Цели:
- Сформировать представление о добром, отзывчивом, чутком отношении к лесу.
- Развивать у учащихся умение давать оценку поведению окружающих и оценивать собственные поступки.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Подготовительная работа:
Подбор материала и грамзаписей, подготовка выступления детей, оформление доски (Рисунок 1).
Фея: Здравствуйте, ребята!
Сегодня я к вам пришла не одна. Со мной пришло это Дерево. Оно из мёртвого леса. Мы пришли к вам за помощью. Оживите лес. Для этого я отправляю вас в путешествие по Дремучему лесу.
Учитель:
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, - мы свои!
Лес: Здравствуйте, ребята! Я – Царь леса. Я охотно покажу вам свои владения, если вы ответите мне:
- Для чего людям нужен лес?
Учитель:
Ребята, давайте ответим:
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
(Ответы детей)
Лес: Молодцы, ребята! Отправляйтесь путешествовать по моему лесу, но помните:
Лес много вам даёт,
А взамен ничего не берёт.
Будьте добрыми к нему.
Учитель: Чтобы веселее было идти, споём песню “Русский лес”.
(Исполнение песни)
- Ребята! Какие сказочно красивые деревья вокруг! Но что это за шум? Деревья бунтуют. Давайте подойдём поближе, послушаем и скажем:
- Почему бунтуют деревья?
Сценка “Бунт деревьев”.
Мальчик:
Рисую я, рисую, как попало.
(Рвёт бумагу)
Тетрадь взял большую,
Бумаги в ней мало.
Не так нарисовал.
(Рвёт)
Ещё листок порву я
И всё начну сначала.
(Ломается карандаш)
Очень сильно нажал.
(Точит, ломает, бросает карандаш)
Ничего им теперь не нарисуешь.
Буду делать голубей.
(Делает)
Дерево: Остановись! Посмотри, сколько ты испортил бумаги, карандашей.
Мальчик: Ой! Кто это говорит?
Дерево: Это я, Дерево.
Мальчик: Как Дерево? Разве деревья умеют разговаривать?
Дерево: Да, когда они больше не могут молчать. Разве ты не знаешь, что бумагу делают из дерева?
Мальчик: Подумаешь. Не имеешь права меня учить и ругать!
Дерево: Не имею права? Эй, братья и сёстры мои, деревья. Сюда! Ко мне!
(Вбегают деревья)
Мальчик: Что вам от меня надо?
Ель: Это ты рвал бумагу?
Рябина: Это ты портил её и бросал?
Ель: Это он оборвал у нас ветки.
Дуб: Это он резал острым ножом нашу кору!
Мальчик: Ой! Разойдитесь! Пропустите меня!
Дуб: Что нам с ним делать?
Берёза: Его надо наказать!
Мальчик: Не надо! Я боюсь!
Рябина: Давайте разорвём его так, как он рвал тетради.
Мальчик: Ой! Мама!
Дуб: Надо сделать из него бумагу.
Мальчик: Мамочка! На помощь! (плачет)
Рябина: Хорошо бы его поточить, как он точил карандаши.
Ель: Надо оборвать ему уши, как он оборвал наши ветки.
Мальчик: Ой! Мамочка! Мне будет больно?!!
Ель: А разве нам не было больно??!
Мальчик: Я больше не буду.
Берёза: Мы тебе не верим.
Мальчик: Честное слово.
Учитель:
-Почему деревья бунтуют?
-Прав ли мальчик?
-Как бы вы поступили?
-Как надо вести себя по отношению к деревьям?
-Что вы делаете для того, чтобы деревья были
красивыми?
Мальчик, ты понял?
Мальчик: Я всё понял. Я всегда буду беречь деревья и всё, что из них делают. Отпустите меня, пожалуйста, домой.
Дерево: Нет! Погоди! Собери бумагу, которую ты испортил и сдай её в утиль.
Ученик:
Храните дерево от топора:
Оно высокое и вековое.
Даёт нам тень,
Когда стоит жара,
Оно чарует всё живое!
