Цель. Показать необходимость воды для всего живого на Земле.
Задачи:
- привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях;
- показать насколько дорого стоят природные ресурсы (вода);
- расширить знания детей о животном и растительном мире морей и рек.
Оборудование.
- глобус,
- стакан,
- трехлитровая банка,
- таблицы “Расход воды”,
- плакаты по теме,
- телевизор,
- видеомагнитофон,
- видеокассета с документально-экологическим фильмом о воде.
- заранее подготовленные плакаты учащихся, на экологическую тему о воде.
(На фоне музыкальных видеоклипов о природе звучит вступительное слово учителя)
Учитель. 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается потому, что вода все чаще требует защиты. Так ли много воды на нашей планете, хватает ли ее всем? (Показывает детям глобус, напоминает, что голубым, цветом на нем изображена вода).
А всякая ли вода годится для наших нужд. Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер. (Свои слова учитель сопровождает показом опыта).
Хлеб, воздух, вода – простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или о воде, которую каждый день пьем? Знаете ли вы, что состав и свойства обычной водопроводной воды не менее загадочны, чем происхождение марсианских каналов? Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И каждый человек стремится разгадать их.
(Представление жюри, команд, капитанов)
1 конкурс “Загадочный” (разминка)
(Команде задается по 1 загадке. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.)
- Что бежит без прогону? (Вода)
- Весит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька) - Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывет. (Облако) - В белом бархате деревьев,
И заборы, и дома,
А как ветер нападает –
Этот бархат опадает. (Иней) - Летит сова по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча) - Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось. (Снег)
(Жюри подводит итоги конкурса)
2 конкурс “Реки, озера, моря и океаны”
Учитель. (демонстрируя глобус) Океаны, моря и реки регулируют кругооборот воды на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решительную роль в функционировании ее системы: регулирование климата и сохранение животного и растительного мира.
Вопросы конкурса.
- Сколько на нашей плане океанов? (4)
- Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)
- Белое, Красное, Черное, Желтое – что это? (Название морей)
- Какое море является самым саленным на нашей планете? (Мертвое море)
- Как называют начало и конец реки? (Исток, устье)
- У какого водоема бывают рукава? (Река)
- Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)
- В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
- По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)
- Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Примерно 70%)
(Жюри подводит итоги конкурса)
3 конкурс “Знаете ли вы?”
Учитель. А знаете ли вы, кто может обходится без воды и неразрывно с ней связан?
Вопросы конкурса.
- У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)
- У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)
- Кто одной ноздрей дышит? (Морж)
- Кто клыками дно пашет? (Морж)
- Какую птицу море отучило летать? (Пингвина)
- Что такое морская капуста? (Водоросли)
- Какая пролетная птица обещает снег? (Стая гусей)
- Кто пьет водой? (Лягушка)
(Следующие ответы демонстрируются иллюстрациями из книг) - Эти млекопитающие выполняют кое-какие поручения в военное время, они сопровождают суда, играют с детьми возле пляжей, в морской среде они двигаются с легкостью и могут спасти человека? (Дельфины)
- Самая крупная рыба. Она существует 350 млн. лет. Эта рыба всегда будоражила воображение человека, но и восхищала. На Соломоновских островах они почитаются, как божества, на Западе они символизируют смерть, внезапно появляясь из морских глубин. (Акулы)
- Эти млекопитающие поют и их можно услышать на расстоянии 9 км. Один из них может весить столько же, сколько 8 слонов (50 тонн), они безжалостно истребляются ради жира и мяса. (Кит)
- Это животное относится к классу головоногих, наиболее развитых моллюсков. У него реактивное движение, есть чернильный мешок, оно может перемещаться как вперед, так и назад. (Осьминог)
(Жюри подводит итоги конкурса)
Физкультминутка
Игра “Вода-не вода”
Правила игры. А) Если названное слово обозначает то, что содержит воду (лужа) – встать. Б) Если предметы или явление имеет косвенное отношение к воде (рыба) – поднять руки. В) Если предмет и ли явление, не имеют никакой связи с водой (камень) – хлопают в ладоши.
Слова. Облако, кораблик, лужа, ветер, камень, дельфин, огонь, море, песок, компот, рак, телевизор, солнце, озеро, вулкан, книга, приток, лава, чай, океан, ручка, снег.
4 конкурс. “Где мы используем воду?” (конкурс капитанов)
Учитель. Писатели-фантасты в своих произведениях рисуют страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде. И беречь надо не только ручную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть воды убегает в канализацию. Когда В.Маяковский делал подписи к плакатам “Окна РОСТА”, он не забыл и про воду. В одном из плакатов поэт обратился к жителям Москвы так:
Эй, горожане,
Берегите воду!
Бережней относитесь
К нашему водопроводу!
А ты не забыл закрыть
Водопроводный кран?
В самом начале мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (в том числе и человеку) ее нужно много. Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; человек может несколько дней прожить без еды, но не без воды. Вопрос: для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?
1 задание. Капитанам предлагаются таблицы “Где мы используем воду?”
(Ответы показываются и сравниваются с таблицей “Расход воды”)
Таблица “Расход воды”
Для чего нужна вода? | Расход воды в день (л) |
Умывание | 10 (+ 45 туалет) |
Купание | 40 (ванна) + 95-100 (душ) |
Приготовление пищи | 5 |
Мытье посуды | 10 |
Стирка | 15 |
Мытье полов, окон | 50 |
2 задание. Вопросы для капитанов по ОБЖ.
Учитель. А сейчас, мы с вами поговорим о том, что самое главное умение в жизни – это умение правильно действовать в случаи любой опасности. Именно об этом мы с вами говорим на уроках ОБЖ.
- Как называется опасная ситуация, угрожающая здоровью и жизни человека? (Экстремальная)
- Когда опасность угрожает сразу многим людям, как называется такая ситуация? (Чрезвычайной)
- Расшифруйте абривиатуру МЧС.
- Назовите телефон городской службы спасения. (089; 01)
- Что такое наводнение? (Это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в период снеготаяния, ливней)
- Ваши действия во время наводнения? (1. Вместе со взрослыми немедленно выходить из опасной зоны. 2. Если находитесь вне помещения, необходимо выйти на возвышенное место; Забраться на дерево.)
- Какие правила безопасного поведения нарушили на воде?
У большой и глубокой реки
Жили-были одни чудаки.
Был у них непослушный характер:
Выплывали они на фарватер,
В незнакомых катались плотах,
И дырявую лодку качали,
И не знали тревог и печали.
А однажды, во вторник как раз,
Разноцветный надули матрас
И поплыли на нем за буйки…
Больше нет чудаков у реки!
Назовите правила безопасного поведения на льду. (Лед прочный, если его толщина 7 см, если идет группа 12 см. Лед опасен около стоков воды с заводов, деревьев, камышей.)
(Жюри подводит итоги конкурса)
5 конкурс. Защита плакатов (домашнее задание).
Плакаты и текст их защите были заранее приготовлены членами команд. Проводит защиту один из игроков команды.
Плакаты на экологическую тематику: “Берегите реки”, “Берегите воду и природу”, и т.д.
(Жюри подводит итоги конкурса. Оценивается конкурс в 10-й системе)
Учитель. Вот и подходит к концу наша игра-конкурс. Какой вывод можно сделать из всего сказанного сегодня? (Ответы учащихся)
Слово жюри. Подведение итогов.