Школа вожатского мастерства как способ популяризации деятельности детских общественных организаций

Разделы: Внеклассная работа


“Детские общественные объединения (организации) составляют неотъемлемую часть общества во всех современных странах, они – реальная разновидность социальных движений современности. Участие в детском движении – ступень к полноценной гражданской деятельности, школа воспитания будущих активных граждан, становления лидеров” (Соколова Э.С., Федорова М.И. Дети и детские организации России в ХХ веке. М., 2006 г., стр.8).

Учреждения дополнительного образования детей являются воспитательной организацией, так как специально создаются государственными структурами и имеют своей основной задачей социальное воспитание определенных возрастных групп населения. Условия для социального воспитания создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов в трёх взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации социального опыта ребёнка, его образования и индивидуальной помощи ему.

Детская общественная организация (ДОО) является частью социальной среды, в которой дети и подростки реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Таким образом, ДОО способны стать важным звеном в решении сложной государственной проблемы “кризиса детства” – предупреждение девиантного поведения учащихся и формировании личности будущего гражданина своей Родины. Известно, что всякая деятельность человека, её цели, способы, результаты заранее программируются в его сознании, направляют и стимулируют её. Не имея возможности самореализации в социально одобряемой деятельности, ребёнок или подросток может найти более лёгкие, чаще всего асоциальные пути саморазвития, самоутверждения. Создание самоорганизованных групп детей и подростков является следствием решения проблем саморазвития и самоутверждения. Изменения, происходящие в обществе, существенно повлияли, прежде всего, на функции объединений детей и подростков

Один из видов самоорганизованных групп – детские общественные объединения. Они возникли после распада пионерской организации имени Ленина. Общественные объединения в момент организации не носили названия пионерских, не имели взрослых руководителей, а должности пионерских вожатых, имеющихся в школе, оставались невостребованными. Центр детского творчества, как правопреемник Дома пионеров взял на себя ответственность стать организатором детского движения. В 1992 г. в столице республики Башкортостан городе Уфе была создана ДОО “Пионеры Башкортостана”, куда влились и наши самоорганизованные отряды. Районная городская детская общественная организация “Золотой Улей” была создана как структурное подразделение РДОО “Пионеры Башкортостана” в 1992 году, штаб организации располагался в Доме пионеров города Благовещенска республики Башкортостан. После переименования Дома пионеров в Центр детского творчества – последний явился правопреемником и принял на себя функции куратора и организатора детского общественного движения в городе и районе. Ныне в г. Благовещенске и в Благовещенском районе в каждой школе организованы пионерские отряды, в них 2573 пионеров. С детьми работают 32 старшие вожатые с высшими или специальным образованием, постоянно повышающие свою квалификацию. Отряды объединены в пионерскую дружину “Золотой улей”, действующую по специальным направлениям РДОО “Пионеры Башкортостана”. Пионеры участвуют в городских, районных традиционных слётах и играх, а также принимают участие в республиканских. Для старших вожатых организована система семинаров, методические дни, программа взаимопосещений. Для активных пионеров работает “Школа молодого лидера”, а для вожатых – “Школа вожатского мастерства”. Результат работы – патриотическое, духовно-нравственное развитие личности юного гражданина нового Башкортостана, его лидерских качеств, помощь детям и подросткам в решении проблем саморазвития, самореализации, социализации. Детские общественные объединения (организации) составляют неотъемлемую часть общества во всех современных странах, они – реальная разновидность социальных движений современности.

На 1 января 2007 года проведено: 4 районных слета лидеров пионерского движения, приняли участие в республиканских слетах и праздниках, проводимых РДОО “Пионеры Башкортостана”. Последний слет был проведен 24.11.2006, в котором приняли участие делегации 15 школ города и района, общее количество участников – 61 человек. Утвердили устав РГДОО “Золотой Улей”, Программу деятельности РГДОО до 2008-2009 учебного года, выбрали нового председателя штаба Урамову О.В. (методист МОУДОД ЦДТ), 10 школ города и района представили самопрезентацию школьных организаций в форме агитбригады.

