Каждый зачет я разбиваю на три части: теоретическую, практическую и зачет по домашним работам. В теоретическую часть входят: основные определения, формулы, вывод некоторых формул, доказательство наиболее важных теорем. В практическую часть входят основные задачи по теме зачета. Требования к зачету по домашним заданиям следующие: наличие всех домашних работ по данной теме, а затем решение одного, двух домашних номеров на уроке. При этом если для теоретической части я не всегда готовлю полный комплект карточек на класс, то для двух других частей - отдельно каждому ученику готовлю карточку. В этих карточках нет одинаковых задач. Задачи я подбираю из различных пособий по математике, дидактических материалов, а также составляю сама. Виды основных задач я сообщаю на уроках по ходу объяснения новой темы и ее закрепления. Перед зачетом провожу урок-консультацию, где отвечаю на вопросы учащихся, решаем задачи, которые вызывают у них затруднения. Также на этом уроке анализируем основные ошибки, допущенные при выполнении самостоятельных работ и программированного контроля. После урока-консультации провожу зачет, на который отвожу два урока. Все учащиеся получают карточки с практической частью и решают задачи на листочках. В это же время несколько учеников готовятся у доски к ответам по теории, т.е. на этих уроках каждый ученик должен письменно выполнить практические задания и устно ответить на теоретические вопросы. В конце зачета я собираю домашние работы, которые мы проверяем с наиболее сильными учениками, проводим учет всех домашних работ, результаты готовим к следующему уроку. На следующем уроке, а это урок анализа зачетного урока, я даю ученикам карточки с одним- двумя номерами из домашних работ. Таким образом, в конце зачета каждый ученик получает три оценки. В случае неудовлетворительной оценки по какой-нибудь части зачета, эта часть зачета сдается повторно во внеурочное время. Здесь я уже провожу зачет с использование консультантов из учеников, которые успешно сдали зачет. Консультанты сами принимают теоретическую часть и дают консультации по правильному решению задач из практической части.
В 11 классе по геометрии я провожу зачеты по следующим темам:
- Многогранники;
- Тела вращения.
- Объемы многогранников
- Объемы тел вращения.
Зачет № 1. Многогранники
1.Теоретическая часть.
Карточка № 1
1. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.
2. Параллелепипед.
3. Докажите, что боковая поверхность правильной пирамиды равна произведению полупериметра основания на апофему.
Карточка № 2
1. Почему мера двугранного угла не зависит от выбора линейного угла.
2. Апофема правильной пирамиды.
3. Докажите, что у призмы основания лежат в параллельных плоскостях равны, боковые ребра параллельны и равны, боковые грани параллелограммы.
Карточка № 3
1.Трехгранный угол.
2. Какая призма называется правильной?
3. Докажите, что плоскость, пересекающая пирамиду и параллельная ее основанию, отсекает подобную пирамиду.
Карточка № 4.
1. Плоские и двугранные углы трехгранного угла.
2. Какая пирамида называется правильной? Что такое ось правильной пирамиды?
3. Докажите, что боковая поверхность прямой призмы равна произведению периметра основания на высоту призмы.
Карточка № 5
1. Что такое многогранник?
2. Что такое пирамида?
3. Докажите, что у параллелепипеда противолежащие грани параллельны и равны.
Карточка № 6.
1. Какой многогранник называется выпуклым? Грань выпуклого многогранника, ребро, вершина.
2. Что представляет собой сечения пирамиды плоскостями, проходящими через ее вершину?
3. Докажите, что диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и точкой пересечения делятся пополам.
Карточка № 7.
1. Какой многогранник называется правильным?
2. Что такое призма, высота призмы, диагональ призмы?
3. Докажите, что точка пересечения диагоналей параллелепипеда является его центром симметрии.
Карточка № 8
1. Перечислите пять типов правильных многогранников.
2. Что такое диагональное сечение пирамиды?
3. Докажите, что в прямоугольном параллелепипеде квадрат диагонали равен сумме квадратов трех его измерений.
Карточка № 9
1. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.
2. Какая призма называется прямой (наклонной).
3. Докажите, что плоскость, пересекающая пирамиду и параллельная ее основанию, отсекает подобную пирамиду.
