Номер урока в теме: первый.
Тип урока: постановка учебных задач.
Цели урока:
- познакомить со свойствами древесины;
- мотивировать к изучению новой темы путем постановки проблемных задач;
- учить выделять и фиксировать прошлое и настоящее состояние объекта (предмета) наблюдения, различать способы поиска ответов;
- формировать основы научного мышления ребёнка в области природы и социума, познавательную активность и положительное отношение детей к собственному незнанию;
- расширять опыт ощущений и практику наблюдений;
- развивать умение ставить цели, планировать свою деятельность;
- умение анализировать и оценивать свою деятельность и её результаты;
- развивать внимание, мышление, восприятие, воображение;
- формировать навыки общения; ценностное отношение к природе;
- развивать интерес к изучению растительного мира.
Оборудование:
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Продольные и поперечные спилы лиственных и хвойных пород деревьев.
- Коллекции спилов деревьев (в том числе южных).
Раздаточный материал
По количеству | |
учащихся | групп |
|
|
Структура урока
Этапурока | Подэтапы | Организация деятельности |
I. Мотивационно-ориентировочный | 1. Вхождение в контакт 2. Создание ситуации успеха |
1. Слова поддержки и одобрения, настрой
на деятельность. 2. Предъявление задания для создания ситуации успеха (- энергизатор “Я беру с собой в дорогу…” - игра на развитие воображения “Дорисуй…” - игра “Отгадай по описанию…” - деление на группы). |
II. Операционально-исполнительский | 3.Создание учебной ситуации (выявление противоречия, разворачивание “драмы”) | Создание мотивационной ситуации и
самостоятельная постановка учебной задачи,
фиксация темы урока посредством следующих
действий: - предъявление проблемных заданий; - проведение эвристической беседы и сократического диалога; - организация учебной дискуссии через использование оригинальных методических приёмов при постановке учебных задач (коробка “с секретами”) и осуществления рефлексивного контроля (выявление учащимися своего незнания) |
III. Рефлексивно-оценочный | 4. Ситуация оценки результатов деятельности | А) Оценка адекватности учебной задачи
как цели деятельности (Моделирование. План
наблюдения. Самооценка. “Дерево успеха”. Цель: отслеживание эмоционального состояния) Б) Задание на дом (индивидуальный подход: выбор). |
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочный этап.
Энергизатор.
- Ребята, мы в скором времени должны отправиться в экспедицию и исследовать одну очень интересную тему. К экспедиции нужно серьёзно подготовиться. Начнём со сбора рюкзака. Положим туда всё самое необходимое. Я, например, беру в дорогу мыло. А ты?... Ты должен вспомнить и назвать, что взяла я и положить туда свою вещь. Итак.
Я беру с собой в дорогу мыло, полотенце.
Я беру с собой в дорогу мыло, полотенце, бутерброд… и т.д.
- Каким тяжёлым становится рюкзак.
- А что надо знать, чтобы ничего не забыть и идти налегке?
Предполагаемые ответы: Зачем? С какой целью отправляемся в исследование? Что будем изучать?
- Вот в этом нам и предстоит разобраться.
Нам предстоит трудная, но интересная работа. Я готова начать и поэтому показываю вам этот знак – открытые ладони.
- Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. Спасибо.
II. Операционально-исполнительский этап.
- Именно ваши ладошки помогут определить объект нашего исследования.
Что напоминает вам форма ладони? Какой предмет? Что можно дорисовать, чтобы получить новый предмет? Во что можно преобразовать?
Я тоже дорисовала. Хотите узнать, что у меня получилось? Я его опишу, а вы догадайтесь.
Описание объекта: “Это объект живой природы. Оно питается, растёт, изменяется и размножается. Бывает очень маленькое (несколько сантиметров) и очень большое (несколько десятков метров) с разнообразными частями. Живёт от 100 до 2000 лет. Но ходить и бегать не умеет”. Что же это?
Правильно. Этот объект – дерево.
Вот как оно выглядит (рисунок на доске) <рисунок 1>
Вспомним, из каких частей оно состоит. (Крона, ветви, ствол, корень)
Нам в дождь и в зной –
Поможет друг,
Зелёный и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек.
