Программа по развитию субъектности младших школьников

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Проблема личностного развития школьника является приоритетной в современном образовательном пространстве, так как от ее разрешения во многом зависит не только повышение качества обучения учащихся, но и гуманистическая направленность их деятельности в будущем.

В условиях качественно новой образовательной ситуации – ориентации на субъект – субъектные отношения участников учебной деятельности – проблема развития младшего школьника как субъекта стала одной из главных задач образования.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей потому, что в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов. В учебной деятельности младшего школьника как ведущего типа деятельности формируется не только его отношение к себе, к другим людям, к обществу, но и осуществляется развитие самого себя, то есть он становится субъектом учебной деятельности.

Понятие “субъект” является особой категорией, описывающей человека как источник познания и преобразования действительности. Эта категория отражает активное отношение человека к окружающему миру и к самому себе.

Субъект учебной (и любой другой) деятельности – человек, обладающий способностью сознательной саморегуляции и саморазвития в этой деятельности.

Термин “субъектность” в психологических исследованиях появляется все чаще. Субъектность понимается как центральное образование человеческой реальности, возникающее на определенном уровне развития личности и представляющее ее новое системное качество.

Субъектность нельзя понять как качество, присущее индивидуальному субъекту. Человек не может быть один носителем своей субъектности, то есть необходимо наличие другого или других людей. Субъектные свойства человека проявляются на определенном уровне развития личности, обеспечивая возможность продуктивной творческой деятельность. Субъектность существует как внутренняя инстанция, а представленность свою имеет во внешних проявлениях человека. Атрибутивными характеристиками субъектности являются: активность, способность к рефлексии, свобода выбора и ответственности за него, уникальность, понимание и принятие другого, саморазвитие[6].

Специфика развития субъектности младшего школьника по Зотиковой Н.В.

Атрибутивные характеристики субъектности

Младший школьник

1. Активность

Активность связана с решением учебных задач.

2.Рефлексивность

Сформированы определенные навыки самоконтроля, но самооценка носит в основном “отраженный” характер – то, что ребенок знает о себе, он получает в качестве оценок от взрослых людей.

3. Свобода выбора и ответственность за него

Младший школьник является в основном “объектом” воспитательных воздействий со стороны взрослых, он еще не осознает своих прав и своих возможностей в выборе социальных возможностей.

4. Уникальность

Присуще ощущение своей уникальности, но в самоописаниях преобладают “присоединяющие” характеристики, а также оценочные суждения значимых взрослых. В основном присуще самовосприятие себя как ученика.

5.Понимание и принятие другого

Начинает формироваться этическая система оценивания сверстников. Принятие другого в основном основано на отношениях, связанных с учебой. Положительное отношение к сверстникам базируется на учебных успехах последнего; плохой ученик чаще всего не принимается сверстниками.

6. Саморазвитие

Ребенок фиксирует свои учебные успехи и достижения, саморазвитие связывается с познавательной деятельностью.

Задача развития субъектности личности, ее индивидуальности определяет подходы к организации педагогического процесса и, самое главное, содержанию образования. В образовательном процессе, отражающем гуманистические тенденции развития общества и мира, человек с детства учится видеть мир целостным, а не дискретным, так как целостное видение мира обеспечивает ему осознание себя как индивидуальности, как личности нравственной, свободной, уверенной, здоровой, строящей свою жизнедеятельность как творческий процесс созидания мира.

В числе основных задач школьной психологической службы на сегодняшний день обозначились следующие: “…создать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам, помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других.” [2].

Размышления о том, как помочь младшим школьникам развить их субъектность, то есть, активность, самостоятельность, рефлексию, осознание своего права выбора и несение ответственности за этот выбор, понимание и принятие другого и привели к разработке психологических занятий для учащихся начальной школы.

 Содержание занятий

Программа рассчитана на 12 занятий. Занятия проводятся в классе- группе один раз в неделю, продолжительность одного занятия 45 минут. Оптимальное количество участников 15-20 человек.

Занятия посвящены развитию у младших школьников определенной системы отношений к миру и себе в нем, готовности к саморазвитию и самопознанию, творческого отношения к деятельности.

Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительный этап, основной этап, заключительный этап.

