Классный час "Берегите, дети, лес, полный сказок и чудес"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Сформировать представление о добром, отзывчивом, чутком отношении к лесу.
  2. Развивать у учащихся умение давать оценку поведению окружающих и оценивать собственные поступки.
  3. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Подготовительная работа:

Подбор материала и грамзаписей, подготовка выступления детей, оформление доски (Рисунок 1).

Фея: Здравствуйте, ребята!

Сегодня я к вам пришла не одна. Со мной пришло это Дерево. Оно из мёртвого леса. Мы пришли к вам за помощью. Оживите лес. Для этого я отправляю вас в путешествие по Дремучему лесу.

Учитель:

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, - мы свои!

Лес: Здравствуйте, ребята! Я – Царь леса. Я охотно покажу вам свои владения, если вы ответите мне:

- Для чего людям нужен лес?

Учитель:

Ребята, давайте ответим:
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?

(Ответы детей)

Лес: Молодцы, ребята! Отправляйтесь путешествовать по моему лесу, но помните:

Лес много вам даёт,
А взамен ничего не берёт.
Будьте добрыми к нему.

Учитель: Чтобы веселее было идти, споём песню “Русский лес”.

(Исполнение песни)

- Ребята! Какие сказочно красивые деревья вокруг! Но что это за шум? Деревья бунтуют. Давайте подойдём поближе, послушаем и скажем:

- Почему бунтуют деревья?

Сценка “Бунт деревьев”.

Мальчик:

Рисую я, рисую, как попало.
(Рвёт бумагу)
Тетрадь взял большую,
Бумаги в ней мало.
Не так нарисовал.
(Рвёт)
Ещё листок порву я
И всё начну сначала.
(Ломается карандаш)
Очень сильно нажал.
(Точит, ломает, бросает карандаш)
Ничего им теперь не нарисуешь.
Буду делать голубей.
(Делает)

Дерево: Остановись! Посмотри, сколько ты испортил бумаги, карандашей.

Мальчик: Ой! Кто это говорит?

Дерево: Это я, Дерево.

Мальчик: Как Дерево? Разве деревья умеют разговаривать?

Дерево: Да, когда они больше не могут молчать. Разве ты не знаешь, что бумагу делают из дерева?

Мальчик: Подумаешь. Не имеешь права меня учить и ругать!

Дерево: Не имею права? Эй, братья и сёстры мои, деревья. Сюда! Ко мне!

(Вбегают деревья)

Мальчик: Что вам от меня надо?

Ель: Это ты рвал бумагу?

Рябина: Это ты портил её и бросал?

Ель: Это он оборвал у нас ветки.

Дуб: Это он резал острым ножом нашу кору!

Мальчик: Ой! Разойдитесь! Пропустите меня!

Дуб: Что нам с ним делать?

Берёза: Его надо наказать!

Мальчик: Не надо! Я боюсь!

Рябина: Давайте разорвём его так, как он рвал тетради.

Мальчик: Ой! Мама!

Дуб: Надо сделать из него бумагу.

Мальчик: Мамочка! На помощь! (плачет)

Рябина: Хорошо бы его поточить, как он точил карандаши.

Ель: Надо оборвать ему уши, как он оборвал наши ветки.

Мальчик: Ой! Мамочка! Мне будет больно?!!

Ель: А разве нам не было больно??!

Мальчик: Я больше не буду.

Берёза: Мы тебе не верим.

Мальчик: Честное слово.

Учитель:

-Почему деревья бунтуют?
-Прав ли мальчик?
-Как бы вы поступили?
-Как надо вести себя по отношению к деревьям?
-Что вы делаете для того, чтобы деревья были красивыми?
Мальчик, ты понял?

Мальчик: Я всё понял. Я всегда буду беречь деревья и всё, что из них делают. Отпустите меня, пожалуйста, домой.

Дерево: Нет! Погоди! Собери бумагу, которую ты испортил и сдай её в утиль.

Ученик:

Храните дерево от топора:
Оно высокое и вековое.
Даёт нам тень,
Когда стоит жара,
Оно чарует всё живое!

