Цели урока:
- продолжить изучение магнитных явлений;
- познакомить учащихся с магнитными свойствами Земли;
- продолжить формирование умений объяснять наблюдаемые явления, проводить опыты, анализировать их результаты, делать выводы.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедиапроектор,
- магниты,
- магнитная скрепка,
- железные опилки,
- различные мелкие предметы сделанные из разных материалов.
ХОД УРОКА
1. Устная разминка.
Учитель.
“Любящий камень” - такое поэтическое название дали китайцы естественному магниту. Почему?
Слово учителя о том, чем будут заниматься на уроке.
Выступление учащегося по теме: “Как устроен магнит”.
Устная разминка по вопросам.
Вопросы:
1. Магнитная стрелка имеет два полюса: ….
2. Магнитное поле существует вокруг любого проводника с током, т.е. вокруг ……. электрических зарядов.
3. Вокруг неподвижных электрических зарядов существует только ……. поле.
4. Вокруг движущихся зарядов существует ……. поле.
5. Как с помощью компаса определить наличие тока в проводнике?
6. Из каких материалов можно изготовить магнитную стрелку: медь, железо, стекло, дерево, сталь.
7. Катушка с магнитным сердечником внутри называется ….
8. Покажите стрелками на рисунках направления движения магнитов, подвешенных на нитях.
9. Что произойдет с магнитами:
10. Обозначьте на рисунке географические и магнитные полюса Земли
Выступление учащегося по теме: “Применение электромагнитов”.
2. Экспериментальное задание.
Класс делится на шесть групп, каждая группа выполняет своё задание.
Учитель. Сейчас вы будите физиками – экспериментаторами. Ознакомьтесь с заданием и проделайте соответствующие опыты. При ответе кратко сформулируйте задачу эксперимента и вывод.
Задание №1.
Оборудование: металлические скрепки, магниты.
- Возьмите магнит, поднесите скрепку точно к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит скрепку?
- Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины и двигаясь к торцам. Какие места магнита обнаруживает наиболее сильное магнитное действие?
Задание № 2.
Оборудование: железный гвоздь, стальное лезвие, чугунная плитка, никель, кобальт, медь, латунь, алюминий, бумага, карандаш, пластмассы, магнит.
На столе у вас различные предметы. Определите, какие вещества хорошо притягиваются магнитом, какие плохо, какие совсем не притягиваются, Результаты занесите в таблицу.
Сильно притягивает | Слабо притягивает | Не притягивает |
Задание № 3.
Оборудование: магнит, скрепки, стальная спица для вязания.
- Проверьте магнитное свойство спицы. Поднеся её к скрепкам. Притягивает ли спица скрепки?
- Положите спицу на стол и крепко потрите её одним из торцов магнита. Трите только в одну сторону (сделайте 15-20 движений), а обратно проносите магнит по воздуху. Проверьте магнитное свойство спицы еще раз. Приобретает ли сталь магнитные свойства при контакте с магнитом?
Задание № 4.
Оборудование: две магнитные стрелки.
- Сближайте магнитную стрелку с другой такой же стрелкой с начало красными концами, а затем синими. Как взаимодействуют стрелки?
- Приближайте красный конец одной стрелки к синему концу другой. Как взаимодействуют стрелки?
На основании проведенных опытов сделайте общий вывод.
Задание № 5.
Оборудование: магнит и магнитная стрелка.
- Поднесите к синему, а затем к красному концу магнитной стрелки магнит. Что можно сказать о взаимодействии магнитной стрелки и магнита?
- Сделайте в тетради рисунок и подпишите под ними, в каком случае магнитная стрелка притягивается, а в каком отталкивается.
Задание № 6.
Возьмите дуговой магнит. Положите на него сверху картон. Насыпьте на картон железные опилки, встряхните их, слегка постучав по картону пальцем.
- Зарисуйте картину силовых магнитных линий в тетради. Замкнуты ли магнитные линии поля постоянного магнита? Как располагаются магнитная стрелка в заданной точке магнитного поля?
3. Представление экспериментального задания.
Каждой группе дается 1-2 минуты для формулировки задач и выводов по экспериментальному заданию.
4. Магнитное поле Земли (изучение дополнительного материала).
Историческая справка. Компас люди стали использовать ещё 4000 лет назад до нашей эры. Через арабских купцов с принципом действия компаса познакомилась и Европа.
Опыт с иголкой об изменении полюса.
Выступление учащегося по теме: “Почему Земля – магнит”.
5. Закрепление.
- Учащимся предлагается тестовое задание, которое они выполняют самостоятельно и проводят самопроверку. Ответы высвечиваются на слайде.
Тестовое задание.
1. Когда электрические заряды находятся в покое, то вокруг них обнаруживается
А - магнитное поле. Б - электрическое поле. В - электрическое и магнитное полн.
2. Магнитные линии магнитного поля представляют собой
А - замкнутые кривые, охватывающие проводник.
Б - окружности. В - прямые линии.
3. Какой из приведенных металлов сильнее притягивается магнитом
А - алюминий. Б - железо. В - медь.
4. При … силы тока действие магнитного поля катушки с током ….
А - увеличении; усиливается. Б-увеличение; ослабляется.
В - уменьшении; усиливается.
Краткое повторение изученного.
1. Какие места магнита сильнее всего притягивают железные предметы?
2. Почему корпус компаса делают из меди, алюминия, пластмассы и других материалов, но не из железа?
3. Будет ли действовать магнит на магнитную стрелку, если между ними поместить руку? Железный лист?
4. Можно ли изготовить полосовой магнит так, чтобы на концах его были одноименные полюса?
5. Почему стальные полюса и рельсы, лежащие на складах, через некоторое время оказываются намагниченные?
6. Задание на дом.
7. Подведение итогов.
Литература:
- Самостоятельные и контрольные работы по физике. Л.А. Кирик.
- М. И. Блудов Беседы о физике часть 2. Москва “Просвещение” 1985 г.
- “Первое сентября”физика №9 1998 год.