Тип урока: урок решения частной задачи.
Метод изучения: самостоятельный поиск и извлечение информации на заданную тему.
Форма работы: групповая и парная, индивидуальная.
Цели урока:
- Образовательная - создать условия для чтения, понимания и анализа произведений о зиме на стихотворении Ф.Тютчева и произведений авторов Вятского края. Учить высказывать свое мнение о прочитанных произведениях и сравнивать с мнением авторов.
- Развивающая – развивать умения и навыки работы с разными источниками информации на заданную тему, используя библиотечный фонд.
- Воспитательная - воспитание любви к природе и к родному краю.
Дидактическое оснащение:
- тексты стихов,
- портреты писателей,
- книжная выставка произведений о зиме,
- модель разбора произведения,
- слайды о зиме родного города,
- дополнительные источники информации, предложенные библиотекой: толковые словари, энциклопедия, книга-календарь знаменательных дат, дополнительные книги о климате Вятского края - В.Н. Мансуров “Родной край” и Д.Д. Лавров “География Кировской области”, различные журналы “Мурзилка”, “Мой край” с произведениями о зиме,
- Интернет.
Урок проводится в библиотеке вместе с библиотекарем.
1. Организационный момент.
Учитель организует ребят на работу.
- Просит оживить страницу жизни 5 декабря.
(Ребята называют основные события из своей жизни, связанные с датой 5 декабря.)
Библиотекарь дополняет информацию, знакомит с книгой календарь знаменательных дат, говорит о том, как быстро найти информацию по данной дате. (А если заглянуть в календарь знаменательных дат, то мы узнаем, что в этот день 5 декабря 1803 года родился русский поэт Федор Иванович Тютчев.)
Библиотекарь вместе с учителем предлагает ребятам прочитать и поработать со стихами Ф. И. Тютчева и стихами вятских поэтов Н. Перминовой, Е. Наумовой о зиме. А поможет в этом предложенная форма разбора произведения.
2. Ситуация успеха.
Учитель просит сформулировать тему и цель урока по модели.
На доске модель разбора произведения:
КЖ (картину жизни)
Замысел автора
Ребята называют предложенные произведения и авторов. По схеме формулируют тему и цель урока:
- Авторы Ф.И.Тютчев, Е. Наумова Н. Перминова написали для нас стихи о зиме, которые мы должны не только прочитать, но и осмыслить замысел авторов на картине жизни, которую они нарисовали в своих стихах.
- Значит тема урока “Картина жизни и замысел авторов в произведениях о зиме Ф.И. Тютчева “Чародейкою зимою”, Е. Наумовой “Идут снега” и Н. Перминовой “То ли день, то ли вечер”
- А цель: понять и осмыслить стихи и выразить свое отношение к прочитанному.
Вместе с учителем выстраивают план работы:
- Узнать интересные факты из жизни писателей.
- Прочитать стихи.
- Используя модель проанализировать картину жизни и замысел авторов.
- Сопоставить описание картины зимы Ф.И. Тютчева и вятских поэтов Н.Перминовой и Е. Наумовой, найти отличительные особенности вятской зимы, используя слова поэтов и дополнительную информацию на заданную тему, предложенную библиотекой.
3. Актуализация знаний.
Учитель и библиотекарь предлагает узнать интересные факты из жизни поэтов из предложенной информации библиотеки.
Учитель просит разбиться на группы для поиска информации по 4 человека и предлагает вопросы: где родились поэты, интересные факты из детства, где жили, что повлияло на выбор жизненного пути, знаменитые произведения и главная тема.
Библиотекарь предлагает источники информации из школьной библиотеки.
1 группа - пользуется Интернетом и работает на сайте www/tutchev.ru/biography (информация о Ф.И. Тютчеве).
2 группа - работает с энциклопедией для детей, том 11.
3 группа - с литературой “Я познаю мир” - писатели.
4 группа - с Большой советской энциклопедией.
После работы учитель просит свести данные об авторов воедино, дополнение вносит библиотекарь который представляет портреты поэтов и рассказывает дополнительную информацию.
Библиотекарь:
- Посмотрите на портрет Федора Ивановича Тютчева. Каким вы его представляете?
Дети отвечают:
- умным и мудрым человеком;
- человеком, притягивающим к себе людей;
- любящим жизнь;
- влюбленным в природу.
Федор Иванович – поэт необыкновенно современный. В середине девятнадцатого века в Петербурге можно было встретить человека с накинутым на спину пледом, часами бродил он по улицам, не замечая и удивляя прохожих. Невысокий, сухощавый и стройный, с лбом великолепной лепки, с живым и глубоким взглядом темных глаз, проживший за границей около двадцати лет, этот же человек был украшением лучших салонов северной столицы. Таким был Федор Иванович Тютчев.
