Цели:
- стимулировать мотивацию написания сочинения;
- формировать у детей умение конструировать устные высказывания в соответствии с предложенным алгоритмом действий;
- закреплять умение использовать языковые средства в соответствии с темой сочинения;
- развивать творческие способности детей, логическое и образное мышление, память;
- воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки и работы в команде.
Оборудование:
- сюжетные рисунки 1, 2, 3; карточки-помощники №1, 2, 3;
- индивидуальные папки по развитию речи (в них содержатся планы описания картинок; индивидуальные словари общеупотребительных слов и фразеологических оборотов;
- сочинения и рисунки детей);
- аудиозапись музыкальных фрагментов;
- костюмы мышонка, мышки и утенка.
Ход урока
Ученики разделены на три группы по уровню развитию речи.
I Организационный момент.
1. Подготовка речевого аппарата. Элементы фонетической ритмики А.В. Мухиной. Дети движениями рук показывают буквы а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я и произносят соответствующие звуки.
2. Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение сочинений.
Канашов Савва.
Щенок и бабочка.
В один прекрасный летний день щенок решил прогуляться по лесу и взял с собой сачок для ловли бабочек.
На лесной полянке он увидел на высоком красном цветке очаровательную бабочку, яркой окраски, похожей на радугу. Щенок подкрался поближе и притаился, чтобы не спугнуть её и, любуясь красотой бабочки, ждал удобного момента. Потом он замахнулся и накрыл цветок, но бабочка проворно улетела. Щенок огорчился, но потом подумал – “ Хорошо, что она улетела ведь она такая красивая, пусть все любуются её красотой!”.
Щенок радостный побежал домой. Он потом ещё долго вспоминал свою лесную прогулку.
- Понравилось вам сочинение Саввы? Почему? (Да. Оно точно передаёт содержание и настроение рисунков. Автор использует разнообразные прилагательные, красочные сравнения. Удачные начало и концовка.)
Шумихина Катя.
Щенок и бабочка.
В один прекрасный день я пошла в лес по ягоды и решила взять с собой щенка. Я собирала сладкую, душистую землянику, а мой щенок сидел в тени ярко – зеленого кустика, отдыхал. Через некоторое время я увидела, что Шарик куда - то внимательно смотрит. Он с любопытством смотрел на красный цветок, на котором сидела большая, разноцветная бабочка. Не долго думая, он решил проверить и сгорая от любопытства стал очень осторожно подкрадываться к цветку. У Шарика - озорная мордочка и по ней было видно, что у щенка игривое настроение.
Крылья у бабочки были розовые с бирюзовой каёмкой. Шарик, любуясь, понюхал цветок и нечаянно чихнул. В этот момент щенок и не подозревал, что красавица бабочка взмахнет своими нежными крыльями и поднимется к ярким лучам солнца. С удивлением он бросился за ней. Бега за бабочкой по зеленой полянке мой песик устал, он понял – не достать красавицу. Щенок лёг, положил лапки под задумчивую мордочку и наблюдал, как это красивое существо скрылось за кронами высоких деревьев.
- Сравните сочинения Кати и Саввы. Чем они похожи и чем отличаются? (Оба сочинения - интересные, каждое индивидуально и неповторимо. Оба автора высказали собственное отношение. Катя придумала сочинение по своим сюжетным рисункам. Она включила себя и описала живого щенка, а не выдуманного. Мы предлагаем Кати дописать заключительную часть.)
II Работа по теме урока. Сообщение темы.
- Ребята, лучшие работы войдут в папку “Зажги свою звезду”.
1. На доске – рисунок №1.
Рисунок 1
- Ребята, подойдите к доске и рассмотрите картинку. Обратите внимание на краски, которые использовал художник; на позы героев; попробуйте определить настроение героев.
- Кто изображен на картине? (мышонок, утенок, мышь)
- Где стоит мышонок? (на низком берегу)
- Во что одета мама – мышь и её сын? (Мама мышка одета в желтую с чёрными пуговками кофточку с короткими рукавами и фиолетовую длинную юбку с чёрными горошками и белой оборкой.)
- Можно ли глядя на этот рисунок, точно сказать, как очутился мышонок один без мамы на другом берегу? Подумай, как это могло произойти.
(Детям I и II группы предлагаю воспользоваться карточкой – помощницей №1.)
КАРТОЧКА 1
Выбери сам:
- мышонок перелетел ручей на древесном листике с порывом ветра;
- мышонок перешёл ручей по мостику, а мостик смыло водой;
- мышонка схватила хищная птица и выронила его на другом берегу.
О чём просит мышонок утёнка?
- Перевезти его на другой берег.
- Спеть песенку.
- Научить его плавать.
Используй слова: пальцем показывает; серьёзный вид; мама мышка взволнована; беспомощно разводит руками.
Поясни свой ответ.
2. Дискуссия.
- А мог бы утенок отказаться? В жизни у вас были такие ситуации, надо ли помогать, может лучше пройти мимо, меньше хлопот? Были в вашей жизни подобные эпизоды? Что вы чувствовали при этом? Жизнь дана на добрые дела. Творить добро очень приятно. Иногда нового друга обрести помогает беда.
- Почему утенок согласился помочь? По характеру, какой он? Используй для ответов Словарик в папке..
