Образ царя в формировании системы представлений учащихся о государстве в старших классах на уроках истории Отечества

Разделы: История и обществознание




позволительна (время, актуальность для учащихся), то было бы очень хорошо провести параллель с европейскими монархами, которые в VI – X веках проделали более жесткий путь: от сакрализации (обрезая волосы, их лишали силы) до “первый среди равных”. Такой путь был исторически недопустим в Росси – но отчего и хорошо л это, спорные вопросы.

Очень важно не скатывать занятие к пропаганде монархического режима. Это, как понятно, не входит в наши планы. Но с другой стороны, учащимся нельзя не понимать, что, к примеру, христианин, изучающий Индию, не может не разобраться в буддизме. Причем это не свидетельствует о том, что он станет буддистом. Основная цель такого занятия – оставить образ царя. Понятный и, что немало важно, исторически правильный.

Другой гранью этого занятия, следовательно, стоит признать четкость соблюдения отношений “народ – царь”. Никаких описаний расстрелов войсками восставших, повешений Стеньки Разина и т.д.! Во-первых, не стоит перегружать и усложнять занятие. Во-вторых, мы говорим явно о другой линии отношений: как известно расстреливаемые часто крестились и пели славу царю, так была сильна вера в образ царя.

Проблемы и рекомендации по трансляции этой темы:

  1. Не учитывается крайне отрицательное отношение многих старообрядческих толков к образу царя.
  2. С большей точностью надо подходить к данному вопросу в школах с другой национальной традицией (с учетом национально-регионального компонента). Хотя национальная традиция почти всех народов России впитала в себя глубокое уважение к образу царя, существуют исключения.
  3. При общей невысокой культуре старших классов данный урок можно разрабатывать теоретически (на будущее), так как его тема затрагивает чрезвычайно тонкие материи.
  4. Все время иметь ввиду, что конечная цель занятия вложить кирпичик в общую систему представлений о государстве. Русское государство XV – начала XX вв. не возможно себе представить без царя. Но за темой “царь” учащиеся должны прочитать тему “государство”.