Конспект открытого урока по обучению грамоте в 1-м классе. Тема: "Знакомство с согласными звуками [д], [д']. Буквы Дд"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомиться детей с согласными звуками [ д , , д ].
  2. Развивать фонематический слух, связную речь, логическое мышление;
  3. Познакомить с образом печатной и письменной буквы Д д.
  4. Знакомство с профессиями,
  5. Обогащать словарный запас.
  6. Тренироваться в чтении слогов, слияний букв, слов, предложений.
  7. Воспитывать культуру поведения на занятии.

Оборудование:

  • Плакат с изображением печатной и письменной букв Д д.
  • Картинки из серии “На что похожа буква?”
  • Плакат “ В поисках Немо”.
  • Аудиозапись “ Музыка моря”.
  • Картинки с изображением рыбок из мультфильма “ В поисках Немо”: Марлин, Дори, зубастая Акула, барбус Гиль, Немо.
  • Маленькие рыбки для индивидуальной работы на каждой парте.
  • Слоги с новой буквой.
  • “Русская Азбука” В.Г.Горецкого с. 108 -109.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке
Книги, карандаш, тетрадки?

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. А чтобы узнать, куда мы отправимся, надо выполнить задание.

На волнах спрятались слова. Какие? (озеро, океан, море, река, пруд).

Что это? (Водоемы).

Назовите второе слово? (Океан).

Мы отправимся в путешествие по океану. Нам нужно будет выполнить много заданий, чтобы приплыть к намеченной цели. А с кем мы будем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку:

Плаваю под мостиком,
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю. (Рыба).

2. Повторение изученного материала.

- Назовите гласные звуки? (ы, а).

- Сколько в слове слогов? (2)

- Назовите первый слог? Второй? (ры), (ба).

- Какой слог ударный? (ры).

Дайте характеристику согласным звукам. (они не тянутся, не поются , во рту встречают преграду).

Прикрепляется на доску нарисованная рыбка- клоун Марлин

Вам знакома эта рыбка? (Марлин).

И сегодня в месте с ним мы отправимся на поиски его сына.

Как его зовут? (Немо)

Вывешивается плакат “В поисках Немо”.

3. Фонетическая зарядка.

Звучит аудиозапись “Музыка моря”.

Закрыли глаза. Мы подошли к океану. Как красиво на берегу. Приятно пахнет водорослями и полезным йодом. Мы слушаем приятный плеск волн, крик чаек. Никаких лишних звуков, нам хорошо и спокойно, хочется работать и узнавать новое.

Открыли глаза.

Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно

Фонетическая зарядка

Море шумит – (ш-ш-ш)
Чайки кричат – (а-а-а)
Мухи звенят – (з-з-з)
Ветер воет – (у-у-у)

Артикуляционная гимнастика:

Окно улыбка

Заборчик лодочка

4. Новый материал. Выделение звука д из слова и его характеристика.

И вот отправляемся мы с Марлином на поиски его сына Немо.

- Найдите одинаковый звук в словах: картинка, помидор, дверь, квадрат, ведра, медведи. (д)

- Какой это звук гласный или согласный? Докажите (характеристика согласного звука).

- Какими могут быть эти звуки? (твердый, мягкий).

- Когда согласный твердый? мягкий?

-Давайте проверим: звук [д] глухой или звонкий? (звонкий)

- Звук [ д, д ] обозначается буквой Дд.

5. Знакомство с буквами Д д.

На что похожа буква Д?

Д – это домик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит дымок пуская
Буква Д – труба печная.

Показ печатной буквы Д д.

Физкультминутка от Марлина.

Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке

Упражнение для снятия утомления.

Как же долго мы сидели,
Наши руки онемели,
Наши ноги затекли.
Ими топнем 1,2,3.
Руки в стороны, дружок.
1,2,3 – потом прыжок.
Со здоровьем все в порядке
Если делаешь зарядку
Сядем тихо, будто
Все девчонки и мальчишки
Присмирела детвора
И работать нам пора.

6. Чтение слогов с новой буквой.

Чтобы продолжить поиски Немо, надо Марлину прочитать слоги с новой буквой. Поможем ему?

Чтение слогов с новой буквой на маленьких рыбках. Рыбки у детей на столах.

-В каких слогах звук твердый? (да, ды, до, ду).

Мягкий? (ди, де).

Напишите на рыбках печатную букву Д – заглавную и строчную.

7. Игра “Не попадись в ловушку”.

Прикрепляется на доску нарисованная рыбка Дори.