Учитель: Ребята! Как нужно вести себя в лесу?

Прислушайтесь.

(Пение птиц)

-Что слышите? Как красиво поют!
Мы подошли к Птичьему Царству.
Сколько чудесных птиц!
-Каких птиц вы знаете?
-К нам кто-то летит. Кто это?
-Чем они встревожены? Послушайте.

Сценка “Разговор синиц”.

1 синица:

Стряслась беда!
Прилетели мы сюда.

2 синица:

Рассказать насчёт рогатки!
От всех птиц мы – делегатки!

Автор:

Так волнуются синички,
Говорят они с трудом.

1 синица: Дайте нам водички,

2 синица: Мы тогда в себя придём.

Автор:

Принесли мы им водички –
Успокоились синички.
Говорит одна синица:

1 синица:

Что у нас в Птичьем Царстве творится?!?
Плачут птенчики в гнезде,
Помогите нам в беде!

2 синица:

Птенчик мой так перепуган?!
Не летает никуда.
Он уже летал над лесом,
Вился около гнезда,
А теперь всего боится,
Даже гусениц не ест.

1 синица:

Я хочу переселиться,
Улететь из этих мест.

2 синица:

Кто-то в майке полосатой
К нам является чуть свет.
Если снова он вернётся
И появится в лесу,
Я волнения такого не перенесу.

Автор:

Оказалось, это леший,
Лесной, давний хулиган.
Вот стоит он тут с рогаткой.
Леший, ты себя узнал?

Леший: Ну, да! А что тут такого?

Автор:

Уверяем вас, синички,
Что в обиду не дадим!

Учитель: Ребята! Поможем разобраться?

Скажите:

-Как вы поступаете? (Ответы детей)

Ученик:

Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своём жилище птица,
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над лесом буря злится.
Не разоряйте птичьего гнезда!

Леший: Я больше не буду! Вот! (ломает рогатку)

1 синица:

Спасибо, ребята!
Нам пора прощаться,
С вами расставаться.

Учитель: Улетели синички. На прощание споём песню “У дороги Чибис”.

(Исполнение песни)

-Ой! Сколько мусора!?!

Кот Матвей:

Банки, склянки я бросаю,
Под кусточки положу. (Разбрасывает)

Учитель: Что ты делаешь?

Кот Матвей: Что хочу, то и делаю! Вам какое дело?

Учитель: Ребята, давайте объясним Коту Матвею его поведение:

-Правильно ли он поступает?

-Как бы вы поступили?

Кот Матвей:

Я всё понял.
Я полянку уберу,
Весь я мусор соберу. (Собирает)
Ох! Я о склянку лапу порезал.

Учитель: Что же делать?

Кот Матвей: Вон наша лечебница. Проводите меня туда, пожалуйста.

Сценка “Лесная лечебница”.

Нехворайкин: Здравствуйте, ребята! Я – Нехворайкин.

Как живёте?

Учитель: Помогите, пожалуйста, Коту Матвею.

Кот Матвей: Доктор! Я порезал лапу. Чем её лечить?

Нехворайкин:

Отгадай загадку:

Он растёт, где есть дорожка.
Снизу листья, сверху ножка.
Есть на ножке колосок,
Только ростом невысок.

Кот Матвей: Не знаю.

Отгадай-ка, детвора, что же это за трава?

Нехворайкин: Потерпи немножко, приложу лист подорожника к ранке.

Кот Матвей: Помогает.

Нехворайкин: Ведь это лекарственное растение.

Учитель: Ребята! Какие у вас возникли вопросы к доктору?

1 больной: У меня болит сердце. Чем его лечить?

Нехворайкин: При болезни сердца помогают капли ландыша.

Учитель: А для чего ещё используют цветы ландыша?

2 больной: У меня плохой аппетит. Что мне делать?

Нехворайкин: Вам поможет возбудить аппетит корень одуванчика.

3 больной: Я часто болею ангиной. Чем её лечить?

Нехворайкин: Ангину лечат ромашкой.

Учитель: Какие лекарственные растения вы знаете?

(Пижма, шалфей, дурман, зверобой)

До свидания!

