Цели: создать условия для
- формирования умения складывать и вычитать двузначные числа;
- формирования самоконтроля и самооценки;
- развития мышления;
- развития умения решать составные задачи;
- воспитания любознательности;
- расширения кругозора.
Ход урока
1. Орг. момент, сообщение темы урока, определение целей.
- Какую тему изучаем на уроках математики?
- Сегодня продолжим эту работу. Откройте учебники на странице 21, рассмотрите задания. Какие цели поставите на урок?
- Урок сегодня необычный. По ходу урока вы будете узнавать интересные сведения о зимних месяцах.
2. Устный счет.
Математический диктант:
- найти сумму 60 и 25;
- уменьшаемое 100, вычитаемое 30, найти разность;
- 43 увеличить на 40;
- 43 увеличить на 4;
- 87 уменьшить на 5;
- 87 уменьшить на 50;
- самое маленькое трехзначное число уменьшить на самое маленькое двузначное число.
На доске таблица:
м | с | ь | и | т | е | р | у | н | д |
97 | 85 | 90 | 75 | 70 | 82 | 46 | 83 | 37 | 47 |
Вместо чисел ученики записывают буквы, соответствующие правильным ответам.
- Какое слово получилось?
- Кто знает, что означает это слово? Так в старину называли декабрь за сильные морозы, стужу.
- Кто составил это слово, нарисуйте на полях тетради снежинку.
3. Закрепление.
1. Работа над задачей (с.21 №20).
- Прочитайте задачу, определите ключевые слова.
- Назовите ключевые слова.
- Запишите краткую запись в тетради.
(1 ученик комментирует)
- Кто знает, как решить задачу? Сколько действий будет в решении задачи?
(Ученики, поднимавшие руки, работают самостоятельно.)
- Кто затрудняется, работают вместе со мной. Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Что для этого нужно узнать сначала?
- Попробуйте решить задачу вторым способом.
Проверка на доске:
100-20-40=40
100-(20+40)=40
- Кто решил задачу 2 способами, поставит на полях 2 снежинки, кто одним способом – 1 снежинку.
- Уменьшите ответ задачи на 18, вы узнаете, когда в декабре день зимнего солнцестояния.
- Кто знает, что означает этот день?
- 22 декабря самый короткий день и самая длинная ночь.
4. Физкультминутка.
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились.
Завертелись, завертелись
И остановились.
5. Решение примеров с комментированием (с. 21 №19).
(1ученик комментирует у доски)
- Кто затрудняется в решении примеров?
6. Самостоятельная работа (с. 21 № 15 1,3 строчки)
- Под ответами поставьте соответствующие буквы.
На доске таблица:
ю | п | ц | р | я | о | т | и | с | м | н | е |
80 | 60 | 11 | 38 | 59 | 88 | 52 | 77 | 25 | 98 | 19 | 81 |
- Какое слово получилось? Что оно означает?
- Просинец – январь. В январе начинает показываться синева неба, просияние. Поэтому январь так и прозвали.
- За каждую угаданную букву поставьте снежинку.
7. Решение математической цепочки.
90 – 45 + 15 – 30 + 12 + 50 – 22 + 30
- Соотнесите ответ со словом. Какое слово получилось?
На доске: 70 – хмурень
100 – лютень
90 – полузимник
- Кто знает, какой месяц так называли?
- За сильные лютые ветры февраль называли “лютень”.
- Поставьте на полях снежинку за верный ответ.
8. Работа по выбору учащихся.
а) с.21 № 16
б) ребусы
9. Итог урока.
- Что понравилось на уроке?
- Чему учились?
- Над чем надо поработать?
- Сосчитайте снежинки. У кого 12 – 16 снежинок получает оценку “5”, 9 – 11 снежинок – оценка “4”, 7 - 8 снежинок – оценка “3”.
- Домашнее задание: с.21 № 17, 21.