О, кто это? К нам на помощь в поиске Немо пришла очень веселая, добрая, но все-время что-то забывающая рыбка Дори. Она сама очень часто попадает в ловушки. и чтобы не попасть в них в игре вместе с ней, надо быть очень внимательными: если в словах звук д твердый, топаем, а если мягкий- хлопаем.

Игра “Не попадись в ловушку”

Дуб, дерево, котик, Денис, садовник, девочка, дождик, Тима, люди, Даша, орден, Дима, радуга.

Сделайте вывод о новых звуках.

Упражнение для снятия утомления.

К речке быстрой мы спустились
Наклонились и умылись.
1, 2, 3, 4- вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно:
Вместе раз - это брасс,
Одной, другой - это кроль.
3, 2, 1 - плывем как дельфин.
Качаясь на волне, поплыли на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись и домой.

8. Логическое упражнение “Кто лишний?”.

Прикрепляется на доску нарисованная зубастая Акула.

Нашим друзьям на пути попалась огромная, зубастая Акула. И она съест несчастного Марлина и Дори, если вы не выполните ее задание. Поможем рыбкам?

Доска. На ней три столбика слов.

Прочитайте.

дым

длина

домино

дуб

дно

Данил

Дима дни кудри

дума

дома

туман

- Прочитайте слова из одного слога? (дым, дуб, дно, дни).

Как определили количество слогов? (сколько в слове гласных, столько и слогов – это знает каждый из учеников).

-Прочитайте слова 3 столбика.

Что такое домино? (настольная игра).

Найти в 3 столбике лишнее слово (туман).

Почему? (в этом слове нет буквы д).

Придумайте предложение с любым из слов.

9. Работа с учебником.

И вот мы уплыли от злой Акулы и вместе с неразлучными друзьями, по океану Знаний, попадаем на страницы учебника “Русская Азбука” с. 108-109.

- Что вы видите на страницах?

- Как можно озаглавить эту картинку? (морские сокровища).

- Как называют людей, которые исследуют океанское, морское или речное дно, выполняя определенные работы под водой? (Водолазы, аквалангисты).

- Что они нашли на дне океана? (клад).

- Кто охраняет морские сокровища? (осьминог)

- Как называется глубоководный аппарат для исследования и изучения обитателей морских глубин? (батискаф).

- Придумайте предложение по картинке.

10. Пополнение словарного запаса.

На доске слова с пометами

Во-да
Во-до-па/д
Во-до-ла/з
Во/д-ны-е По/д-во/д-ны-е

Что общего есть во всех этих словах? (Одинаковая часть вод).

Эти слова имеют общее значение, связанное с водой и называются родственными.

Аквалангисты умеют выполнять важную работу. Прочитаем для наших путешественников по учебнику текст о работе водолазов.

Физкультминутка для предупреждения зрительного утомления “Рыбка на указке”.

Плывет наша рыбешка
Вперед-назад,
Вперед-назад,
Ныряет и купается
Ей каждый рад.
Пока в волнах качается
Уж столько раз подряд.
На рыбку нашу желтую
Переводи свой взгляд.

11. Развитие речи.

Прикрепляется на доску нарисованный барбус Гиль.

И вот нам навстречу выплывает большой друг маленького Немо – барбус Гиль. Он очень рад, что за Немо приплыл отец.

Чтобы скорее они встретились, прочитайте еще один рассказ о работе водолазов (с. 108-109).

-жужжащее чтение;
-чтение по одному предложению;
-выборочное чтение:

-Кем работают отцы Нади и Димы?
-Где они работают?
-Что они сделали?
-Что поедет по мосту?

12. Игра “Отними слог – получи слово”.

Прикрепляется на доску нарисованная рыбка Немо.

И вот и наш маленький друг Немо – рыбка-клоун. Он очень рад встрече с отцом, а еще больше тому, что это вы, ребята, помогали им в трудную минуту.

Упражнение для снятия общего утомления.

Мы работаем отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, вместе пятки
Улыбнитесь веселей.
Мы попрыгаем, как зайки
Сразу станем мы бодрей.
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули? (Отдохнули).

Немо очень рад встрече и тоже приготовил вам задание.

Игра “Отними слог – получи слово” (на доске).

лесок

ворота

болото

сокол

коньки

победа

(Сок, рота, лото, кол, конь, беда).

13. Задание для хорошо читающих детей.

Прочитайте пословицы на стр. 108.

Какие пословицы подходят к нашему путешествию. (Жизнь дана на добрые дела).

14. Итог урока.

Я думаю, что вы можете рассказать Немо, с какой буквой во время путешествия знакомились. Рыбка Дори, благодаря вам, станет организованнее и внимательнее. А отец и сын никогда не расстанутся.

Рисунки