Интегрированный урок литературного чтения в 3-м классе по теме "Картина жизни и замысел авторов в произведениях о зиме Ф.И. Тютчева "Чародейкою-зимою…", Е.Наумовой "Идут снега" и Н.Перминовой "То ли день, то ли вечер"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок решения частной задачи.

Метод изучения: самостоятельный поиск и извлечение информации на заданную тему.

Форма работы: групповая и парная, индивидуальная.

Цели урока:

  1. Образовательная - создать условия для чтения, понимания и анализа произведений о зиме на стихотворении Ф.Тютчева и произведений авторов Вятского края. Учить высказывать свое мнение о прочитанных произведениях и сравнивать с мнением авторов.
  2. Развивающая – развивать умения и навыки работы с разными источниками информации на заданную тему, используя библиотечный фонд.
  3. Воспитательная - воспитание любви к природе и к родному краю.

Дидактическое оснащение:

  • тексты стихов,
  • портреты писателей,
  • книжная выставка произведений о зиме,
  • модель разбора произведения,
  • слайды о зиме родного города,
  • дополнительные источники информации, предложенные библиотекой: толковые словари, энциклопедия, книга-календарь знаменательных дат, дополнительные книги о климате Вятского края - В.Н. Мансуров “Родной край” и Д.Д. Лавров “География Кировской области”, различные журналы “Мурзилка”, “Мой край” с произведениями о зиме,
  • Интернет.

Урок проводится в библиотеке вместе с библиотекарем.

1. Организационный момент.

Учитель организует ребят на работу.

- Просит оживить страницу жизни 5 декабря.

(Ребята называют основные события из своей жизни, связанные с датой 5 декабря.)

Библиотекарь дополняет информацию, знакомит с книгой календарь знаменательных дат, говорит о том, как быстро найти информацию по данной дате. (А если заглянуть в календарь знаменательных дат, то мы узнаем, что в этот день 5 декабря 1803 года родился русский поэт Федор Иванович Тютчев.)

Библиотекарь вместе с учителем предлагает ребятам прочитать и поработать со стихами Ф. И. Тютчева и стихами вятских поэтов Н. Перминовой, Е. Наумовой о зиме. А поможет в этом предложенная форма разбора произведения.

2. Ситуация успеха.

Учитель просит сформулировать тему и цель урока по модели.

На доске модель разбора произведения:

КЖ (картину жизни)

Замысел автора

Ребята называют предложенные произведения и авторов. По схеме формулируют тему и цель урока:

- Авторы Ф.И.Тютчев, Е. Наумова Н. Перминова написали для нас стихи о зиме, которые мы должны не только прочитать, но и осмыслить замысел авторов на картине жизни, которую они нарисовали в своих стихах.

- Значит тема урока “Картина жизни и замысел авторов в произведениях о зиме Ф.И. Тютчева “Чародейкою зимою”, Е. Наумовой “Идут снега” и Н. Перминовой “То ли день, то ли вечер”

- А цель: понять и осмыслить стихи и выразить свое отношение к прочитанному.

Вместе с учителем выстраивают план работы:

  1. Узнать интересные факты из жизни писателей.
  2. Прочитать стихи.
  3. Используя модель проанализировать картину жизни и замысел авторов.
  4. Сопоставить описание картины зимы Ф.И. Тютчева и вятских поэтов Н.Перминовой и Е. Наумовой, найти отличительные особенности вятской зимы, используя слова поэтов и дополнительную информацию на заданную тему, предложенную библиотекой.

3. Актуализация знаний.

Учитель и библиотекарь предлагает узнать интересные факты из жизни поэтов из предложенной информации библиотеки.

Учитель просит разбиться на группы для поиска информации по 4 человека и предлагает вопросы: где родились поэты, интересные факты из детства, где жили, что повлияло на выбор жизненного пути, знаменитые произведения и главная тема.

Библиотекарь предлагает источники информации из школьной библиотеки.

1 группа - пользуется Интернетом и работает на сайте www/tutchev.ru/biography (информация о Ф.И. Тютчеве).

2 группа - работает с энциклопедией для детей, том 11.

3 группа - с литературой “Я познаю мир” - писатели.

4 группа - с Большой советской энциклопедией.

После работы учитель просит свести данные об авторов воедино, дополнение вносит библиотекарь который представляет портреты поэтов и рассказывает дополнительную информацию.

Библиотекарь:

- Посмотрите на портрет Федора Ивановича Тютчева. Каким вы его представляете?

Дети отвечают:

  • умным и мудрым человеком;
  • человеком, притягивающим к себе людей;
  • любящим жизнь;
  • влюбленным в природу.

Федор Иванович – поэт необыкновенно современный. В середине девятнадцатого века в Петербурге можно было встретить человека с накинутым на спину пледом, часами бродил он по улицам, не замечая и удивляя прохожих. Невысокий, сухощавый и стройный, с лбом великолепной лепки, с живым и глубоким взглядом темных глаз, проживший за границей около двадцати лет, этот же человек был украшением лучших салонов северной столицы. Таким был Федор Иванович Тютчев.