РГДОО “Золотой улей” ведет активную работу по реализации программы деятельности, принятой 24.11.2006 на Слете лидеров, по всем основным направлениям: “Детский орден милосердия”, “Судьба России – судьба Башкортостана”, “Живи, Земля”, “Мир красотой спасется”, “Игра-дело серьезное”, “Свой голос”, “От физкультуры и спорта – к ЗОЖ”, “Малышок”. В процессе реализации этой программы вожатые и пионерский актив проводят общественно-полезные дела: “Тимуровские акции”, операция “Забота”, рейд “Как живешь, учебник?” и др. Как результат сохранения традиций, проводятся сборы активов, выпускаются стенгазеты “Молнии”, “Колючки”, организуются конкурсы рисунков, плакатов, а также различные соревнования, конкурсы, концерты. Вожатыми ОУ созданы методические папки, в которых собраны материалы, согласно требованиям, разработанным на семинаре. Имеются учетные карточки членов РГДОО “ЗУ” по образовательным учреждениям, паспорта школьных ДОО. Проведено 8 семинаров и мастер-классов с сентября 2006 года по май 2007 года. Проводятся индивидуальные консультации для старших вожатых школ города и района по мере обращения.

В ходе деятельности РГДОО “Золотой улей” возникла необходимость создания Школы вожатского мастерства, где на семинарских занятиях разрабатываются нормативные документы, положения слетов, конкурсов, сценарии мероприятий. Кроме того, определены задачи на дальнейшую деятельность ШВМ: оформить материалы по результатам поисковой работы и проведения праздника, посвященного 80-летию развития пионерского движения в Благовещенском районе для Музея Пионерской Славы; активизировать участие школьных ДОО в районных и республиканских акциях и мероприятиях; принять участие в республиканских краеведческих конкурсах “Дорогами Отечества”, “Моя малая Родина” в номинации “История детского движения”; по результатам проведения районного конкурса “Моя пионерия” (см. приложение) в номинации “Статья” и “Стихи” принять участие в республиканском конкурсе творческих работ; провести аттестационные мероприятия старших вожатых в 2007-2008 учебном году с участием старших вожатых образовательных учреждений города и района с целью обмена опытом.

Обучение старших вожатых реализуется через систему ежемесячных семинаров и мастер-классов в Школе вожатского мастерства.

1

1.1

Школа вожатского мастерства
  • Проектирование деятельности старшего вожатого:
  • Мониторинг организаторской деятельности старшего вожатого
  • “Секреты делопроизводства” или обязательная документация вожатого
  • Мастер-класс “Проект Устава (Положения) о ДОО
Ежемесячно 19.09. 2006 Методист ЦДТ Урамова О.В. ЦДТ
1.2. Проектирование деятельности старшего вожатого:
  • Утверждение Положения РГДОО “Золотой Улей”
  • Разработка учетной карточки членов РГДОО “ЗУ”
  • Должностные обязанности старшего вожатого
  • ШВМ: План работы молодых вожатых. Анализ, обсуждение. Советы (работа в микрогруппах)
  • Разработка программы деятельности РГДОО “ЗУ”. Цели и задачи, основные положения.
  • Разработка требований к оформлению стендов информации
  • Подготовка к Слету лидеров
13.10. 2006   ЦДТ
1.3 Методическое обеспечение деятельности старших вожатых:
  • Программа деятельности РГДОО “ЗУ”. Уточнение, дополнение, внесение поправок, подготовка к утверждению
  • Подготовка к районному Слету лидеров (24.11.2006): подготовка паспортов ШДОО, учетные карточки, выступления агитбригад,
  • Мастер-класс “Оформление пионерской комнаты” – “Аппликация из самоклеящейся пленки на ткани”(рук. ИЗО-студии “Палитра” Львова Т.В.)
10.11. 2006   ЦДТ
1.4 Требования к оформлению сценариев мероприятий:

- Информационное сообщение по результатам курсов старших вожатых при БИРО (ст. вожатая СОШ села И.Поляна Хисамова О.А.)