Подготовительный этап

Цели:

  1. Создание положительного настроя в группе.
  2. Сохранение во время занятий доброжелательного отношения детей друг к другу.
  3. Тактильное соприкосновение друг с другом.
  4. Развитие положительной самооценки.
  5. Основные процедуры разминки – это приветствия и упражнения на контакт.

Основной этап

Основной этап выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Он включает в себя беседы, дискуссии, игры, упражнения, задания на развитие субъектных качеств личности.

Заключительный этап

Цель: подведение итогов занятия, обсуждение результатов совместной деятельности, выявление трудностей и успехов, имеющих место в ходе занятий, всех и каждого; создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

 Принципы работы в группе:

  • методологический принцип работы в группе развития – развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие аффективно-потребностной сферы ребенка;
  • субъектное отношение к ребенку;
  • индивидуальный подход, учитывающий “зону ближайшего развития” ребенка;
  • доброжелательные и дружелюбные отношения с детьми, недопустимость менторской позиции и порицания за неуспех;
  • положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу, чтобы успех ребят переживался ими как радость;
  • развитие у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.

Цели и задачи программы

Предлагаемая программа содержит курс психологических занятий с детьми в возрасте от 7 до 11 лет, целью которой является:

  • развитие субъктности младших школьников:

– активности;
– самостоятельности;
– рефлексии;
– осознание своего права выбора и несение ответственности за этот выбор;
– понимание и принятие другого.

В качестве основных задач занятий в курсе выделены следующие:

  • развитие личности ребенка, его самосознания, рефлексивных способностей;
  • развитие позитивного отношения к своему “Я”, к “Я” другого;
  • создание психологических предпосылок становления сознательного субъекта саморазвития через усвоение психологических знаний и овладение методами и средствами саморазвития;
  • развитие умений и навыков, обусловливающих поведенческую гибкость в разнообразных ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми;
  • формирование и развитие ответственности за свой выбор и свои поступки;
  • формирование навыков активной жизненной позиции, творческого отношения к деятельности.

 Прогнозируемые результаты:

  • осознание детьми себя как личности (учащиеся осознаниют собственную значимость и повышают самоценность; анализируют свои сильные и слабые стороны, ищут способы личностного развития; развивают и укрепляют чувство собственного достоинства);
  • развитие интереса к личности другого человека;
  • развитие умения вступать в субъект – субъектное взаимодействие с другими.

Содержание программы

№ занятия

Цели занятия

Формы и методы работы

Материал

Кол-во часов

1.

Знакомство. Создание благоприятной атмосферы для самораскрытия участников, создание у них мотивации на познание самих себя, доставление радости другому, формирование навыков активной позиции

Игра “Снежный ком”

Упражнение “Визитка”

Упражнение “Хочу – могу – надо”

Упражнение “Подарим друг другу улыбку”

Цветные карандаши, бумага для визиток, мяч.

1

2.

Формирование у учащихся целостного представления о развитии собственной личности и личности другого человека; развитие потребности в саморазвитии и самосовершенствовании

Упражнение – разминка “Хрустальный шар”

Упражнение “Ниточки тепла”

Упражнение “Главная учебная сила”

Сказка “Козленок Хрюпигав”

Упражнение “Аплодисменты”

Хрустальный шар, клубок светлой шерсти.

1

3.

Развитие представления о собственной личности, развитие позитивного отношения к своему “Я” и к “Я” другого, развитие рефлексивных способностей

Упражнение – разминка “Атомы”

Упражнение “Кто Я?”

Упражнение “Мои плюсы и минусы”

Упражнение “Мое отражение в волшебных зеркалах”

Упражнение “Доброе тепло”

Альбом для рисования, цветные карандаши, шаблон для рисования зеркала

1

4.

Развитие личности ребенка, его самосознания, формирование навыков рефлексии, умение взаимодействовать с другими людьми

Упражнение – разминка “Подари другу хорошее настроение”

Игра “Постройся в ряд по признаку (ранжирование”

Задание “Рассказ о своем Я”

Упражнение “Друг”

Упражнение “Царевна – Несмеяна”

Таблички для игры “Постройся в ряд по признаку”

1

5.

Развитие позитивного отношения к своему “Я” и к “Я” другого, развитие у учащихся уверенности в себе, индивидуальности и уникальности, развитие навыков и умений взаимодействия с людьми

Упражнение – разминка “Эстафета хороших известий”

Упражнение “Я не такой, как все, и все мы разные”

Упражнение “В чем твоя сила?”

