности Содержание работы Деятельность учителей Деятельность учащихся
Знакомство с новой формой проведения урока - дистанционной Организационный момент

Рассаживание детей за компьютерными столами (каждый учащийся работает за своим персональным компьютером)

Подготовка учащихся к работе в сети Интернет

Hello, dear pupils! Today we are going to have a very unusual lesson. In front of you there are computers. You will use them to get useful theoretical information through the offered web-sites.

You should do it in order to take some practical tasks not only in English but in Computer Science as well. So you will improve your English and at the same time you will learn how to navigate the Internet and use the World Wide Web.

Next to you there will two teachers who will help you to solve any problems with English or working on a PC.

Приветствие учителей

Проверка готовности рабочего места к уроку

Повторение правил работы за компьютером в сети Интернет

Знакомство с сайтом учителя, где расположены материалы дистанционного урока Знакомство с сайтом учителя

Нахождение и открытие сайта учителя английского языка по данному адресу (адрес сайта записан на доске)

Учитель информатики повторяет с детьми правила нахождения сайта и открытие искомых страниц

http://batalova-teacher.narod.ru/

Запись адреса сайта в браузер

Открытие сайта

Знакомство с материалами дистанционного урока, выложенного на сайте.

Научиться ориентироваться на сайте и находить нужную информацию

Знакомство со страницами дистанционного урока в Интернете

Работа со страничкой 1. Нахождение информации о теме, задачах и планируемых результатах работы на уроке

So, now you see the theme of the lesson. It is a great problem for all people living on the Earth. And we cannot stay aside just looking and waiting.

http://batalova-teacher.narod.ru/Distance_learning.htm

Have a look at the steps of our lesson and several practical tasks. Let’s read them. Some of them you must do: a test which you will take at the end of the lesson and expressing your own view on the problem. Some of them can be done by yourself if you wish: making your own presentation on this topic in Power Point.

http://batalova-teacher.narod.ru/earth_test.doc

These works can be done at home and sent me by e-mail. Then you will see the results of your work and marks for the test on a special page.

On the left you can see extra materials which you need. There is a vocabulary where you will find the meanings of some new words and phrases.

http://batalova-teacher.narod.ru/earth_Vocabulary.doc

Выход на страничку 1 дистанционного урока

Чтение и понимание задач обязательных для выполнения (тест, высказывания) и дополнительных (создание презентации)

Нахождение электронного адреса учителя

Нахождение информации о дополнительном материале для учащихся (левая часть страницы) – словарь новых слов и выражений (для удобства может быть дан в напечатанном виде)

Научиться приёмам самостоятельной работы с информацией – поиску, отбору, передаче Знакомство со страницами дистанционного урока в Интернете

Просмотр страничек 2-4. Знакомство с содержанием урока

Let’s have a look through the pages of the distance lesson. You will have to read the information which you see here about the most pressing environmental issues. Sometimes you will have to find some information from the other Web-sites in the Net.

http://batalova-teacher.narod.ru/Lesson1-a.htm

You may put a list with the questions of the test in front of you and check them getting the information from the lesson. Or you may do it later.

Просмотр станиц урока
Научиться приёмам самостоятельной работы Работа в сети Интернет

Поиск, отбор, обработка и передача информации

Let’s start here at school. And then you can continue learning this subject at home as much as you need. Чтение изложенного в уроке материала, поиск, обработка и отбор необходимой информации
Контроль знаний, полученных на уроке

Научиться создавать свою презентацию, высказывать мнения и суждения о проблеме

Выполнение практической части урока

Каждую часть практической работы учащиеся выполняют либо дома, либо в классе, если нет компьютера, или выхода в Интернет.

При выполнении работы в классе учитель информатики помогает с созданием презентации, созданием, сохранением и отправкой работ по электронной почте.

Firstly, you have to take a test. You have to choose the correct answers to the questions. Do it carefully. If you forget something, you can go back to the pages you need. You can do it at home. Please, send it to me by e-mail.

Secondly, try to express your own opinion about this subject. Sure, you have interesting ideas how to protect our planet. But let’s start with our area next to our school, your houses. Write about it in Word and send it to me by e-mail.

From the lesson and Web-sites you have known about 7 Wonders of the World. But let’s think about 7 Wonders of our country. Try to make a list of them. Put in into the letter to me.

And finally, if you wish you can make your own presentation in Power Point.

Выполнение теста

Высказывание своего мнения по данной проблеме

Составление списка 7 чудес природы России

Создание презентации об одном из 7 чудес природы России

Научить видеть результаты своего труда, делиться мнением, проводить анализ своей работы Заключительный этап

Учитель подводит итоги дистанционного урока: демонстрирует результаты теста, показывает презентации учащихся, чтение мнений учащихся о проблеме, спрашивает мнение учащихся об уроке, выставляет оценки

You were attentive during the lesson and have known a lot about this problem. You had a test, made a presentation and made a list of 7 Wonders of Russia. These works can be seen on a special page of the distance lesson.

http://batalova-teacher.narod.ru/Lesson1-final.htm

You should read your classmates’ opinion about the global problem of our planet and compare your ideas with other ideas.

Now, let’s watch your presentations. I think they are nice.

But the list of 7 Wonders of Russia is not completed.

Thank you. Good bye.

Просмотр итоговой странички дистанционного урока на сайте