Сочинение в школе занимает особое место: именно ему в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в 1-м классе в виде устных сообщений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьёзную умственную работу, планируемую учителем.
Сочинение служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно – следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя.
Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьников, активности, увлеченности, внесение чего–то своего, личного в текст. Этот вид работы способствует становлению личности учащихся. Выбор слов, оборотов речи предложений, обдумывание композиции рассказа. Отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения творческих сил.
В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Только в сочинении письмо, причем письмо грамотное, осознается школьниками не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме.
Цели:
- учить детей на основе личных наблюдений составлять текст - описание, повторить изученные орфограммы;
- воспитывать любовь к природе, эстетические чувства;
- развивать речь учащихся, внимание, память.
- дать возможность оценить достижения, ощутить радость успеха
Тип урока: урок совершенствование знаний
Оборудование: слайды с репродукциями картин, фотографии, изображающие осенние пейзажи (на доске и на партах), учебники “Естествознание” 2 кл.
Ход урока
I. Оргмомент.
Звучит музыка “Вивальди” из альбома “Времена года” (показ слайдов с яркими картинами осенней природы).
II. Вводная беседа.
Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой дети сами формируют тему урока.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Почему мы так часто и много говорим об осени?
- Великий русский поэт очень любил осень. Кто это?
- Художники рисуют осень красками. А мы сегодня постараемся нарисовать ее словами.
Цель нашего урока
– Сочинить небольшой рассказ-описание осенней природы и повторить изученные правила.
- Какие 2 слова с удвоенными согласными я произнесла в этом предложении? (повторить хором)
- Какое еще правило в слове рассказ?
- Вспомните слова с удвоенными согласными. (ученики называют по слову)
- Закройте глаза. Представьте себе самую яркую осеннюю картину. Опишите ее словами.
III. Составление первой части сочинения.
Учитель знакомит учеников с примерным планом
План (записан на доске)
Погода осенью. Наступила осень.
Деревья. Сказочные деревья.
Листопад. Золотой дождь.
Хороша осень.
- О чем мы расскажем в первой части нашего сочинения?
- Прочитайте опорные слова (слова записаны на доске): потемнела, ветерок, вода, река, тяжелые (потемки).
- В каком слове две орфограммы?
- Объясните написание всех слов.
- В каком слове три суффикса? Почему? Разберите это слово по составу. (потемнела).
- Составьте по опорным словам предложения. (Предложения повторяются хором)
- Запишите первую часть рассказа.
IV. Составление второй части сочинения.
- Посмотрите на репродукции фотографии, картины.
- Что в осени самое чудесное, прекрасное, сказочное?
- Почему именно деревья так восхищают нас?
- Придумайте имена прилагательные: какой лес осенью? (Сказочный, волшебный, разноцветный, пестрый, расписной.)
- Составьте предложения о лесе.
На доске слова: платье, ненастье, гроздья, осенью.
- Разгадайте правило и продолжите ряд слов.
- Как эти слова можно использовать для описания осенних деревьев?
- Составьте и запишите предложения второй части.
V. Физминутка.
По дорожке я шел,
Белый гриб нашел.
Раз грибок, два грибок
Положили в кузовок.
- Движения придумайте сами.
- Найдите слова с парной согласной в корне.
- Объясните написание этих слов.
VI. Составление третьей части сочинения.
- Допишите стихотворение:
Вот на ветке лист , (кленовый)
Нынче он совсем как ! (новый)
Весь , . (румяный, золотой)
- Ты куда, листок, постой!
- Назовите слова, которые надо проверить.
- Объясните их написание.
- О каком явлении говорится в стихотворении?
- Прочитайте рассказ “Золотой дождь” (По Н. Сладкову)
(“Естествознание”. Учебник – хрестоматия. 2кл. С. 11)
- Какое явление описывает автор?
- Каким словом автор называет листопад?
- Почему листопад можно сравнить с дождем?
- Какими словами и выражениями автор описывает листопад? (Сорвется лист, брызнут листья, закружится пестрый смерч, хлынет сверкающий водопад.)
- Какими глаголами описывает автор рассказа движения листьев и звука?
- Перескажите друг другу часть рассказа, где дается описание листопада.
- Составьте несколько предложений о листопаде, используя слова текста.
- Запишите эту часть сочинения.
VII. Запись четвертой части сочинения.
- О чем мы расскажем в заключительной части?
- Какие чувства, эмоции вызывает у вас осенний пейзаж? Почему?
- Как вам хочется выразить эти чувства?
- Какими будут предложения четвертой части?
- Запишите их
VIII. Подведение итога.
- Придумайте и запишите название вашего рассказа.
- Кто хочет прочитать свое сочинение?