“Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения”.
А.С. Экзюпери
“Отец и мать создают новое существо – сына, дочь. Это самое высокое бессмертное творчество. Путь к бессмертию заключается в том, чтобы повторить в своих детях самого себя, но повторить на высшей основе – воспитать человека лучше, чем ты сам”.
(В.А. Сухомлинский)
Моё кредо: “Активно жить, думать, искать”.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17,18, 19,52 закона Российской Федерации “Об образовании”.
Успешное решение задач воспитания возможны только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным.
Основной задачей начальной школы является организация системы работы учителя с родителями. Цель этой работы – помочь ребёнку стать уверенной зрелой личностью, которая сможет найти своё место в современном обществе, понимать и принимать общечеловеческие ценности. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Здоровье, счастье и успешность детей – норма жизни в современном обществе.
Семья, родители являются основными воспитателями.
Нравственность и здоровый быт – важнейшие условия семейного воспитания.
В своей работе, я опираюсь на родителей, на семью. Взаимопонимание родителей и учителя – задача, которую должны решить обе стороны. Успех заключается в доброжелательном отношении к родителям, конечно к детям, в умелой организации и проведении родительских собраний.
Родительское собрание – это школа воспитания родителей, формирующая общественное мнение, родительский коллектив.
“Я – учитель, вы – родители, а вместе мы…”
Виды совместной работы с родителями условно имеют два основных направления: учебное и внеклассное.
Образовательно-просветительская деятельность (учебная) – изучение типов семей и приёмов улучшения взаимодействия с ними, систематический мониторинг уровня взаимоотношений семьи и школы, организация родительского всеобуча индивидуальные консультации, и т. д.
В решении проблем “общество - дети”, “учитель – родители”, “родители – дети” важная роль отводится учителю. Я стараюсь выстроить такую практику взаимоотношений, при которой все участники выступают как равноправные партнёры, друзья, единомышленники. Это взаимодействие носит развивающий характер.
Обеспечиваю свободный доступ родителей на уроки в любое удобное для них время, а не только в общепринятые Дни открытых дверей. Это обосновано тем, что родители так же, часто имеют плотный рабочий или скользящий график работы. Обеспечив доступ в удобное для них время, позволяю родителям сохранить интерес к школьной жизни ребёнка буквально с первых дней его обучения, быстрее знакомлюсь с индивидуальными особенностями ребёнка и типом семейного воспитания.
Формы учебного взаимодействия с семьёй.
Урок-наблюдение за деятельностью педагога и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приёмы использует учитель, каким образом складываются взаимоотношения ребёнка с педагогом, сверстниками. В классе создаётся такая атмосфера, чтобы любой родитель, оказавшийся в школе в любое время был встречен доброжелательно.
Предоставляя право прийти в школу не только по приглашению, но и в любой день и на любой урок – в то время, когда в посещении возникнет необходимость. Даю понять, что доверяю родителям и всегда готова видеть их в школе.
Многим из родителей приходится пересмотреть своё отношение к ребёнку, учителю, школе. Информированность родителей о школьной жизни ребёнка, образовательном процессе и его возможностях влияния на развитие личности ребёнка оказывают огромное влияние на рост авторитета школы в глазах родителей. Им интересны малейшие детали работы детей и учителя. Часто мамы и папы замечают, как изменилась программа по сравнению со временем, когда они учились сами, как изменилась технология урока, как в напряжённом темпе работают дети и учитель. Они видят творчество учителя, начинают осознавать, как велика его роль в образовании детей.
Урок-практическое участие родителей знакомит с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников урока. Изучая тему вместе с детьми, родители чувствуют себя внутри образовательного процесса. Ненадолго возвращаясь в детство, часто заново вспоминают, каким нелёгким может быть процесс обучения.
Дети, видя своих родителей и родителей товарищей в классе, чувствуют их искреннюю заинтересованность в своих успехах, знакомятся с коллективом родителей, постепенно запоминают их, расширяя круг общения; а родители также лучше узнают класс, а не только своего ребёнка, видят часто те проблемы, которые в силу загруженности может не заметить учитель, а затем предлагают свои проекты улучшения организации учебно-воспитательного процесса, сознательно участвуя в оказании практической помощи ребёнку, классу, школе.
Анкета для родителей присутствующих на уроке:
Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:
- деятельностью учителя на уроке
- оформлением класса
- отношением между школьниками в классе
- взаимоотношениями ребёнка учителем
Получили ли информацию об успехах и неудачах ребёнка?
Укажите характер его затруднений.
В какой помощи со стороны учителя вы нуждаетесь?
Что, по вашему мнению, хорошо?
Что можно было бы улучшить?
Спасибо за ответы.
Анализ родительских анкет, заполнение книги отзывов, которые предлагаются им во время посещения открытых уроков и мероприятий, помогает проанализировать свою деятельность со стороны, своевременно заметить проблему и выстроить цепочку взаимодействия с целью её устранения.
Урок-соревнование детей и родителей:
Создаёт ситуации успеха в учебной деятельности детей, стимулируют их познавательные интересы.
Уроки-совместное изучение информационных технологий
Родительские конференции
Вечера вопросов и ответов
Деловая игра
Практические занятия и др.
Формы внешкольного сотрудничества “семья – ребёнок – школа” разнообразны и напрямую связаны с интересами педагога, увлечениями родителей и детей.
Непринуждённая праздничная атмосфера, душевность, доброжелательность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о проблемах, чаще предлагают помощь. В трудных ситуациях положительный опыт общения позволяет решать проблемы спокойно, доброжелательно, с доверием.
Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе – это мощный стимул для творческой работы, который также остро ощущает потребность в признании своих достижений.
Творческое общение с семьями – то главное, что помогает успешно влиять на развитие личности каждого ребёнка, формирует ценностное отношение к семье.
Список литературы:
- Р.В. Овчарова. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение,1996 г.
- Эффективный учитель. А.Л. Крупенин, Ростов-на-Дону, 1995г.
- Научно-методический журнал “Классный руководитель” №6, М.2003 г.
- Калейдоскоп родительских собраний. Е.Н.Степанов. М.: Т.Ц. сфера,2004 год.
- Родительские собрания. Дереклеева Н.И. М.:Т.Ц.Сфера, 2006 г.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Изб.соч.в 3 т. М., 1981г. т. 3.