- Выберите ту ладошку (листик), которая больше всего нравится
/Раздаю листочки деревьев: клёна, ольхи и дуба/
- На столы я ставлю изображение плодов тех деревьев, листочки которых вы держите у себя в руках. Предлагаю найти свою группу и занять место за одним из столов. Посмотрите на листочки друг друга. У всех они одинаковые? Назовите то дерево, под кроной которого вы собрались.
Дальше мы будем работать в группах.
Вот эти правила напомнят вам, что надо делать, чтобы работа на уроке прошла успешно.
/На экране появляется слайд /
Правила работы в группе
1. Мы стараемся понять друг друга
2. Мы не говорим все сразу
3. Мы не ссоримся, а доказываем свою точку зрения
4. Мы смотрим на говорящего
5. Мы нужны друг другу
- Распределите между собой в группе обязанности: кто будет отвечать, кто читать, кто писать и т.д.
- Как вы покажете, что работа в группе по заданию закончена?
- Какими знаками будем оценивать ответы друг друга, другой группы?
/Знаками согласия и несогласия с помощью пальцев, рук или сигнальных линеек/
- В народе говорят: “О пользе дерева поведают плоды, старайся плодоносным быть и ты”.
- Как вы понимаете пословицу?
/Заслушиваем ответы ребят и делаем вывод/:
- Дерево славится плодами, а человек делами.
- А ученик? (знаниями и умениями)
- Вот к этому и будем стремиться.
- Давайте выясним: за что ещё человек так ценит дерево?
/На экране появляется слайд с вопросом:/
Какой ценный материал получает человек из дерева?
- Догадайтесь и воспользуйтесь тем, что лежит у вас на столах и поможет быстро справиться с заданием. У вас 3 минуты.
/Заслушиваются ответы детей/
- Правильно – древесина. Это и будет предметом нашего изучения.
- Что помогло ответить на вопрос? (книга)
- Оценить ваши знания помогут эти круги, /на экране появляется слайд/ <рисунок 2>, а незнание укажет на цель и тему исследования.
- Представьте, что круг – это все знания человека о деревьях. Закрась зелёным карандашом ту часть каждого круга, что тебе известна о названиях деревьев, о свойствах древесины и об использовании человеком. У каждого может получиться по-своему. Сравните, обсудите и попытайтесь сформулировать тему урока и определить цель нашего исследования.
- Какова же учебная задача?
(Изучить свойства древесины.)
- На какой главный вопрос должны найти ответ?
(Что делает человек из древесины и благодаря каким свойствам.)
/На доске:
Тема урока: Древесина. От свойств к применению. Цель исследования: Изучить отдельные свойства древесины.
Объект исследования: Дерево.
Предмет исследования: Древесина.
- Как вы думаете, что у меня в коробках?
- Правильно, древесина. Это спилы одного и того же дерева.
- А вот с какого, попытайтесь сейчас определить. Подглядывать во внутрь коробки нельзя. Можно только просунуть руку в отверстие и потрогать древесину. Это сделает каждый в группе по очереди, расскажет о своих ощущениях, поделится своими мыслями и впечатлениями.
/В процессе работы дети замечают, что их руки пахнут смолой, а значит, в коробке лежит спил хвойного дерева. Но какого? (Сосны или ели.)
И самые наблюдательные, тщательно обследовав кору (у сосны она более мощная, шероховатая, имеет выпуклости) сообщают точное название дерева./
- А теперь ещё раз воспользуйтесь содержимым коробки “с секретом” и попытайтесь зарисовать, как выглядит этот спил. У вас 5 минут.
- Проверьте, как с этим заданием справились другие ребята. Поставьте один знак “+” на той работе, на которой, по- вашему представлению, оказалось более точное изображение. Чья работа оказалась самой удачной?
- Откройте коробки, достаньте древесину. Оцените результат своей работы знаком “+” (если похожа) и “ - “ (если нет).
- Как много положительных оценок? К сожалению, мало.
- Почему не удалось точно изобразить? Ведь вы трогали, нюхали и даже установили название дерева. (Не видели!)