2. Практическая часть
Карточка № 1
1. В прямой треугольной призме через одну из сторон основания проведена плоскость, пересекающая противоположное боковое ребро и отклоненная от плоскости основания на 45?. Площадь основания равна Q. Определите площадь сечения.
2. Сторона основания правильной треугольной пирамиды равна 6 см, двугранный угол при стороне основания равен 30?. Найдите площадь полной поверхности пирамиды.
3. Среди заданных точек нет двух, лежащих в одной грани куба. Построить сечение куба плоскостью, проходящей через точки А, В, С.
Карточка № 2
1. Боковое ребро, равное 15 см, наклонной призмы наклонено к плоскости основания под углом 30?. Определить высоту призмы.
2. Сторона основания правильной четырехугольной пирамиды 2 см, двугранный угол при основании 60?. Найдите площадь боковой поверхности.
3. Провести сечение куба через точки А, В и точку С, лежащую в левой грани куба.
Карточка № 3
1. В прямоугольном параллелепипеде стороны основания относятся как 7:24, а площадь диагонального сечения равна 50 дм?. Определите боковую поверхность.
2. Высоты оснований правильной усеченной пирамиды равны 6 и 9 см, длина бокового ребра равна v29 см. Вычислите высоту данной пирамиды и высоту полной пирамиды, от которой отсечена данная пирамида.
3. Построить сечение треугольной пирамиды, проходящее через А, В и С.
Карточка № 4
1. В прямом параллелепипеде стороны основания равны 6 м и 8м и образуют угол 30°, а боковое ребро равно 5 м. Определить полную поверхность этого параллелепипеда.
2. Основанием пирамиды служит параллелограмм со сторонами 20 и 36 см и площадью 360 см?. Высота пирамиды проходит через точку пересечения диагоналей основания и равна 12 см. Определите боковую поверхность пирамиды.
3. Провести сечение четырехугольной пирамиды через точки А, Р и С (точка С лежит на высоте пирамиды).
Карточка № 5
1. Определить полную поверхность правильной четырехугольной призмы, если ее диагональ равна 14 см, а диагональ боковой грани равна 10 см.
2. Периметр одного из оснований усеченной пирамиды равен Р, площадь равна Q. Найдите периметр и площадь другого основания, если известно, что его плоскость делит высоту полной пирамиды в отношении 2:3(считая от вершины).
3. Построить сечение треугольной призмы АВСА'В'С' плоскостью проходящей через середину ребра верхнего основания А'С', середину нижнего АВ и точку пересечения диагоналей боковой грани ВСС'В'.
Карточка № 6
1. Определить полную поверхность прямой треугольной призмы, если ее высота равна 50 см, а стороны основания: 40 см, 13 см, 37 см.
2. Диагонали оснований правильной четырехугольной усеченной пирамиды равны т и п (т больше п), боковое ребро составляет угол ? с плоскостью основания. Найти площадь боковой поверхности усеченной пирамиды.
3. Построить сечение треугольной призмы АВСА?В?С? плоскостью, проходящей через точку пересечения медиан верхнего основания и середины боковых ребер.
Карточка № 7
1. В наклонной четырехугольной призме боковое ребро равно 8 см, а расстояния между последовательными боковыми ребрами: 3 см, 6 см, 3 см, 7 см. Определить ее боковую поверхность.
2. Угол между высотой правильной треугольной пирамиды и плоскостью ее боковой грани равен 45?, апофема пирамиды равна 2 см. Найдите площадь полной поверхности пирамиды.
3. Построить сечение пирамиды КАВСД плоскостью, проходящей через точку пересечения медиан граней КАВ и КСД и точку пересечения диагоналей основания АВСД.
Карточка № 8
1. Боковое ребро прямого параллелепипеда равно 5 м, стороны основания равны 6 м и 8 м и одна из диагоналей основания равна 12 м. Определите диагонали параллелепипеда.
2. Основанием пирамиды служит треугольник со сторонами 13, 14 и 15 см. Боковое ребро, лежащее против средней по величине стороны основания, перпендикулярно к плоскости основания и равно 16 см. Определите полную поверхность пирамиды.
