План открытого занятия на тему "Город Мастеров"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

  1. Развитие самовыражения средствами декоративно-прикладного искусства.
  2. Расширение общего кругозора детей, их знаний о природе и природных материалах и истоках народного творчества.
  3. Воспитание культуры общения между детьми, дисциплинированности, аккуратности, взаимопомощи.

Вид занятия: Развлекательно-познавательный.

Класс оформлен как Город Мастеров, в котором стоят стилизованные домики для пяти видов рукоделия: “Золотая соломинка”, “У старого моряка”, “Цветочная лавка”, “Гибкие прутики”, “Веселые лоскутки”.

В каждом домике – два мастера. Для макраме – мальчики одеты в матросскую форму, для цветов – девочки в костюмах цветов, остальные дети в народные костюмы.

В домиках оформлены выставки соответствующей тематики из поделок кружковцев и преподавателя.

Оборудование и материалы.

Аппликация из соломки: Листы бумаги с наклеенной соломой, три листа цветного картона 10х15, три листа серого картона с оформленной петлей, клей ПВА, кисть для клея, цветная бумага для оформления, зеленый пат, шаблоны рыбок, ножницы.

Макраме: 6 цветных нитей длиной по 1,2 м, подушки и иглы для макраме, ножницы.

Цветы: девять заготовок цветов гиацинтов, 36 бисеринок желтого цвета, 36 кусочков тонкой проволоки дл.10-15 см, 18 заготовок листьев, 18 кусочков проволоки дл.10-15 см, зеленая лента из крепированной бумаги шир.10мм, клей ПВА, кисть для клея, ножницы.

Лоза: 3 донышка из оргалита с пробитыми отверстиями(12 в каждом), 100 тонких размоченных прутиков, нож-косачек, шило с притупленным концом, круглогубцы, ножницы-бокорезы, разделочные дощечки, таз с теплой водой, салфетки.

Мягкая игрушка: игольница с иглами, 3 кружка из искусственного меха 12-15 см, материал для набивки, нитки для шитья, цветные шерстяные нити для волос, заготовки глаз и рта из накрахмаленной ткани, клей ПВА, ножницы.

Материалы для конкурсов со зрителями. Две косынки, два листа бумаги, два фломастера, корзина с сосновыми шишками, две плотных косынки, хвостик для ослика с бантом и английской булавкой, призы .

Инструктаж по соблюдению правил техники безопасности: Напомнить детям правила техники безопасности при работе с острыми, колющими и режущими предметами.

Практическая часть. Аппликация из соломки – изготовление панно “Аквариум”.

Макраме – изготовление фенечек узлом “Хамелеон”.

Цветы из ткани – сделать букетики из трех цветов.

Лоза – сплести маленькие корзиночки на оргалитных донышках.

Мягкая игрушка – сшить игрушку “Домовенок”.

Проводить занятие педагогу помогают две девочки в народных костюмах.

Во время мероприятия звучит музыка на темы русских народных песен.

Конспект хода занятия “Город Мастеров”.

Скоморох К нам в город!

Все в город!

Так глазейте от души.

Внимание! Всем! Всем! Всем!

Всякие хождения, движения разговоры, охи, вздохи – разрешаются!

“Город мастеров” открывается!

Василиса Прекрасная А сейчас, дорогие гости, мы вместе с вами пройдем по улице Мастеров.

Скоморох В этом домике живут мастерицы из удивительной страны, где правит Царевна Золотая Соломинка.

Вот какая история произошла в одной стране.

На большом поле убрали урожай пшеницы и ржи. Колоски вместе с зернышками превратились в душистый хлеб. Солому же жители этой страны тоже убрали и использовали в своем хозяйстве. Грустно стало на поле, остались только коротенькие торчащие стебельки.

Но оказалось. Что когда везли с поля солому, упал с воза один снопик, да и остался лежать на проселочной дороге, никто его не заметил. Пришла осень, и стал поливать его дождь и обдувать холодный ветер, а потом и вовсе засыпало снегом – так и остались они зимовать, тонкие желтые соломинки. Холодно и неуютно им было и очень обидно.

Но вот пришла, наконец, весна. Растаял и сошел снег, взглянули соломины и колосья друг на друга и горько заплакали:

“Наш пришел последний час,
Затоптали в луже нас
Мы стали безобразными,
Серыми и грязными…”

А в это время проснулось весеннее солнышко и послало свои теплые ласковые лучи прямо на землю. И все, чего они касались, просыпалось и оживало: на листочках разноцветными огоньками засветились капельки росы, замахали нарядными крылышками бабочки, раскрыли цветы свои лепестки.

