Актуальность темы.
Демократизация общества, переход к правовому государству требует формирования у учащихся демократической культуры. Процесс обновления содержания образования побуждает к пересмотру и совершенствованию составляющих правового пространства школы, гражданского образования, составной частью которого является и школьное самоуправление. Участие ребят в деятельности структур самоуправления позволяет развивать познавательные, деятельностные, коммуникативные умения, которые являются универсальными, или надпредметными. Почти все они могут с успехом развиваться в ситуациях, которые требуют от ученика понимать нормы и их смысл, уметь их применять относительно своих целей, понимать свои права и использовать их, соотносить с действиями других людей.
Актуален вопрос создания демократического уклада школьной жизни, т.е. такого уклада, который, по существу, является действующей моделью современного гражданского общества, где ребёнок учится воплощать свои инициативы, планировать и прогнозировать результат, анализировать итоги. В процессе социальной деятельности формируется гражданская активность, ответственность не только за себя, но и за товарищей, за своё дело, школу.
Ребёнок, являющийся творцом норм, законов и правил общей жизни, чаще становится их носителем и защитником, чем те, кто вынужден исполнять нормы, установленные другими, или нормы, существующие как традиции. Ж.Ж. Руссо писал, что народ, повинующийся законам, должен быть их творцом.
В школе должны быть созданы все необходимые условия для формирования современной личности, способной справляться с решением сложных проблем, которые диктует нам сама жизнь, ведь современное общество немыслимо без активной самостоятельной личности.
Новые требования к отечественной системе образования следующим образом зафиксированы в Концепции модернизации российского образования:
“Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны”.
Поэтому одна из основных задач школьного самоуправления состоит в том, чтобы способствовать реализации потенциала личности ребенка, помочь ему стать полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества посредством активного участия в её начальной фазе-жизни школьного государства, чему и способствует наш проект.
Объект- воспитательный процесс в МОУ “СОШ № 42”.
Предмет- содержание, формы и методы воспитательного процесса, способствующие формированию активной гражданской позиции, у учащихся.
Цель проекта: способствовать формированию у учащихся правовой и политической культуры, становлению общественно активной, социально компетентной личности, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой и умеющей отстаивать и защищать их, взаимодействуя в школьном демократическом пространстве.
Основные идеи:
- Активное и ответственное участие в политической жизни страны и школы- ключ к ответственной гражданской позиции в демократическом обществе.
- Успешно участвовать в политической жизни можно научиться, получая новую информацию, овладевая умениями, вырабатывая собственную точку зрения.
- Активная гражданская позиция формируется образовательным процессом, основанным на участии в индивидуальных и групповых исследовательских проектах, проблемно- деятельностных играх.
Задачи проекта:
- В процессе разработки символов и атрибутов государства создать условия для практического применения знаний общественных дисциплин, экономической географии, геральдики и психологии, а также повысить мотивацию и интерес к этим наукам.
- В ходе создания и функционирования школьного государства предоставить возможность учащимся для проявления гражданской инициативы, сотрудничества, созидательной деятельности, самостоятельности, возможности действовать масштабно и позитивно, участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе воспитательного процесса в школьном государстве.
- Создать предпосылки для развития коммуникативных навыков, совершенствовать умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Гипотеза.
Если ребёнок активен в рамках школьного демократического пространства, у него вырабатываются черты будущего гражданина: ответственность, самостоятельность, формируется активная жизненная позиция. Участие школьников в управлении школой и решение актуальных проблем школьного государства потребует ознакомления с работой федеральных, областных органов государственной власти, знание государственных символов РФ и нашего региона; создание собственной школьной государственной атрибутики, законов, составление и реализация собственных программ позволит учащимся повысить свою социально-политическую компетентность, а в процессе реализации инициатив- почувствовать значимость общественно полезной деятельности, развить гражданскую и социальную ответственность за себя и окружающих.
Содержание проекта.
I этап: создание символики школьного государства
- Изучение принципов геральдики: значения цветов и символов (участие индивидуальное и групповое)
- Разработка проектов школьного герба и флага, эмблемы актива ( индивидуальные и групповые проекты).
- Выбор конечного варианта посредством голосования по каждому представленному проекту.
Результат: герб и флаг школьного государства, эмблема актива.
II этап: создание школьной конституции
- Изучение Конституции РФ Центром Инициативы и Творчества (представительство классов).
- Создание проекта школьной конституции.
- Внесение предложений и корректив всеми гражданами школы (ящик для предложений).
- Внесение поправок и утверждение окончательного варианта Конституции на Совете школы.
Результат: школьная Конституция.
III этап: формирование парламента
- Определение состава двух партий (в процессе жеребьёвки) .
- Работа в партиях:
- выбор названия;
- разработка программ;
- подготовка агитационных листовок с основными лозунгами и программными положениями;
- компьютерное оформление агитационных листовок для стенда и распространения по классам;
- предвыборная агитационная деятельность партий: распространение листовок, теледебаты.
Результат: создание партий, их программ.
IV этап: выборы
- деятельность избирательной комиссии по подготовке бюллетеней, урн для голосования;
- работа наблюдателей за ходом выборов.
Результат: выбор ведущей партии.
V этап: работа победившей партии в школьном парламенте, реализация своей программы.
- возглавление комитетов парламента;
- организация работы комитетов;
- реализация программы ведущей партии.
Результат: деятельность школьного парламента.
VI этап: анализ результатов проекта
Прогноз положительных результатов.
В процессе создания школьного государства предполагаются следующие положительные результаты:
- приобретение ребятами знаний и навыков, необходимых для успешного участия в социальных проектах и гражданских инициативах; практического опыта участия в политической деятельности, постижение механизма государственной власти и выборов в неё;
- повышение интереса к общественно-социальным вопросам, желания участвовать в их решении; приобретение практического опыта, который усилит социальную компетентность и предрасположенность к социально значимой деятельности школьников;
- развитие личностных качеств: самостоятельности, коммуникабельности, ответственности, уверенности в своих силах.
Ресурсное обеспечение.
Преимущество проекта – в минимизированном участии взрослых: 2 куратора (1 из них - преподаватель истории и обществознания), которые являются наблюдателями и консультантами, оказывая помощь ребятам в детальном планировании каждого этапа и направлении основной деятельности. Необходимо сотрудничество всех структур школьного соуправления: Совета школы, актива учащихся.