позволительна (время, актуальность для учащихся), то было бы очень хорошо провести параллель с европейскими монархами, которые в VI – X веках проделали более жесткий путь: от сакрализации (обрезая волосы, их лишали силы) до “первый среди равных”. Такой путь был исторически недопустим в Росси – но отчего и хорошо л это, спорные вопросы.
Очень важно не скатывать занятие к пропаганде монархического режима. Это, как понятно, не входит в наши планы. Но с другой стороны, учащимся нельзя не понимать, что, к примеру, христианин, изучающий Индию, не может не разобраться в буддизме. Причем это не свидетельствует о том, что он станет буддистом. Основная цель такого занятия – оставить образ царя. Понятный и, что немало важно, исторически правильный.
Другой гранью этого занятия, следовательно, стоит признать четкость соблюдения отношений “народ – царь”. Никаких описаний расстрелов войсками восставших, повешений Стеньки Разина и т.д.! Во-первых, не стоит перегружать и усложнять занятие. Во-вторых, мы говорим явно о другой линии отношений: как известно расстреливаемые часто крестились и пели славу царю, так была сильна вера в образ царя.
Проблемы и рекомендации по трансляции этой темы:
- Не учитывается крайне отрицательное отношение многих старообрядческих толков к образу царя.
- С большей точностью надо подходить к данному вопросу в школах с другой национальной традицией (с учетом национально-регионального компонента). Хотя национальная традиция почти всех народов России впитала в себя глубокое уважение к образу царя, существуют исключения.
- При общей невысокой культуре старших классов данный урок можно разрабатывать теоретически (на будущее), так как его тема затрагивает чрезвычайно тонкие материи.
- Все время иметь ввиду, что конечная цель занятия вложить кирпичик в общую систему представлений о государстве. Русское государство XV – начала XX вв. не возможно себе представить без царя. Но за темой “царь” учащиеся должны прочитать тему “государство”.