3. Работа в группах. Ученики I – II группы составляют устное описание картинки, используя план описания сюжетного рисунка (Приложение №1). Ученики III группы письменное сочинение на карточке – описание (Приложение №3).
4. Проверка. Учащиеся слушают сочинения от каждой группы, высказывают своё мнение, корректируют.
5. Работа по рисункам 2, 3.
Рисунок 2
Рисунок 3
– Внимательно рассмотрите рисунки. - А теперь, закройте глаза и послушайте музыку. - Определите характер музыки. (Звучит два фрагмента.)
- Опишите словами услышанную музыку.
Ученики ходят по классу, собирают карточки со словами – характеристиками музыки, которые находятся в разных местах классной комнаты и распределяют на две группы:
Грустная, печальная, тоскливая, жалобная, скорбная, хмурая, обиженная.
Весёлая, радостная, звонкая, игривая, задорная, озорная, шутливая, танцевальная.
- Какая музыка созвучна 3 картинке? (Весёлая, радостная музыка.)
- Кто изображен на 2 рисунке? Что происходит? (Мышонок плывёт на утёнке.)
- Опишите 3 картинку. Используйте слова: мышонок стоит рядом с мамой; улыбается; довольный вид; машет рукой.
- Какое настроение у мамы мышки? (Спокойная, довольная.)
- Какой диалог мог бы происходить между героями? (Разыгрывается сценка.)
- Что же может произойти потом с героями?
Ученикам I – II предлагаю воспользоваться карточкой 2. Ребята третьей группы выдвигают свои версии.
КАРТОЧКА 2.
Что же может произойти потом:
- Все пойдут по домам;
- Утенок повезёт мышонка обратно;
- Утёнок будет учить мышонка плавать.
- А как бы вы озаглавили сочинение?
- Ребята, как можно озаглавить сочинение? Используйте пословицы с карточки №3.
КАРТОЧКА 3.
Друзья познаются в беде.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе братство дороже богатства.
Чужой беды не бывает.
Друг в нужде – истинный друг.
6. Физминутка.
Я тоже люблю сочинять. Послушайте моё стихотворение и постарайтесь выполнить движения.
Вот беда, беда!
Разделила нас река.
А может море, океан?
Нет, я знаю – ручеёк.
Что мне делать?
Как мне быть?
Как доплыть Шуршонку, милому мышонку?
Шуршиха – мать страдает,
И к помощи взывает.
Мимо уточка плыла,
И мышонку помогла.
Вот Шуршонок рядом с мамой,
У него довольный вид.
Он рукою машет другу и его благодарит.
7. Проверка работ детей.
- Ребята, кто хочет рассказать свое сочинение по этим рисункам? (Заслушиваются несколько учеников.)
8. Работа с образцом описания картинок.
- А вот как описал картинки автор. Ребята в костюмах героев рисунков читают рассказ по ролям.
Мышонок и утенок
Пошел как-то мышонок погулять. Побегал по лесу, вышел на берег ручья. Глядит, через ручей ветка перекинута. Мышонок по ней на другой берег перебрался, слез на лужок, а ветка вздрогнула и поплыла. Что делать? Был мостик — и нету. Мышонку уже и домой пора вернуться, мама мышка выбежала его искать. Увидела сына, а помочь ничем не может.
Стоит мышонок у ручейка и думает: “Как же я домой попаду?”
На другом берегу лес родной, мама мышка стоит, волнуется. Хорошо, что плыл по ручью утенок. Мышонок его увидел и просит:
— Здравствуй, утенок! Помоги мне, пожалуйста, на родной берег перебраться. Меня мама ждет, беспокоится.
— Привет мышонок! Отчего не помочь? Садись мне на спинку, да держись за шею, поплывем к твоей маме, — сказал желтый утенок.
Сел мышонок на утенка, как на кораблик. Утенок лапками заработал и поплыл. Мышонку даже понравилось.
То-то мама мышка обрадовалась. Сняла мышонка с утиной спинки, обняла и на берег поставила. А утенка погладила по головке и поблагодарила:
— Спасибо тебе, утенок, большое-пребольшое! Век твоей доброты не забудем. Приходи к нам в норку, всегда дорогим гостем будешь.
И мышонок утенку не забыл сказать спасибо.
А скромный утенок ответил:
— Да что там, я всегда рад помочь. Мне это совсем не трудно. Спасибо за приглашение, но я норки не очень люблю. Приходи лучше завтра на бережок, я твоя еще покатаю. А теперь мне пора, до свидания!
Утенок поплыл вниз по ручью, а мышонок еще долго глядел вслед новому другу и махал ему лапкой на прощание.
9. Рефлексия.
- Понравился ли вам рассказ автора? Сравните со своим рассказом. Одинаковые они или разные? Почему? (У каждого человека своё восприятие окружающего мира, цвета; разная фантазия; воображение.)
- Что хотели бы оставить? Что бы добавили свое? Что изменили бы?
III. Итог урока.
- Подойдите к конвертам и опустите карточку со своим именем. Кто готов написать самостоятельно сочинение – в зелёный конверт, кому нужна помощь – в красный конверт.
Дома напишите 1ю редакцию, на следующем уроке мы будем анализировать и редактировать. А может кто-то из вас захочет нарисовать новую встречу мышонка и утёнка. Опишите свой рисунок по плану №9 (Приложение №2).
Спасибо за урок.