  • Требования к оформлению сценариев, мероприятий: доклад о требованиях, работа в микрогруппах- анализ готовых сценариев, проектирование сценариев на заданную тему, защита своего проекта
  • Мастер-класс “Мастерская Деда Мороза” – “Изготовление елочных украшений” (педагоги ДО ЦДТ Трегубова Т.В., Львова Т.В.)
15.12. 2006   ЦДТ
1.5 Вопросы по подготовке и организации приема в пионеры:
  • Экскурсия по п/к Орленок (педагог-организатор Пушкарева Н.И.)
  • Вопросы по подготовке и организации приема в пионеры
  • Мастер-класс “Цветы из ткани” (педагог ДО п/к Орленок Фролова Л.А.)
19.01. 2007   П/к Орленок
1.6 Разработка проекта Договора сотрудничества ГРДОО “Золотой Улей” с ОУ
  • Экскурсия по п/к Факел (педагог-организатор п/к Мустафина Ю.В.)
  • Разработка проекта Договора сотрудничества
  • Мастер-класс “Изготовление изделий из лозы” (педагог ДО п/к Факел Сайранова А.А.)
2.03.2007   П/к Факел
1.7 Подготовка Положения к празднику “Салют, Пионерия!”, посвященному 80-летию развития пионерского движения в районе:
  • Разработка проекта Положения
  • Разработка требований к отчетам ( годовым и по проведению праздника)
  • Обсуждение возможных вариантов проведения праздника в условиях разных школ (День Здоровья, турслет, пионерский костер, интерактивная игра, встреча поколений)
20.04.2007   ЦДТ
1.8 Итоговый семинар
  • Конкурс отчетов по празднику “Салют. Пионерия!”
  • Конкурс годовых отчетов старших вожатых 2006-2007 уч. год
  • “Круглый” стол вожатского мастерства
  • Проект годового плана на 2007-2008 уч. год
  • Вопросы аттестации старших вожатых
28.05. 2007   ЦДТ

Содержание методической папки старшего вожатого

  1. Положение о РГДОО “Золотой Улей”
  2. Программа деятельности ШДОО
  3. Календарный план работы старшего вожатого
  4. Еженедельный план работы старшего вожатого
  5. Списки членов организации (учетные карточки)
  6. Список членов Совета или другого выборного органа с указанием обязанностей каждого
  7. Протоколы заседаний и собраний (протоколы заседаний в отдельной тетради, протоколы собраний в папке-скоросшивателе на отдельных листах; нумерация начинается с нового учебного года)
  8. Сценарии мероприятий
  9. Анализ мероприятий (по схеме)
  10. Видео-фото и печатные документы, подтверждающие проведение мероприятий (видеотека, альбом или книга летописи ДОО, газетные статьи – обязательно с датой выпуска газеты)
  11. Папка входящей и исходящей документации (положения, письма, договоры)
  12. Награды (грамоты, благодарственные письма)

Примерная модель построения календарного плана работы старшего вожатого

  1. Краткая характеристика уровня развития и деятельности ДОО за предыдущий учебный год;
  2. Цель
  3. Задачи
  4. План мероприятий (август-июнь)
№ п/п Название мероприятия Направление/программа Для кого проводится/класс Дата проведения Ответные Отметка о выполнении с небольшим анализом
1. Например:

Рекламная акция – праздник “Здравствуй, Пчелка Золотая!”