Учитель: Ребята! Как нужно вести себя в лесу?
Прислушайтесь.
(Пение птиц)
-Что слышите? Как красиво поют!
Мы подошли к Птичьему Царству.
Сколько чудесных птиц!
-Каких птиц вы знаете?
-К нам кто-то летит. Кто это?
-Чем они встревожены? Послушайте.
Сценка “Разговор синиц”.
1 синица:
Стряслась беда!
Прилетели мы сюда.
2 синица:
Рассказать насчёт рогатки!
От всех птиц мы – делегатки!
Автор:
Так волнуются синички,
Говорят они с трудом.
1 синица: Дайте нам водички,
2 синица: Мы тогда в себя придём.
Автор:
Принесли мы им водички –
Успокоились синички.
Говорит одна синица:
1 синица:
Что у нас в Птичьем Царстве творится?!?
Плачут птенчики в гнезде,
Помогите нам в беде!
2 синица:
Птенчик мой так перепуган?!
Не летает никуда.
Он уже летал над лесом,
Вился около гнезда,
А теперь всего боится,
Даже гусениц не ест.
1 синица:
Я хочу переселиться,
Улететь из этих мест.
2 синица:
Кто-то в майке полосатой
К нам является чуть свет.
Если снова он вернётся
И появится в лесу,
Я волнения такого не перенесу.
Автор:
Оказалось, это леший,
Лесной, давний хулиган.
Вот стоит он тут с рогаткой.
Леший, ты себя узнал?
Леший: Ну, да! А что тут такого?
Автор:
Уверяем вас, синички,
Что в обиду не дадим!
Учитель: Ребята! Поможем разобраться?
Скажите:
-Как вы поступаете? (Ответы детей)
Ученик:
Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своём жилище птица,
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над лесом буря злится.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Леший: Я больше не буду! Вот! (ломает рогатку)
1 синица:
Спасибо, ребята!
Нам пора прощаться,
С вами расставаться.
Учитель: Улетели синички. На прощание споём песню “У дороги Чибис”.
(Исполнение песни)
-Ой! Сколько мусора!?!
Кот Матвей:
Банки, склянки я бросаю,
Под кусточки положу. (Разбрасывает)
Учитель: Что ты делаешь?
Кот Матвей: Что хочу, то и делаю! Вам какое дело?
Учитель: Ребята, давайте объясним Коту Матвею его поведение:
-Правильно ли он поступает?
-Как бы вы поступили?
Кот Матвей:
Я всё понял.
Я полянку уберу,
Весь я мусор соберу. (Собирает)
Ох! Я о склянку лапу порезал.
Учитель: Что же делать?
Кот Матвей: Вон наша лечебница. Проводите меня туда, пожалуйста.
Сценка “Лесная лечебница”.
Нехворайкин: Здравствуйте, ребята! Я – Нехворайкин.
Как живёте?
Учитель: Помогите, пожалуйста, Коту Матвею.
Кот Матвей: Доктор! Я порезал лапу. Чем её лечить?
Нехворайкин:
Отгадай загадку:
Он растёт, где есть дорожка.
Снизу листья, сверху ножка.
Есть на ножке колосок,
Только ростом невысок.
Кот Матвей: Не знаю.
Отгадай-ка, детвора, что же это за трава?
Нехворайкин: Потерпи немножко, приложу лист подорожника к ранке.
Кот Матвей: Помогает.
Нехворайкин: Ведь это лекарственное растение.
Учитель: Ребята! Какие у вас возникли вопросы к доктору?
1 больной: У меня болит сердце. Чем его лечить?
Нехворайкин: При болезни сердца помогают капли ландыша.
Учитель: А для чего ещё используют цветы ландыша?
2 больной: У меня плохой аппетит. Что мне делать?
Нехворайкин: Вам поможет возбудить аппетит корень одуванчика.
3 больной: Я часто болею ангиной. Чем её лечить?
Нехворайкин: Ангину лечат ромашкой.
Учитель: Какие лекарственные растения вы знаете?