Задание “Как расселить людей в доме?”

Упражнение “Костер дружбы”

Альбом для рисования, цветные карандаши, игрушечный лев

1

6.

Развитие представлений о своем Я, развитие умения конструктивно взаимодействовать с окружающими, развитие ответственности за свой выбор и свои поступки

Упражнение – разминка “Волшебный мяч”

Упражнение “Слепой и поводырь”

Упражнение “Ситуации”

Сказка “ Я не такой как все!”

Упражнение “Барометр настроения”

“Волшебный” мяч, ситуации, написанные на листах бумаги

1

7.

Формирование у учащихся ощущения границ своего Я, развитие навыков рефлексии, формирование навыков активной жизненной позиции, развитие навыков и умений взаимодействия с людьми

Упражнение – разминка “Подари цветочек”

Упражнение “Очередь”

Упражнение “Ассоциации”

Упражнение “Я – ромашка”

Упражнение “Цветопись настроения”

Заготовки цветов по количеству участников в группе, альбом для рисования, цветные карандаши

1

8.

Развитие у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа, ответственности за свои решения и действия, формирование у учащихся ощущения границ своего Я, развитие умений и навыков взаимодействия с другими людьми

Упражнение – разминка “Сладкий мяч”

Упражнение “Что я могу сказать о себе хорошее”

Упражнение “Я бы хотел стать более…”

Упражнение “Ночной поезд”

Упражнение “Настроение”

Мяч

1

9.

Развитие личности ребенка, его самосознания, рефлексивных способностей, развитие ответственности за свой выбор и свои поступки, развитие умений и навыков взаимодействия с другими людьми

Упражнение – разминка “Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка”

Упражнение “Пять моих хороших качеств”

Упражнение “Мы похожи – мы отличаемся”

Сказка “Туча”

Упражнение “Радость”

Альбом для рисования, цветные карандаши

1

10.

Формирование у учащихся ощущения границ своего Я, умения регулировать границы контакта своего Я с внешним миром, развитие навыков рефлексии, умение анализировать свой опыт социального взаимодействия

Упражнение- разминка “Коробка переживаний”

Упражнение “Мои достижения и неудачи”

Упражнение “Ладошки”

Сказка “Перчатка”

Игра “Волшебная подушка”

Альбом для рисования, цветные карандаши

1

11.

Формировать у учащихся чувства доверия к окружающим, повышение самоценности, развивать у учащихся умение самостоятельно ставить цели самосовершенствования

Упражнение- разминка “Ласковое имя”

Игра “Прогулка с компасом”

Упражнение “Плохо – Хорошо”

Упражнение “Копилка трудностей”

Сказка “Неожиданная встреча”

Упражнение “Доброе тепло”

Альбом для рисования, цветные карандаши

1

12.

Развитие позитивного отношения к своему “Я” и к “Я” другого, развитие у учащихся уверенности в себе, индивидуальности и уникальности, развитие навыков и умений взаимодействия с людьми

Упражнение- разминка “Эстафета хороших известий”

Упражнение – игра “Цыганка”

Упражнение “Коллективное рисование ”

Упражнение “Театр эмоций”

Костюм цыганки (шаль), карты с написанными на них “светлыми” качествами людей, лист ватмана, цветные карандаши

1

Пример сценария занятия 1 представлен в Приложении 1.

Список литературы:

  1. Аржакаева Т.А., Вачков И.А., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (первый год обучения). – М.: Ось – 89, 2003. – 168с.
  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: “Генезис”, – 298с.
  3. Жесткова Н.А. Психолого – педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника: диссертация…канд. псих. наук: 19.00.07/ Н.А. Жесткова. – Самара, 2004. – 315с.
  4. Зотикова Н.В. Личностные предпосылки субъектности младших школьников: : диссертация…канд. псих. наук: 19.00.13/ Н.В. Зотикова. – Москва, 2002. – 166с.
  5. Ивашова А. Сотрудничество. Программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог.-2003.-N 28.
  6. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988. – 319с.
  7. Лютова Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М.: “Генезис”, 200. – 192 с.
  8. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998. – 240 с.
  9. Рабочая книга школьного психолога/ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др./Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
  10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
  11. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). – М.: “Генезис”, 2006. – 303с.