От современного учителя требуется не только дать детям образование в виде системы знаний – умений-навыков, но также развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность. На каком уроке ребята больше думают, чаще говорят, и следовательно, активнее формируют мышление и речь? Конечно на проблемном уроке. Чем же проблемный урок отличается от простого урока, на котором учитель сразу сообщает тему урока и объясняет новый материал. Ученики на таком уроке являются просто слушателями “ традиционного монолога” и через некоторое время им становиться не интересно.
Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, развитие творческих способностей и, воспитание активной личности. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний.
Проблемно-диалогический метод на уроках физики лучше использовать в среднем звене 7-9 классы, когда ребята могут поддерживать диалог опираясь на свой жизненный опыт, а также на те знания, которые они получили на уроках математики, географии, биологии. Проблемный урок должен начинаться с проблемной ситуации. По реакции детей проблемную ситуацию можно разделить на два типа “с удивлением” и “с затруднением”. Ребята могут отвечать на вопросы не всегда правильно, поэтому учитель помогает ученикам выйти из проблемной ситуации развернув побуждающий диалог, который приводит к формированию учебной проблемы. Это может быть тема урока. Второй тип диалога – подводящий. Он представляет собой систему вопросов и знаний, которые приводят ученика к осознанию темы урока.
На таких уроках, где используется проблемно-диалогический метод, ребята больше говорят и им очень нравиться, что они сами могут объяснить увиденные явления, опыты, формулы. Это мотивирует школьников к усвоению нового материала, включая в работу практически весь класс. Диалогический поиск решения, в отличие от изложенных готовых сведений, обеспечивает понимание нового знания каждым учеником. Получается, что проблемный диалог гарантирует усвоение нового материала большинством класса, а традиционный монолог - нет.
Цель урока:
Научить учащихся понимать суть таких
тепловых явлений, как плавление и
кристаллизация;
Методы:
- проблемно-диалогический,
- модульное обучение.
Оборудование:
спиртовки,
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
- Ребята, кто из вас плавил свинец? - А, можно ли расплавить свинец в обычной ложке? - В каком состоянии находится свинец? - Что будет с ним происходить при нагревании? - Как называется такой процесс? - Если мы будем охлаждать свинец. Что с ним произойдет? - Как называется такой процесс? - Значит тема сегодняшнего урока. - Вы сами хотите расплавить вещество? - Запишите на доске схему перехода из жидкого состояния в твёрдое и наоборот. - Как вы, думаете, почему при нагревании происходит переход из Т в Ж. Что происходит с энергией? (выдвижение гипотез) - При любой ли температуре плавятся тела? (плавление сплава цинка и олова) - Что такое температура плавления? - Прочитайте определение на стр 31. - Где можно найти температуру плавления? - Оказывается , что температура плавления равна температуре отвердевания. - Нужно ли знать температуру плавления в быту, технике? (изготовляют из тугоплавких металлов жаропрочные материалы в самолетах и ракетах, атомных реакторах, электротехнике) - Итак ребята, вам нужно ЗАПОМНИТЬ! Существует температура, выше которой вещество в твёрдом состоянии не может находиться; Температура во время плавления остаётся постоянной; Процесс плавления требует притока энергии к плавящемуся веществу. - Теперь ребята, самостоятельно работаем по “ карте учащихся”. Самопроверка. Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить медь? Какой из металлов приведённый в таблице, самый легкоплавкий? Самый тугоплавкий? Какие металлы можно расплавить в медном сосуде? Экспертный контроль. Нити накаливания ламп изготовляют из вольфрама, а не из меди. Почему? Будет ли плавиться чугунная деталь, брошенная в расплавленную медь? Работа по графикам. (на экране) Домашнее задание: $ 13,14, упр 7 письменно. Итог урока. |
- (поднимают руки) - можно (нельзя)- проблемная ситуация (проделывают опыт- плавят свинец в ложке) - в твёрдом - из твёрдого состояния перейдёт в жидкое - нагревание (ошибочно) - плавление - из жидкого перейдет в твердое состояние. - отвердевание - плавление и отвердевания кристаллических тел - да (выполняют задание: плавление парафина, олова) - внутренняя энергия увеличивается - у твердых тел рушиться кристаллическая решётка - нет, при определённой - олово будет плавиться, цинк нет, потому что разная температура плавления - температура, при которой вещество плавиться - в таблице на стр 32. - да Выполняют задания по “карте учащихся” - нет, нельзя у меди больше температура плавления - легкоплавкий цезий, тугоплавкий вольфрам. - олово, свинец, цинк, золото и т.д - у вольфрама температура плавления выше - нет - 1. олово АВ- нагревание олова ВС – плавление СД – нагревание жидкого олова 2 мин 2. лёд АВ – охлаждение воды ВС – отвердевание СД – охлаждение льда 6 мин |
УЭ | КАРТА УЧАЩЕГОСЯ | примечание |
УЭ 0 | Тема “ Плавление и отвердевание
кристаллических тел.” Постановка целей. Дорогие ребята, сегодня на уроке вы научитесь понимать суть таких тепловых явлений как плавление и кристаллизация, изучите особенности в поведении вещества при переходе из твердого состояния в жидкое и обратно, научитесь читать и понимать графики плавления и отвердевания кристаллических тел. Материал , который вы будете изучать сегодня, несложный. Успехов! |
|
УЭ 1 | Актуализация знаний. Для начала проверим, как вы усвоили материал прошлых уроков. Ответьте на вопросы учителя. | Если что-то непонятно обратитесь к учебнику или тетради |
УЭ 2 | Самостоятельное изучение нового материала. Обратитесь к $ 13. Запишите в тетрадь тему урока, схему перехода из Т в Ж состояние и обратно, и что такое температура плавления. Прочитайте внимательно $14, научитесь работать по графику. | Учитесь самостоятельно приобретать знания. |
УЭ 3 | Закрепление изученного. Внимательно прочтите текст, приведенный ниже. Сегодня вы узнали, что переход из твердого состояния в жидкое называется плавлением, обратный переход кристаллизацией. Температуру, при которой вещество плавиться, называют температурой плавления. Вещества отвердевают при той же температуре при которой плавятся. | |
УЭ 4 | Самопроверка.
|
Обратитесь к таблице на стр.32 |
УЭ 5 | Вернитесь к УЭ0 и проверьте, достигли ли вы поставленной цели. Если да, то переходите к следующему УЭ, если нет, то к УЭ2. | |
УЭ 6 | Экспертный контроль. Ответьте на
вопросы.
|
Если что-то непонятно, обратитесь к
учителю. Смотри на экран |
УЭ 7 | Домашнее задание. $ 13, 14 упр. 7 письменно. |