Урок окружающего мира по теме "Древесина. От свойств к применению"

Разделы: Начальная школа


Номер урока в теме: первый.

Тип урока: постановка учебных задач.

Цели урока:

  • познакомить со свойствами древесины;
  • мотивировать к изучению новой темы путем постановки проблемных задач;
  • учить выделять и фиксировать прошлое и настоящее состояние объекта (предмета) наблюдения, различать способы поиска ответов;
  • формировать основы научного мышления ребёнка в области природы и социума, познавательную активность и положительное отношение детей к собственному незнанию;
  • расширять опыт ощущений и практику наблюдений;
  • развивать умение ставить цели, планировать свою деятельность;
  • умение анализировать и оценивать свою деятельность и её результаты;
  • развивать внимание, мышление, восприятие, воображение;
  • формировать навыки общения; ценностное отношение к природе;
  • развивать интерес к изучению растительного мира.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Продольные и поперечные спилы лиственных и хвойных пород деревьев.
  4. Коллекции спилов деревьев (в том числе южных).

Раздаточный материал

По количеству
учащихся групп
  • карточки с изображением листьев осины, дуба, ольхи;
  • карточки для индивидуальной самостоятельной оценки знания и незнания учащегося;
  • альбомные листы.
  • карточки с изображением плодов деревьев (осины, дуба, ольхи);
  • отрывки из научной статьи;
  • толковые словари;
  • коробки с цветными карандашами;
  • коробки “с секретом” (со спилом сосны внутри)

Структура урока

Этапурока Подэтапы Организация деятельности
I. Мотивационно-ориентировочный 1. Вхождение в контакт

2. Создание ситуации успеха

1. Слова поддержки и одобрения, настрой на

деятельность.

2. Предъявление задания для создания ситуации успеха

(- энергизатор “Я беру с собой в дорогу…”

- игра на развитие воображения “Дорисуй…”

- игра “Отгадай по описанию…”

- деление на группы).

II. Операционально-исполнительский 3.Создание учебной ситуации (выявление противоречия, разворачивание “драмы”) Создание мотивационной ситуации и самостоятельная постановка учебной задачи, фиксация темы урока посредством следующих действий:

- предъявление проблемных заданий;

- проведение эвристической беседы и сократического диалога;

- организация учебной дискуссии через использование оригинальных методических приёмов при постановке учебных задач (коробка “с секретами”) и осуществления рефлексивного контроля (выявление учащимися своего незнания)

III. Рефлексивно-оценочный 4. Ситуация оценки результатов деятельности А) Оценка адекватности учебной задачи как цели деятельности (Моделирование. План наблюдения.

Самооценка. “Дерево успеха”.

Цель: отслеживание эмоционального состояния)

Б) Задание на дом (индивидуальный подход: выбор).

Ход урока

Презентация

I. Мотивационно-ориентировочный этап.

Энергизатор.

- Ребята, мы в скором времени должны отправиться в экспедицию и исследовать одну очень интересную тему. К экспедиции нужно серьёзно подготовиться. Начнём со сбора рюкзака. Положим туда всё самое необходимое. Я, например, беру в дорогу мыло. А ты?... Ты должен вспомнить и назвать, что взяла я и положить туда свою вещь. Итак.

Я беру с собой в дорогу мыло, полотенце.

Я беру с собой в дорогу мыло, полотенце, бутерброд… и т.д.

- Каким тяжёлым становится рюкзак.

- А что надо знать, чтобы ничего не забыть и идти налегке?

Предполагаемые ответы: Зачем? С какой целью отправляемся в исследование? Что будем изучать?

- Вот в этом нам и предстоит разобраться.

Нам предстоит трудная, но интересная работа. Я готова начать и поэтому показываю вам этот знак – открытые ладони.

- Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. Спасибо.

II. Операционально-исполнительский этап.

- Именно ваши ладошки помогут определить объект нашего исследования.

Что напоминает вам форма ладони? Какой предмет? Что можно дорисовать, чтобы получить новый предмет? Во что можно преобразовать?

