Урок "Русская грамота" в 1-м классе по теме "Слова бывают разные"

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о словах обозначающих предметы, качество, действие.

Задачи:

  1. Продолжать формирование знаний, умений и навыков по теме: “Слова бывают разные”
  2. Развивать речь, интеллект (умение сравнивать, выделять существенные признаки), познавательный интерес, положительные эмоции.
  3. Осуществлять эстетическое воспитание (чувство прекрасного, стремление к красоте), бережное отношение к природе и к своему здоровью.

Оборудование: учебник, картина, карточки, предметная картинка (солнышко), пословица.

Тип урока: Урок закрепления

Методы: Словесный, наглядный, проблемно-поисковый, эвристический, метод стимулирования интересов, игра.

Технологии: здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения, игровые, гуманно-личностные.

Ход урока

1. Оргмомент:

Покажите свои умные глазки, ровные спинки
Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.
Повернитесь ко мне. Готовы ль вы к уроку?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Закройте глазки и повторяйте за мной:
-Я внимателен, я хорошо думаю, я уверен в себе.
На доске слова: Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
Читаем слова хором. Я поясняю смысл.

2. Подготовка учащихся к сознательному усвоению знаний.

Мы не будем хныкать и скучать, а будем разные слова изучать.

Д. игра. “Третий лишний”

Дождь, мороз, солнце. – Показать мимикой, какие ассоциации у вас вызывают эти слова.

А как солнце назвать ласково?

Солнышко.

-Вот это солнышко будет светить и согревать нас на уроке.

Каллиграфическая минутка.

- С какой буквы начинается это слово?

- Какой звук обозначает?

- Напишем слово солнышко. Назовите гласные.

Напишем это слово с любовью и теплом.

3.Закрепление знаний учащихся.

Ассоциации.

-Какое время года сейчас?

- Услышав, слово весна, что вы себе представили?

(Ответы детей)

Слова нужно составить из слогов. (Слоги в разных частях доски).

Тра-ва, цве-ток, улыб-ка, солн-це /Покажите травку, ручками сделайте цветочки, посмотрите на солнышко и улыбнитесь/

- Какой вопрос поставим к этим словам? Что они обозначают? Записывать в тетрадь по ходу работы.

Что?
солнце
трава
цветы
улыбка
Если б в поле расцветали
только серые цветы.
Любоваться бы устали
Ими я и ты.

- Скажите, ребята, понравился ли вам окружающий мир, если бы он был одного цвета?

/Покажите мимикой/

Чтобы показать, что мир разноцветный, скажите вопрос, на который отвечают слова обозначающие качество предмета?

Что? Какой?
Трава зелёная
Цветы красивые
Улыбка радостная
солнце яркое

(Слова называют дети и пишут на доске и в тетради столбиком)

- Ребята, а вот если бы всегда была бы ночь, понравилось бы вам это?

Значит, все предметы совершают, какое - либо действие. На какой вопрос отвечают слова, которые обозначают действие?

Покажите пальчиками, какая сейчас трава. А летом, какой она будет? Покажите. Что делает трава?

Что? Какой? Что делать?
Трава зелёная растёт
Цветы красивые радуют
Улыбка радостная светится
солнце яркое греет

- Что обозначают слова?

Вывод: Слова обозначают предметы, качества, действия. (Хором)

Работа по учебнику стр.128, упр.1.

Пока дети рассматривают рисунок в учебнике, я вывешиваю картину.

Сравните картинки. Найдите отличия.

-В учебнике, какой день нарисован?

-А на картине?

-Какой день вам больше нравится?

-Улыбнитесь солнечному деньку.

-В ясный солнечный денёк не хочется сидеть дома. Вот и мы с вами отправимся в поход на речку.

ФИЗМИНУТКА

Раз - мы встали, потянулись,
Два - согнулись, разогнулись,
Три – руками три хлопка,
А четыре – на бока.
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

Для развития интеллекта упражнения для пальчиков. (Надавливаем большим пальцем на подушечки всех пальцев)

Для хорошей работы головного мозга. (Потереть носик ладошкой влево – 5 раз, вправо – 5раз)

- Итак, в поход! Скажите, ребята, как вести себя на природе? Можно ли ломать ветки? Рвать большие букеты цветов? Разорять гнёзда? А если нашли грибы как их сорвать? (съедобные или нет) Куда вы денете бумагу, пакеты от еды?

Закрыли глазки и представили, что мы на зелёном берегу голубой речки. Смотрим на картину. Что мы видим?

Что они обозначают?

Название предметов я записываю на доске.

Кораблик
Река
грибы

Качества предметов? Действия предметов?

Составить предложения устно.

Быстрая река течёт. Бумажный кораблик плывёт.

(Покажите, как течёт быстрая река, как плывёт кораблик).

Пока составляли предложения, на полянку прискакал лягушонок. Вы умеете так прыгать как он?

Попрыгали пальчиками ног, пальчиками рук, ушками, носиком. Попрыгали. Теперь находим упр. 2 на стр. 129. читаем задание.

Указать слова, обозначающие предметы, действия, качества.

Составить предложения. Записать в тетрадь и на доску.

4.Итог урока.

-Что обозначают слова?

-На какие вопросы отвечают?

Оценивание.

Вы, ребята сегодня хорошо потрудились на уроке. Молодцы!

Я довольна вами! Что же вам понравилось на уроке?

5. Домашнее задание.

Когда будете идти домой, обратите внимание на деревья и кусты.

Завтра придёте и расскажите, что вы увидели. Назовёте слова, обозначающие предметы, качества и действия.