Услыхало солнышко грустную песенку соломинок и послало к ним не простой, а волшебный лучик. Прикоснулся он к грязным соломинам, и … произошло чудо!

Соломинки превратились в нарядных красивых девушек, очень похожих друг на друга. А у одной из них, самой красивой, на голове оказалась маленькая золотая корона.

Волшебный лучик прошептал:

“Отныне у вас будут золотые руки, и вы сможете из простых соломинок творить золотые чудеса…”

Хотели девушки поблагодарить его, но он уже исчез. Оглянулись на лужу, в которой зимовал соломенный снопик, а на его месте появился удивительный замок, он весь был из блестящих соломинок.

Стали жить в сказочном замке сестрицы-мастерицы Царевной Золотой Соломинкой. Вокруг замка вырос большой сказочный город и все, кто в нем жил научились превращать обыкновенную солому в чудесные вещи – в сказочных птиц, в красивую посуду, в нарядных кукол, в замечательный картинки и шкатулки…

Так и дошло до наших дней соломенное мастерство. И в нашем городе создают удивительные картины из соломки.

Мастерицы обращаются зрителям.

Мы вам загадаем свои любимые загадки, кто отгадает – тому награда.

В долг зерно возьмет – каравай вернет (Поле).

Какое море за селом
Волнует ветерок?
В нем волны можно собирать,
Укладывать в мешок. (Поле)

Лежит мужик в золотом кафтане,
Подпоясан, да не поясом,
Сам встать не может –
Люди поднимают. (Сноп)

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Колос)

Василиса Прекрасная А в этом домике живут бывалые моряки. А вы знаете, почему они здесь оказались?

Потому что родоначальниками искусства “Макраме” считают моряков, которые в часы досуга во время штилей в далеком море плели цепочки, кулоны, талисманы, которые носили на шее или привязывали к верхушкам мачт. Это должно было защитить их от бед на море.

Считают, это что началось еще в 1Х веке до нашей эры. А в Х1У веке моряки ознакомили и искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая.

В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево. И только в Х1Х веке этот вид рукоделия стали называть “Макраме”, что в переводе с турецкого – “Бахрома”.

А ведь было время, когда узлы просто запрещали, так у римских сенаторов был запрет иметь на одежде хотя бы один узел. На Руси вязать узлы – “наузить” означало “колдовать, знахарить, ворожить”.

Но такое отношение к узлу было недолгим и не повсеместным. Некоторые народы, наоборот, считали, что узлы приносят пользу. Люди верили, что при помощи развязывания и завязывания узлов можно вылечить грыжу. Применяли их и для лечения переломов. На востоке в древности существовала узелковая грамота.

В нашей стране “макраме” стало популярно в семидесятые годы ХХ века. Изделия, выполненные в этой технике, отличаются не только прочностью, но и красотой, даже изяществом.

Широки возможности “макраме” для творческого проявления личности.

Вы берете в руки обычную веревку, завязываете узелки и сотворяете чудо.

Моряки (к зрителям). Вот какие узлы мы можем вязать. А вам такое под силу? Попробуйте! Вот вам две косынки, надо завязать на ком-нибудь одной рукой. А победителю приз.

Вызываются два желающих и два помощника. Скоморохи помогают провести конкурс.

Скоморох Продолжим наше путешествие по городу. А по дороге заглянем в Цветочную лавку.

Цветы ? украшение нашей планеты. Их любят все. Трудно себе представить, как обеднела бы наша жизнь, погрустнела планета Земля, Если бы исчезли на ней цветы. Они ? символ любви и верности, символ уважения и вечной памяти. Цветы ? самое скромное и красивое украшение нашего жилища. Даже маленький букетик цветов придает комнате праздничное настроение. К великому сожалению цветы не долговечны. Но люди могут творить чудеса. Все, что прекрасно в природе они научились копировать. Искусство приготовления цветов известно с давних времен. У многих народов цветы являются обязательной частью национального костюма.

Сегодня мода на искусственные цветы вновь вернулась. Их используют не только для отделки платья, костюма или шляпы. Декоративные цветы служат для оформления встречи, сцен, украшения интерьеров.

Конечно, цветы можно купить, он гораздо интереснее изготовить их своими руками, что и делают наши искусные мастерицы.

Мастерицы-цветочницы. – А вы любите цветы?

Вот вам два листа бумаги и два фломастера. Попробуйте с закрытыми глазами нарисовать цветок. У кого лучше получится, того мы наградим.

Василиса Прекрасная

Возле речки у обрыва,
Плачет ива, плачет ива.
Может ей кого-то жалко?
Может ей на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам ее спросить?