Я тоже дорисовала. Хотите узнать, что у меня получилось? Я его опишу, а вы догадайтесь.

Описание объекта: “Это объект живой природы. Оно питается, растёт, изменяется и размножается. Бывает очень маленькое (несколько сантиметров) и очень большое (несколько десятков метров) с разнообразными частями. Живёт от 100 до 2000 лет. Но ходить и бегать не умеет”. Что же это?

Правильно. Этот объект – дерево.

Вот как оно выглядит (рисунок на доске) <рисунок 1>

img1.JPG (13342 bytes)

Вспомним, из каких частей оно состоит. (Крона, ветви, ствол, корень)

Нам в дождь и в зной –
Поможет друг,
Зелёный и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.

- Выберите ту ладошку (листик), которая больше всего нравится

/Раздаю листочки деревьев: клёна, ольхи и дуба/

- На столы я ставлю изображение плодов тех деревьев, листочки которых вы держите у себя в руках. Предлагаю найти свою группу и занять место за одним из столов. Посмотрите на листочки друг друга. У всех они одинаковые? Назовите то дерево, под кроной которого вы собрались.

Дальше мы будем работать в группах.

Вот эти правила напомнят вам, что надо делать, чтобы работа на уроке прошла успешно.

/На экране появляется слайд /

Правила работы в группе

1. Мы стараемся понять друг друга

2. Мы не говорим все сразу

3. Мы не ссоримся, а доказываем свою точку зрения

4. Мы смотрим на говорящего

5. Мы нужны друг другу

- Распределите между собой в группе обязанности: кто будет отвечать, кто читать, кто писать и т.д.

- Как вы покажете, что работа в группе по заданию закончена?

- Какими знаками будем оценивать ответы друг друга, другой группы?

/Знаками согласия и несогласия с помощью пальцев, рук или сигнальных линеек/

- В народе говорят: “О пользе дерева поведают плоды, старайся плодоносным быть и ты”.

- Как вы понимаете пословицу?

/Заслушиваем ответы ребят и делаем вывод/:

- Дерево славится плодами, а человек делами.

- А ученик? (знаниями и умениями)

- Вот к этому и будем стремиться.

- Давайте выясним: за что ещё человек так ценит дерево?

/На экране появляется слайд с вопросом:/

Какой ценный материал получает человек из дерева?

- Догадайтесь и воспользуйтесь тем, что лежит у вас на столах и поможет быстро справиться с заданием. У вас 3 минуты.

/Заслушиваются ответы детей/

- Правильно – древесина. Это и будет предметом нашего изучения.

- Что помогло ответить на вопрос? (книга)

- Оценить ваши знания помогут эти круги, /на экране появляется слайд/ <рисунок 2>, а незнание укажет на цель и тему исследования.

- Представьте, что круг – это все знания человека о деревьях. Закрась зелёным карандашом ту часть каждого круга, что тебе известна о названиях деревьев, о свойствах древесины и об использовании человеком. У каждого может получиться по-своему. Сравните, обсудите и попытайтесь сформулировать тему урока и определить цель нашего исследования.

- Какова же учебная задача?

(Изучить свойства древесины.)

- На какой главный вопрос должны найти ответ?

(Что делает человек из древесины и благодаря каким свойствам.)

/На доске:

Тема урока: Древесина. От свойств к применению.

Цель исследования: Изучить отдельные свойства древесины.

Объект исследования: Дерево.

Предмет исследования: Древесина.

- Как вы думаете, что у меня в коробках?

- Правильно, древесина. Это спилы одного и того же дерева.

- А вот с какого, попытайтесь сейчас определить. Подглядывать во внутрь коробки нельзя. Можно только просунуть руку в отверстие и потрогать древесину. Это сделает каждый в группе по очереди, расскажет о своих ощущениях, поделится своими мыслями и впечатлениями.

/В процессе работы дети замечают, что их руки пахнут смолой, а значит, в коробке лежит спил хвойного дерева. Но какого? (Сосны или ели.)