3. Постройте сечение призмы АВСА'В'С' плоскостью, проходящей через точки Р, М и Х, заданные следующим образом: Р лежит на ребре ВВ', М - на ребре АС, Х на прямой СС', причем точка С' лежит между точками С и Х.
Карточка № 9
1. Определить диагональ правильной призмы, если диагональ основания равна 8 см, а диагональ боковой грани равна 7 см.
2. Высота пирамиды равна 16 см, а площадь основания равна 512 см?. на каком расстоянии от основания находится сечение параллельное основанию, если площадь сечения равна 50 см??
3. Постройте сечение призмы АВСА'В'С' плоскостью, проходящей через точки Р, Х и У, заданные следующим образом: Р лежит на ребре А'В', Х - на отрезке С'Д, точка Д которого лежит на ребре АВ, У на прямой ВС, причем точка С лежит между точками В и У.
Карточка № 10
1. Основанием прямой призмы служит ромб, диагонали призмы равны 8 см и 5 см, высота 2 см. Найти сторону основания.
2. В пирамиде площадь основания равна 150 см?, а площадь параллельного основанию сечения равна 54 см?. Определите высоту пирамиды, если расстояние между плоскостью основания и плоскостью сечения равно 14 см.
3. Постройте сечение четырехугольной призмы плоскостью, проходящей через сторону основания и одну из вершин другого основания.
Карточка № 11
1. В прямом параллелепипеде стороны основания равны 10 см и 17 см, одна из диагоналей основания равна 21 см, большая диагональ параллелепипеда равна 29 см. Определить полную поверхность параллелепипеда.
2. Основанием пирамиды служит параллелограмм со сторонами 4 и 5 см и диагональю 3 см. Высота пирамиды походит через точку пересечения диагоналей и равна 2 см. Определите полную поверхность пирамиды.
3. Постройте сечение четырехугольной призмы плоскостью, проходящей через три точки на боковых ребрах призмы.
Карточка № 12
1. Диагональ правильной четырехугольной призмы равна 9 см, а полная поверхность ее равна 144 см?. Определите сторону основания и боковое ребро.
2. Диагонали оснований правильной четырехугольной усеченной пирамиды равны 6 и 10 см, высота - v14 см. Вычислите длину апофемы данной пирамиды и длину апофемы полной пирамиды, от которой отсечена данная пирамида.
3. Построить сечение пирамиды МАВСД плоскостью, проходящей через точки Р, Х, У, заданные следующим образом: точки Р и Х середины ребер АВ и АД, точка У лежит на ребре МС.
Карточка № 13
1. В прямой треугольной призме стороны основания относятся как 17:10:9, а боковое ребро равно 16 см, полная поверхность этой призмы содержит 1440 см?. Определить стороны основания.
2. Основанием пирамиды служит равнобедренный треугольник, у которого основание и высота равны по 8 см, все боковые ребра наклонены к плоскости основания под углом 45?. Найдите боковые ребра и высоту пирамиды.
3. На диагоналях АС и С?Е? оснований призмы АВСДЕА?В?С?Д?Е? заданы соответственно точки Р и К. Построить сечение призмы плоскостью, проходящей через прямую РК и параллельно АВ.
Карточка № 14
1. Площадь наибольшего диагонального сечения правильной шестиугольной призмы равна 1 м?. Найти боковую поверхность.
2. Определите апофему правильной треугольной пирамиды, если высота пирамиды и высота основания равны каждая 9 см.
3. Постройте сечение четырехугольной призмы АВСДА'В'С'Д' плоскостью, проходящей чрез вершину Д' и точки М и Р, соответственно принадлежащие ребрам АВ и ВВ'.
Карточка № 15
1. Стороны основания прямоугольного параллелепипеда равны 4 и 6 см, боковое ребро - 12 см. Найдите диагонали параллелепипеда и угол наклона диагонали к плоскости основания.
2. Найдите площадь полной поверхности правильной четырехугольной пирамиды, боковое ребро которой равно 12 см и образует угол 60? с плоскостью основания.
3. Постройте сечение треугольной призмы АВСА'В'С' плоскостью, проходящей через точки: М принадлежит ребру АС, Н принадлежит ребру ВС, Р принадлежит ребру А'В'.