Но кто бы мог подумать, что из плачущей ивы можно приготовить такое веселое и доброе “Солнышко”. А сделали его наши мастера из следующего домика.

Еще в эпоху каменного века человек в совершенстве овладел плетением корзин, циновок, сетей, других предметов быта, охоты и рыболовства. Плетение было прародителем макраме, ткачества. И главную роль здесь сыграла ивовая лоза.

Ивушка зеленая встречала человека при рождении (из нее делали колыбели, игрушки) и оставалась спутницей всей его жизни.

В русских деревнях чуть ли не любой мальчишка мог играючи сплести лукошко, корзину для ягод, а уж о стариках и говорить нечего. У изб и домов красовались плетни из ивовых прутьев.

И сейчас изделия из лозы популярны в народе. Из гибких прутьев можно сплести корзиночку, удобную для сбора лесной земляники или малины. Настоящий грибник никогда не отправится за грибами с полиэтиленовой или другой сумкой – только с корзиной.

А есть корзины цветочные. Из лозы плетут сухарницы, вазы для конфет. А еще плетут детские санки и коляски, оплетают цветочные горшки, делают абажуры и напольные вазы и много других нужных и полезных вещей.

Мастерицы-лозоплетельщицы. – У нас тоже для вас задание.

Вот две пустые корзиночки, а вот корзина с шишками. Кто из вас самый меткий? Попробуйте с трех шагов попасть в корзину. У кого будет больше шишек – тот и победитель.

Скоморох А здесь у нас живут девчушки-хохотушки. Ну что, пойдем знакомиться к ним.

Мал лоскуток, а нужен. Испокон веков рачительное отношение к сырью и материалам было характерной чертой любого народа, умевшего найти применение любому кусочку ткани. Издавна на Руси занимались художественным промыслом. Видное место среди них всегда занимала мягкая игрушка.

И сейчас мягкая игрушка может служить прекрасным украшением квартиры и сувениром. Занятие мягкой игрушкой – прекрасное средство воспитания детей в семье, особенно когда мамы или бабушки работают вместе с ними. Дети привыкнут быть занятыми полезным и интересным делом, станут собраннее, добрее и заботливее. Желая порадовать своими успехами близких, первые подарки они делают маме, папе, бабушке, сестре или брату. Сшитую своими руками игрушку ребенок не порвет, не сломает, не выбросит, потому что помнит, каких трудов она ему стоила.

Мастерицы Вы знаете грустную историю про ослика Иа, как он потерял хвост? Вот он бедный ослик. Кто сможет порадовать его и прикрепить ему хвостик на место? Только сделать это надо с завязанными глазами.

Скоморохи помогают провести конкурс.

Педагог Ну вот, и закончилось наше путешествие по Городу Мастеров. А пока мы все рассматривали и слушали Скомороха – Нугуманову Иру и Василису Прекрасную, которой была Луговнина Таня, наши Мастера делали подарки для гостей.

В мастерской “Золотой соломинки” трудились Галкина Ира и Куликова Алена. Бывалыми моряками были Соколов Алеша, Шамсиев Динар и Смирнова Алла. Прекрасными цветочницами были Ганина Наташа и Милладжанова Люба. Эти изящные корзиночки спели Мурзина Ката и Шихова Юля. А эти веселые игрушки сделали Майкова Маша и Мансурова Лаура.

Понравились вам эти поделки? Все это сможете сделать и вы, если придете в наш кружок “Умелые руки”.

Запомни каждый ученик
Что труд – благое дело.
Ремесла наши постигать
Старайся ты умело.
Твори, выдумывай, дерзай
И фантазируй смело.
Наш город мастеров люби,
Знай, за тобой все дело

Литература.

  1. М.М. Соколовская “Знакомьтесь с макраме” Москва 1990.
  2. С.С. Лежнева, И.И. Булатова “Сказка своими руками” Минск 1994.
  3. В.М. Дубровский “32 урока плетения из лозы” Москва 1993.
  4. Н.В. Грибулина, Э.И. Тюрина “Мягкая игрушка мамам и детям” изд. САТИС 1994.
  5. О.С. Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров” Москва 1990.
  6. Л.М. Евстратова “Цветы из ткани” Москва 1997.
  7. Ю.Б. Гомозова “Калейдоскоп чудесных ремесел” Ярославль 1998.
  8. Б. Мейнард “Плетение” Москва 1981.
  9. И. Токмакова “Летний ливень” Москва 1990.
  10. Н.В. Кривицкая “Совсем как настоящие” “Сделай сам” 1990 Москва.