Надежда Перминова и Елена Наумова – известные вятские поэтессы. Общее в творчестве этих авторов – внимание и любовь к человеку, любовь к родной земле и природе, раздумья о прошлом и дне сегодняшнем.

Учитель благодарит за хорошую работу.

4. Решение учебной ситуации (анализ стихов.)

Учитель просит на основе модели выявить картину жизни и замысел авторов.

- Ребята читают стихи.

- Рисуют картину жизни, подтверждая словами авторов: что лес околдован зимой, деревья стоят под снежной бахромой, что лес околдован волшебным сном, что в лесу тихо, что лес то вспыхнет, то заблещет от луча солнца (стихотворение Ф.И.Тютчева “Чародейкою зимою”).

- Рисуют картину жизни в стихах вятских поэтов, подтверждая словами стихов: мир в снега принаряжен на 16 недель, белый снег идет словно мудрая вечность тихо пряжу прядет, в сквере снежные ветлы мне кивают слегка, только нам среди снега светло и легко (Надежда Перминова “То ли день, то ли вечер”).

- А Елена Наумова рисует зимние дорожки-стежки, зимние резные избы вятского края, где снег висит как бахрома. (Елена Наумова “Идут снега над старой Вяткой”).

Библиотекарь предлагает информацию о труднопонимаемых словах из словарей.

При чтении стихов вам встретились незнакомые и непонятные слова. Попробуем выяснить, что они означают. Для этого нам потребуется словарь. А вот какой?

Дети отвечают:

- толковый словарь;

- автор словаря Сергей Иванович Ожегов;

- расположены слова в алфавитном порядке.

Дети работают в парах со словарями, находят значения слов, зачитывают.

Чародейка – то же, что и волшебница;

Ветла – белая (серебристая) ива;

Кудель – волокнистая часть льна;

Домотканый – вытканный домашним способом половик.

Слова и их лексические значения проецируются на экран.

На основе анализа стихов учитель просит выявить картину жизни и замысел авторов.

Ребята подводят итог: замысел авторов один, хотя и писали в разные исторические времена – представить картину жизни зимы в своей красоте, заставить читателя насладиться ее красотой и создать сказочное настроение у читателя.

5. Создание проблемной ситуации и ее решение.

Учитель просит найти отличительные особенности в описании зимы вятских поэтов, то, что не нарисовал Ф.И.Тютчев в своем стихотворении и объяснить, почему об этом не пишет Ф.И.Тютчев.

Ребята анализируют стихи и находят отличительные особенности вятской зимы, которую рисуют вятские поэты. Подтверждают словами авторов:

- Мир в снег принаряжен на 16 недель (зима в вятском крае длится 16 недель), утром солнце не встало 2 суток подряд (в вятском крае солнечный луч редок зимой).

- Просит объяснить, почему зима вятского края особая.

Ребята высказывают свои мнения и приходят к мнению, что нужна дополнительная информация.

Библиотекарь предлагает воспользоваться информацией из библиотечных книг о родном.

- Чтобы ответить на поставленный вопрос нам понадобятся книги “География Кировской области” Дмитрия Лаврова и “Родной край” авторов Владимира Мансурова и Андрея Лахмана. Куда надо заглянуть, чтобы быстро найти в книге нужный материал?

Дети отвечают:

- В “Содержание”, которое бывает в конце или начале книги.

Работают в группах, изучают информацию и дают ответ на поставленный вопрос:

  1. Кировская область удалена от Атлантического океана;
  2. Зима продолжительная из этого и длится 16 недель, о чем пишут поэты;
  3. Зима суровая, морозы могут достигать 30 или 40 градусов.

Учитель хвалит за самостоятельность решения проблемного вопроса.

6. Закрепление.

Учитель просит еще раз зачитать понравившиеся строки и озвучить зимний пейзаж города понравившимся строками из произведений (показываются слайды на экране и ребята читают стихи).

Библиотекарь: В конце урока я хочу представить журналы “Мурзилка”, “Юный натуралист”, “Простоквашино”, “АБВГД”, в которых вы найдете богатый материал по теме “Зима” (представляет и рассказывает о журналах).

7. Рефлексия в форме прогноза погоды на завтра.

Учитель просит составить прогноз погоды словами поэтов и с помощью информации, которую изучили.

Ребята говорят, что завтра ввиду того, что Кировская область удалена от Атлантического океана зима покажет свои права:

- Мир в снега снова будет принаряжен;

- Город будет возить устало из-за снегопада;

- Белый снег все будет идти словно мудрая вечность и т.д..

8. Домашнее задание.

Предлагается 3 варианта д/з.

  1. Прочитать стихи и рассказы о зиме из предложенных журналов библиотекарем.
  2. Выучить любое стихотворение.
  3. Подобрать загадки о зиме.