И самые наблюдательные, тщательно обследовав кору (у сосны она более мощная, шероховатая, имеет выпуклости) сообщают точное название дерева./

- А теперь ещё раз воспользуйтесь содержимым коробки “с секретом” и попытайтесь зарисовать, как выглядит этот спил. У вас 5 минут.

- Проверьте, как с этим заданием справились другие ребята. Поставьте один знак “+” на той работе, на которой, по- вашему представлению, оказалось более точное изображение. Чья работа оказалась самой удачной?

- Откройте коробки, достаньте древесину. Оцените результат своей работы знаком “+” (если похожа) и “ - “ (если нет).

- Как много положительных оценок? К сожалению, мало.

- Почему не удалось точно изобразить? Ведь вы трогали, нюхали и даже установили название дерева. (Не видели!)

- А что надо было увидеть, чтобы точно изобразить? (“рисунок” на срезе)

- Как вы думаете, у другого дерева будет такой же “рисунок”? Мнения разделились.

- Как проверить, кто прав? (Посмотреть срезы других деревьев и сравнить.)

- И сейчас мы не только посмотрим и сравним, но и поучимся читать эти необычные “книги природы”.

- Посмотрите на эти спилы. Сравните. Чем они различаются?

/На экране появляется слайд/ <рисунок 3>

(На срезе слева в середине есть точка, а на срезе справа её нет.)

- Это ядро. Бывают породы деревьев ядровые, бывают безъядровые.

- А вот эти породы деревьев к какой группе можно отнести?

/показываю спилы с ложными ядрами/

- Да, это тоже ядра, но ложные. Оказывается, форма таких ядер бывает разной.

/слайд на экране/ <рисунок 4>

- А эти срезы чем отличаются? /показ спилов разных по диаметру/

(Ответ: размером)

- Какое дерево старше? Почему? /предполагаемый ответ: то, которое толще/

- Оказывается эти деревья одногодки. Что позволило мне сделать такой вывод?

/слайд на экране/ <рисунок 5>

(Ответ: одинаковое количество колец)

- Сколько колец, столько лет дереву.

- Сколько лет вековому дубу?

- Может ли дуб прожить столько же? А другие деревья?

- А какие деревья можно назвать долгожителями?

- Пройдите лабиринт, и вы точно узнаете ответ на данный вопрос /слайд на экране/ <рисунок 6>

(Проверка)

- А вот баобаб может жить до 5000 лет. Это дерево обладает большой жизненной силой: снятая кора со временем нарастает. Оно продолжает расти, пока хотя бы один корень находится в земле.

- Как вы думаете, какому дереву жилось плохо? Почему? /слайд на экране/

<рисунок 7>

- Что может мешать росту дерева в лесу? В городе?

- Вытянутые с одной стороны кольца показывают, что дерево было почти повалено и стало расти с одной стороны, чтобы выпрямиться.

- По годичным кольцам можно судить не только о возрасте и влиянии других деревьев, но и

прочесть “книгу погоды”. Как? /Появляется слайд на экране/<рисунок 8>

- Что заметили?

- Что помогает определить, благоприятный был год для роста дерева или нет?

(Ответ: толщина слоя)

- На что указывает толстое кольцо (слой)? А тонкое?

/Следующее задание предлагается для работы в группах/

/Слайд на экране/ <рисунок 9>

/В ходе проверки возникает дискуссия между группами, спорную ситуацию разрешаю с помощью следующего слайда/ <рисунок 10>

- А это кто оставил след? (Показываю срез с трещиной).

- Обсудите в группах и выскажите свои предположения.

/После обсуждений ребят подводим итог/

- Причин может быть несколько:

1) Неправильные условия хранения.

2) Удар молнии.

3) Резкое снижение температуры зимой.

/На экране появляется новый слайд/ <рисунок 11>

- Мог ли человек оставить такие метки?

- Кто так необычно расписался? (Ответ: птицы)

- Зачем они так испортили древесину? Что они там искали?

- А сейчас каждая группа получает набор поперечных и продольных спилов различных пород деревьев. Рассмотрите и определите: есть ли подобного рода повреждения?

(Заслушиваются и обсуждаются ответы детей).

- Теперь сравните образцы спилов между собой: в чём отличие?