(Пижма, шалфей, дурман, зверобой)
До свидания!
А где же Кот Матвей? (Рвёт охапками лекарственные растения)
Что ты делаешь?
Кот Матвей:
Я растений наберу,
Буду я лечиться!
Учитель: Да разве можно?
-Ребята! Правильно поступает Кот Матвей?
-Почему?
-Как бы вы поступили на его месте? (Ответы детей)
Ученица:
Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем
От таких лихих, как этот,
Собирателей букетов.
В Книгу Красную они,
Уж давно занесены.
Мы их рвём не на потеху.
Отнесём мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.
Кот Матвей: Спасибо, ребята, за совет. Я отнесу лекарственные растения в нашу Зелёную аптеку.
Учитель: По лесочку мы прошли и поляночку нашли.
Очутились мы на Цветочной поляне.
-Какая красота!
-Но вот здесь что-то мало цветочков?
Баба-Яга:
Я цветочки так люблю,
Что букеты понарву.
А я дальше пройду
И ещё цветов нарву.
Учитель: Стой, Баба-Яга!
Баба-Яга: Пришли в наш лес, да ещё и указывают!
Учитель: Так нельзя поступать!
Баба-Яга: Ещё чего!
Учитель: Объясните Бабе-Яге:
-Правильно она поступает?
-Для чего нужны цветы? (Ответы детей)
Баба-Яга: Я и рву их для красоты, в воду поставлю.
Учитель: Как бы вы поступили? (Ответы детей)
Баба-Яга: Да тут их так много, что всем хватит.
Учитель: Ты не права. Вот послушай:
Ученица:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Учитель: Поняла, Баба-Яга? Ты рвёшь цветы, а ведь им больно.
Баба-Яга: Скажете тоже… Больно…
Учитель: А вот послушай:
Ученик:
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.
Баба-Яга:
Извините, ведь я – неуч,
Прямо скажем, темнота.
Стану доброй я старушкой,
Буду цветы беречь всегда!
Учитель: Молодцы! Вы помогли Бабе-Яге перемениться.
А впереди КОАПП.
-Что это такое?
КОАПП- комитет охраны авторских прав природы.
Учитель: Ребята! Давайте послушаем, что о нас, о людях, говорят звери?
Заяц: Внимание!
Заседание считаю открытым!
Мы сегодня собрались для того, чтобы предъявить людям обвинение по отношению к нам. Люди безжалостно истребляют нас, многие из нас совсем исчезли с лица земли, и нам грозит такая же участь, если человек не остановится.
Зубр: Мы, Зубры, сохранились в небольшом количестве в лесах Беловежской пущи и в предгорьях Кавказа. Сейчас у меня по всей земле только 400 братьев и сестёр, из них 40 в Воронежской области.
Медведь: Моего брата, медведя-шатуна, тоже всё реже и реже встретишь на земле, разве только в зоопарке. В ряде стран нас совсем уничтожили.
Барс: Во многих квартирах лежат на полу наши шкуры – шкуры барсов. Но сейчас увидишь не в каждой стране нас живых.
Заяц: Не волк меня истребляет, не он говорит мне:
” Ну, заяц, погоди!”. Это делает человек.
Олень: Мои оленьи ветвистые рога можно увидеть где угодно. В погоне за ними люди беспощадно уничтожают нас.
Все: Все мы клеймим позором тех, кто поднимает на нас руку, кто стреляет в нас.
Мы обращаемся к вам, ребята!
Что вы сделали для охраны зверей?
(Ответы детей)
Берегите русский лес!
Дети! Берегите!
Мы любим жизнь так же, как и вы.
(Исполняется песня “Берегите лес”)
Фея: Вы побывали в путешествии. Теперь сможете помочь умирающему лесу.
Напишите: “Как нужно поступать, чтобы лес всегда оставался нашим зелёным другом”.
(Пишут на зелёных листиках и прикрепляют к дереву)
Фея:
Молодцы! Оживили дерево.
Наше путешествие закончилось.
До свидания! До новых встреч!