Учимся писать сочинение. "Я рисую осень"

Разделы: Начальная школа


Сочинение в школе занимает особое место: именно ему в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в 1-м классе в виде устных сообщений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьёзную умственную работу, планируемую учителем.

Сочинение служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно – следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя.

Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьников, активности, увлеченности, внесение чего–то своего, личного в текст. Этот вид работы способствует становлению личности учащихся. Выбор слов, оборотов речи предложений, обдумывание композиции рассказа. Отбор материала, установление логической связи, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения творческих сил.

В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Только в сочинении письмо, причем письмо грамотное, осознается школьниками не как учебное упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, выраженных в письменной форме.

Цели:

  • учить детей на основе личных наблюдений составлять текст - описание, повторить изученные орфограммы;
  • воспитывать любовь к природе, эстетические чувства;
  • развивать речь учащихся, внимание, память.
  • дать возможность оценить достижения, ощутить радость успеха

Тип урока: урок совершенствование знаний

Оборудование: слайды с репродукциями картин, фотографии, изображающие осенние пейзажи (на доске и на партах), учебники “Естествознание” 2 кл.

Ход урока

I. Оргмомент.

Звучит музыка “Вивальди” из альбома “Времена года” (показ слайдов с яркими картинами осенней природы).

II. Вводная беседа.

Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой дети сами формируют тему урока.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Почему мы так часто и много говорим об осени?

- Великий русский поэт очень любил осень. Кто это?

- Художники рисуют осень красками. А мы сегодня постараемся нарисовать ее словами.

Цель нашего урока

– Сочинить небольшой рассказ-описание осенней природы и повторить изученные правила.

- Какие 2 слова с удвоенными согласными я произнесла в этом предложении? (повторить хором)

- Какое еще правило в слове рассказ?

- Вспомните слова с удвоенными согласными. (ученики называют по слову)

- Закройте глаза. Представьте себе самую яркую осеннюю картину. Опишите ее словами.

III. Составление первой части сочинения.

Учитель знакомит учеников с примерным планом

План (записан на доске)

Погода осенью. Наступила осень.

Деревья. Сказочные деревья.

Листопад. Золотой дождь.

Хороша осень.

- О чем мы расскажем в первой части нашего сочинения?

- Прочитайте опорные слова (слова записаны на доске): потемнела, ветерок, вода, река, тяжелые (потемки).

- В каком слове две орфограммы?

- Объясните написание всех слов.

- В каком слове три суффикса? Почему? Разберите это слово по составу. (потемнела).

- Составьте по опорным словам предложения. (Предложения повторяются хором)

- Запишите первую часть рассказа.

IV. Составление второй части сочинения.

- Посмотрите на репродукции фотографии, картины.

- Что в осени самое чудесное, прекрасное, сказочное?

- Почему именно деревья так восхищают нас?

- Придумайте имена прилагательные: какой лес осенью? (Сказочный, волшебный, разноцветный, пестрый, расписной.)

- Составьте предложения о лесе.

На доске слова: платье, ненастье, гроздья, осенью.

- Разгадайте правило и продолжите ряд слов.

- Как эти слова можно использовать для описания осенних деревьев?

- Составьте и запишите предложения второй части.

V. Физминутка.

По дорожке я шел,
Белый гриб нашел.
Раз грибок, два грибок
Положили в кузовок.

- Движения придумайте сами.

- Найдите слова с парной согласной в корне.

- Объясните написание этих слов.

VI. Составление третьей части сочинения.

- Допишите стихотворение:

Вот на ветке лист , (кленовый)
Нынче он совсем как ! (новый)
Весь , . (румяный, золотой)
- Ты куда, листок, постой!

- Назовите слова, которые надо проверить.

- Объясните их написание.

- О каком явлении говорится в стихотворении?

- Прочитайте рассказ “Золотой дождь” (По Н. Сладкову)

(“Естествознание”. Учебник – хрестоматия. 2кл. С. 11)

- Какое явление описывает автор?

- Каким словом автор называет листопад?

- Почему листопад можно сравнить с дождем?

- Какими словами и выражениями автор описывает листопад? (Сорвется лист, брызнут листья, закружится пестрый смерч, хлынет сверкающий водопад.)

- Какими глаголами описывает автор рассказа движения листьев и звука?

- Перескажите друг другу часть рассказа, где дается описание листопада.

- Составьте несколько предложений о листопаде, используя слова текста.

- Запишите эту часть сочинения.

VII. Запись четвертой части сочинения.

- О чем мы расскажем в заключительной части?

- Какие чувства, эмоции вызывает у вас осенний пейзаж? Почему?

- Как вам хочется выразить эти чувства?

- Какими будут предложения четвертой части?

- Запишите их

VIII. Подведение итога.

- Придумайте и запишите название вашего рассказа.

- Кто хочет прочитать свое сочинение?