А где же Кот Матвей? (Рвёт охапками лекарственные растения)

Что ты делаешь?

Кот Матвей:

Я растений наберу,
Буду я лечиться!

Учитель: Да разве можно?

-Ребята! Правильно поступает Кот Матвей?

-Почему?

-Как бы вы поступили на его месте? (Ответы детей)

Ученица:

Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Мы растенья эти знаем,
Бережем и охраняем
От таких лихих, как этот,
Собирателей букетов.
В Книгу Красную они,
Уж давно занесены.
Мы их рвём не на потеху.
Отнесём мы их в аптеку.
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.

Кот Матвей: Спасибо, ребята, за совет. Я отнесу лекарственные растения в нашу Зелёную аптеку.

Учитель: По лесочку мы прошли и поляночку нашли.

Очутились мы на Цветочной поляне.

-Какая красота!

-Но вот здесь что-то мало цветочков?

Баба-Яга:

Я цветочки так люблю,
Что букеты понарву.
А я дальше пройду
И ещё цветов нарву.

Учитель: Стой, Баба-Яга!

Баба-Яга: Пришли в наш лес, да ещё и указывают!

Учитель: Так нельзя поступать!

Баба-Яга: Ещё чего!

Учитель: Объясните Бабе-Яге:

-Правильно она поступает?

-Для чего нужны цветы? (Ответы детей)

Баба-Яга: Я и рву их для красоты, в воду поставлю.

Учитель: Как бы вы поступили? (Ответы детей)

Баба-Яга: Да тут их так много, что всем хватит.

Учитель: Ты не права. Вот послушай:

Ученица:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

Учитель: Поняла, Баба-Яга? Ты рвёшь цветы, а ведь им больно.

Баба-Яга: Скажете тоже… Больно…

Учитель: А вот послушай:

Ученик:

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут
И росу роняют на песок.

Баба-Яга:

Извините, ведь я – неуч,
Прямо скажем, темнота.
Стану доброй я старушкой,
Буду цветы беречь всегда!

Учитель: Молодцы! Вы помогли Бабе-Яге перемениться.

А впереди КОАПП.

-Что это такое?

КОАПП- комитет охраны авторских прав природы.

Учитель: Ребята! Давайте послушаем, что о нас, о людях, говорят звери?

Заяц: Внимание!

Заседание считаю открытым!

Мы сегодня собрались для того, чтобы предъявить людям обвинение по отношению к нам. Люди безжалостно истребляют нас, многие из нас совсем исчезли с лица земли, и нам грозит такая же участь, если человек не остановится.

Зубр: Мы, Зубры, сохранились в небольшом количестве в лесах Беловежской пущи и в предгорьях Кавказа. Сейчас у меня по всей земле только 400 братьев и сестёр, из них 40 в Воронежской области.

Медведь: Моего брата, медведя-шатуна, тоже всё реже и реже встретишь на земле, разве только в зоопарке. В ряде стран нас совсем уничтожили.

Барс: Во многих квартирах лежат на полу наши шкуры – шкуры барсов. Но сейчас увидишь не в каждой стране нас живых.

Заяц: Не волк меня истребляет, не он говорит мне:

” Ну, заяц, погоди!”. Это делает человек.

Олень: Мои оленьи ветвистые рога можно увидеть где угодно. В погоне за ними люди беспощадно уничтожают нас.

Все: Все мы клеймим позором тех, кто поднимает на нас руку, кто стреляет в нас.

Мы обращаемся к вам, ребята!

Что вы сделали для охраны зверей?

(Ответы детей)

Берегите русский лес!

Дети! Берегите!

Мы любим жизнь так же, как и вы.

(Исполняется песня “Берегите лес”)

Фея: Вы побывали в путешествии. Теперь сможете помочь умирающему лесу.

Напишите: “Как нужно поступать, чтобы лес всегда оставался нашим зелёным другом”.

(Пишут на зелёных листиках и прикрепляют к дереву)

Фея:

Молодцы! Оживили дерево.
Наше путешествие закончилось.
До свидания! До новых встреч!

Приложение (фото)