(Ответ: в цвете, запахе, возрасте, форме, рисунке, текстуре)

- “Книги, написанные деревьями южных стран” имеют более яркую и красивую “обложку” (внешний вид).

/Появляются 2 слайда/ <рисунок 12, рисунок 13>

- Кто знает, как называются эти деревья? Чем они отличаются? (формой кроны)

- Отличается и сама древесина южных пород деревьев.

/Показываю имеющиеся спилы южных пород деревьев, например, самшита/

- Но, независимо от того, в каком крае оно выросло, каждое дерево записало свою историю жизни, историю своего края, “о своём характере, что нравится, чего боится, что умеет, для чего живёт”.

- Хотите их прочитать? С какой начнём? Я буду держать, а вы читайте.

- Почему вы растерялись? В чём трудность?

(Ответ: нельзя описывать предмет, не наблюдая его, не касаясь руками и т.д.)

/На экране появляется слайд/ <рисунок 14>

- Посмотрите внимательно и определите, какими способами наблюдения мы не воспользуемся, а каких явно не хватает?

(Ответ: волосы и усы – лишние, а руки и глаза – не хватает)

/Появляется слайд/ <рисунок 15>

III. Рефлексивно-оценочный этап.

- Какие отличительные особенности и свойства мы будем с вами исследовать?

- Составим план наблюдения. (На доске)

ОБЪЕКТ ПРЕДМЕТ СВОЙСТВА

<рисунок 16>

/Дети называют отличительные свойства, придумывают свои обозначения, знаки и зарисовывают их в круги/

В результате модель может выглядеть так: <рисунок 17>

- Какую цель ставили перед собой?

(Изучить отдельные свойства древесины)

- Достигли?

- Что хотели бы узнать на следующем уроке?

(Другие свойства)

- Ставим знак “?” в пустом круге модели.

- На следующем уроке вы не только узнаете об этом, но и попытаетесь определить где, зачем и как научился человек использовать древесину и благодаря каким свойствам.

Дома я предлагаю каждому нарисовать ствол дерева, которое было посажено в год вашего рождения. Чтобы определить толщину колец, можно узнать у старших в семье какой год был наиболее благоприятным для роста дерева, а какой неблагоприятный.

Или можно нарисовать сил дерева, слои которого будут указывать не на природные и погодные условия, а на ваши успехи и достижения с момента вашего рождения.

- А вот успех урока я бы хотела определить сейчас с помощью вот этих листочков, которыми предлагаю украсить это дерево (объект исследования). <рисунок 1>

Листок зелёного цвета скажет нам о том, что урок понравился, ты узнал много нового.

Листок жёлтого цвета – урок понравился, но много знакомого.

Листок розового цвета – урок неинтересный, ничего нового не узнал.

/Таким образом, дерево нарисованное на доске в начале урока “оживает”/

- А теперь, оцените свою работу на уроке.

Зелёный цвет выбирает тот, кто считает, что делал всёвозможное, активно обсуждал проблемы.

Жёлтый цвет выбирает тот, кто потрудился не в полную меру своих сил.

Розовый цвет выбирает тот, кто не доволен собой.

- И я рада, что многим из вас урок оказался полезным и интересным, и поэтому тоже прикрепляю на дерево листочек зелёного цвета.

Список использованных источников.

  1. Атрохин В.Г. Лесоводство. – М.: Лесная промышленность, 1976.
  2. Михайличенко А.П., Сметанин И.Ф. Древесиноведение и лесное товароведение. – М.: Лесная промышленность, 1987.
  3. Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. – М.: Педагогика, 1998.
  4. Познавательная энциклопедия. Экология. “Русич”, 2000.
  5. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А. Биология 6 класс: учебник для учащихся. – М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2003.
  6. Чудинова Е.В. Учебник-тетрадь для уч-ся 3 класса (система Д.В. Эльконина – Давыдова). Ч.2. – М.: Вита-Пресс, 2005.
  7. Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Окружающий мир: Методические рекомендации для учителя (1-3 кл). – М.: Вита-Пресс, 2002.