Ознакомление с деятельностью ДОО – программа “Сад” Начальный блок 1-2 классы Сентябрь – число Конкретное лицо + отряд/класс  

Учетная карточка членов школьной детской общественной организации (ШДОО)

Отряд _____________________________________________________________

Класс _____________________________________________________________

ШДОО (название) МОУ СОШ (ООШ) № __________

РГДОО “Золотой улей”

Девиз: (если есть)

Фамилия, Имя Поручение
1    

Требования к оформлению информационного стенда ШДОО

  1. Название ШДОО
  2. Нормативные документы ШДОО (положение о ШДОО, устав РГДОО “ЗУ”)
  3. Список членов ШДОО с распределенными должностными обязанностями
  4. План работы ШДОО на месяц
  5. Файл для сменной информации (поздравления, объявления, “молния”)
  6. Фото-дайджест
  7. Режим заседаний штаба ШДОО

Требования к оформлению сценариев мероприятий

1. Титульный лист

Отдел образования администрации муниципального района Благовещенский район РБ

МОУ СОШ №______ (села)

Сценарии мероприятия “_____________________”посвященного ______________________________________________

Для обучающихся ________________ классов

Планируемое кол-во участников ________, зрителей ________

Подготовила (ФИО ст. вожатая, квалификационная категория)

2. Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

3. Оформление зала

4. Оборудование

5. Ответственные за подготовку мероприятия и список героев, действующих лиц

6. Ход мероприятия

 

Этапы,

блоки

Содержание Время Примечание
I

1.1

1.2

 

1.3

Организация мероприятия: концентрирование внимания детей на себя

Основная часть:

Объявление темы и цели;

Раскрытие темы через действие.

Заключительная часть:

Итог мероприятия, награждение.

1 мин. Включить музыку

Вывесить рисунки, показать карточки

Поощрение словесное, материальное

II Анализ проведенного мероприятия: 1,5 мин. Положительная мотивация к след. мероприятиям

7. Методическая литература (для обучающихся и для педагогов)

Схема анализа мероприятия

Достигнута ли поставленная цель; Количество участников, возраст; Положительные моменты; Недостатки; Мнение участников мероприятия (самоанализ работы каждого героя, общее обсуждение); Оценка вожатого (как обобщение всех высказанных мнений) Вывод, рекомендации.

Требования к оформлению отчета старшего вожатого

  1. Общий анализ цели, задач (каждой задачи отдельно)
  2. Анализ деятельности по направлениям “Программы” РГДОО
  3. Анализ мероприятий по форме, образовательный продукт (что получилось в результате проведенного мероприятия)
  4. Выявленные лидеры в результате проведенного мероприятия
  5. Итоги (места, награждение)
  6. Общий анализ мероприятий: сколько мероприятий, кол-во участников, возраст, всё ли запланированное проведено, если нет, то почему, достигнута ли главная цель)
  7. Выявленные недостатки, пути их исправления, рекомендации
  8. Постановка цели и задач на следующий отчетный период

Кадровое анкетирование

Учетная карточка старшего вожатого

  1. Дата заполнения_____________________________
  2. Ф И О_____________________________________
  3. Дата рождения______________________________
  4. Место работы_______________________________
  5. Какую нагрузку еще имеете в школе (кроме должности ст. вожатого), квалификация________________________________
  6. Квалификация (разряд, категория) по должности ст. вожатый, срок действия_____________________________________
  7. Стаж работы в данной должности______________
  8. Общий пед.стаж_____________________________
  9. Образование_______________________________
  10. Что закончили, когда, специальность по диплому____________
  11. Сведения о курсах повышения квалификации____________
  12. Сведения о наградах, званиях________
  13. С какими классами работаете в школе по должности “ст. вожатый”
  14. Какие мероприятия, по Вашему мнению, Вы подготовили и провели наиболее успешно (в течение последних 3-х лет). Когда, где, для кого, кол-во участников

Все вышеуказанные образцы разработаны на семинарах старшими вожатыми школ города Благовещенска республики Башкортостан под руководством автора статьи. Все документы обсуждены и приняты на очередном слете лидеров РГДОО “Золотой улей” и активно используются в работе старших вожатых.