Надежда Перминова и Елена Наумова – известные вятские поэтессы. Общее в творчестве этих авторов – внимание и любовь к человеку, любовь к родной земле и природе, раздумья о прошлом и дне сегодняшнем.
Учитель благодарит за хорошую работу.
4. Решение учебной ситуации (анализ стихов.)
Учитель просит на основе модели выявить картину жизни и замысел авторов.
- Ребята читают стихи.
- Рисуют картину жизни, подтверждая словами авторов: что лес околдован зимой, деревья стоят под снежной бахромой, что лес околдован волшебным сном, что в лесу тихо, что лес то вспыхнет, то заблещет от луча солнца (стихотворение Ф.И.Тютчева “Чародейкою зимою”).
- Рисуют картину жизни в стихах вятских поэтов, подтверждая словами стихов: мир в снега принаряжен на 16 недель, белый снег идет словно мудрая вечность тихо пряжу прядет, в сквере снежные ветлы мне кивают слегка, только нам среди снега светло и легко (Надежда Перминова “То ли день, то ли вечер”).
- А Елена Наумова рисует зимние дорожки-стежки, зимние резные избы вятского края, где снег висит как бахрома. (Елена Наумова “Идут снега над старой Вяткой”).
Библиотекарь предлагает информацию о труднопонимаемых словах из словарей.
При чтении стихов вам встретились незнакомые и непонятные слова. Попробуем выяснить, что они означают. Для этого нам потребуется словарь. А вот какой?
Дети отвечают:
- толковый словарь;
- автор словаря Сергей Иванович Ожегов;
- расположены слова в алфавитном порядке.
Дети работают в парах со словарями, находят значения слов, зачитывают.
Чародейка – то же, что и волшебница;
Ветла – белая (серебристая) ива;
Кудель – волокнистая часть льна;
Домотканый – вытканный домашним способом половик.
Слова и их лексические значения проецируются на экран.
На основе анализа стихов учитель просит выявить картину жизни и замысел авторов.
Ребята подводят итог: замысел авторов один, хотя и писали в разные исторические времена – представить картину жизни зимы в своей красоте, заставить читателя насладиться ее красотой и создать сказочное настроение у читателя.
5. Создание проблемной ситуации и ее решение.
Учитель просит найти отличительные особенности в описании зимы вятских поэтов, то, что не нарисовал Ф.И.Тютчев в своем стихотворении и объяснить, почему об этом не пишет Ф.И.Тютчев.
Ребята анализируют стихи и находят отличительные особенности вятской зимы, которую рисуют вятские поэты. Подтверждают словами авторов:
- Мир в снег принаряжен на 16 недель (зима в вятском крае длится 16 недель), утром солнце не встало 2 суток подряд (в вятском крае солнечный луч редок зимой).
- Просит объяснить, почему зима вятского края особая.
Ребята высказывают свои мнения и приходят к мнению, что нужна дополнительная информация.
Библиотекарь предлагает воспользоваться информацией из библиотечных книг о родном.
- Чтобы ответить на поставленный вопрос нам понадобятся книги “География Кировской области” Дмитрия Лаврова и “Родной край” авторов Владимира Мансурова и Андрея Лахмана. Куда надо заглянуть, чтобы быстро найти в книге нужный материал?
Дети отвечают:
- В “Содержание”, которое бывает в конце или начале книги.
Работают в группах, изучают информацию и дают ответ на поставленный вопрос:
- Кировская область удалена от Атлантического океана;
- Зима продолжительная из этого и длится 16 недель, о чем пишут поэты;
- Зима суровая, морозы могут достигать 30 или 40 градусов.
Учитель хвалит за самостоятельность решения проблемного вопроса.
6. Закрепление.
Учитель просит еще раз зачитать понравившиеся строки и озвучить зимний пейзаж города понравившимся строками из произведений (показываются слайды на экране и ребята читают стихи).
Библиотекарь: В конце урока я хочу представить журналы “Мурзилка”, “Юный натуралист”, “Простоквашино”, “АБВГД”, в которых вы найдете богатый материал по теме “Зима” (представляет и рассказывает о журналах).
7. Рефлексия в форме прогноза погоды на завтра.
Учитель просит составить прогноз погоды словами поэтов и с помощью информации, которую изучили.
Ребята говорят, что завтра ввиду того, что Кировская область удалена от Атлантического океана зима покажет свои права:
- Мир в снега снова будет принаряжен;
- Город будет возить устало из-за снегопада;
- Белый снег все будет идти словно мудрая вечность и т.д..
8. Домашнее задание.
Предлагается 3 варианта д/з.
- Прочитать стихи и рассказы о зиме из предложенных журналов библиотекарем.
- Выучить любое стихотворение.
- Подобрать загадки о зиме.