- А что надо было увидеть, чтобы точно изобразить? (“рисунок” на срезе)
- Как вы думаете, у другого дерева будет такой же “рисунок”? Мнения разделились.
- Как проверить, кто прав? (Посмотреть срезы других деревьев и сравнить.)
- И сейчас мы не только посмотрим и сравним, но и поучимся читать эти необычные “книги природы”.
- Посмотрите на эти спилы. Сравните. Чем они различаются?
/На экране появляется слайд/ <рисунок 3>
(На срезе слева в середине есть точка, а на срезе справа её нет.)
- Это ядро. Бывают породы деревьев ядровые, бывают безъядровые.
- А вот эти породы деревьев к какой группе можно отнести?
/показываю спилы с ложными ядрами/
- Да, это тоже ядра, но ложные. Оказывается, форма таких ядер бывает разной.
/слайд на экране/ <рисунок 4>
- А эти срезы чем отличаются? /показ спилов разных по диаметру/
(Ответ: размером)
- Какое дерево старше? Почему? /предполагаемый ответ: то, которое толще/
- Оказывается эти деревья одногодки. Что позволило мне сделать такой вывод?
/слайд на экране/ <рисунок 5>
(Ответ: одинаковое количество колец)
- Сколько колец, столько лет дереву.
- Сколько лет вековому дубу?
- Может ли дуб прожить столько же? А другие деревья?
- А какие деревья можно назвать долгожителями?
- Пройдите лабиринт, и вы точно узнаете ответ на данный вопрос /слайд на экране/ <рисунок 6>
(Проверка)
- А вот баобаб может жить до 5000 лет. Это дерево обладает большой жизненной силой: снятая кора со временем нарастает. Оно продолжает расти, пока хотя бы один корень находится в земле.
- Как вы думаете, какому дереву жилось плохо? Почему? /слайд на экране/
<рисунок 7>
- Что может мешать росту дерева в лесу? В городе?
- Вытянутые с одной стороны кольца показывают, что дерево было почти повалено и стало расти с одной стороны, чтобы выпрямиться.
- По годичным кольцам можно судить не только о возрасте и влиянии других деревьев, но и
прочесть “книгу погоды”. Как? /Появляется слайд на экране/<рисунок 8>
- Что заметили?
- Что помогает определить, благоприятный был год для роста дерева или нет?
(Ответ: толщина слоя)
- На что указывает толстое кольцо (слой)? А тонкое?
/Следующее задание предлагается для работы в группах/
/Слайд на экране/ <рисунок 9>
/В ходе проверки возникает дискуссия между группами, спорную ситуацию разрешаю с помощью следующего слайда/ <рисунок 10>
- А это кто оставил след? (Показываю срез с трещиной).
- Обсудите в группах и выскажите свои предположения.
/После обсуждений ребят подводим итог/
- Причин может быть несколько:
1) Неправильные условия хранения.
2) Удар молнии.
3) Резкое снижение температуры зимой.
/На экране появляется новый слайд/ <рисунок 11>
- Мог ли человек оставить такие метки?
- Кто так необычно расписался? (Ответ: птицы)
- Зачем они так испортили древесину? Что они там искали?
- А сейчас каждая группа получает набор поперечных и продольных спилов различных пород деревьев. Рассмотрите и определите: есть ли подобного рода повреждения?
(Заслушиваются и обсуждаются ответы детей).
- Теперь сравните образцы спилов между собой: в чём отличие?
(Ответ: в цвете, запахе, возрасте, форме, рисунке, текстуре)
- “Книги, написанные деревьями южных стран” имеют более яркую и красивую “обложку” (внешний вид).
/Появляются 2 слайда/ <рисунок 12, рисунок 13>
- Кто знает, как называются эти деревья? Чем они отличаются? (формой кроны)
- Отличается и сама древесина южных пород деревьев.
/Показываю имеющиеся спилы южных пород деревьев, например, самшита/
- Но, независимо от того, в каком крае оно выросло, каждое дерево записало свою историю жизни, историю своего края, “о своём характере, что нравится, чего боится, что умеет, для чего живёт”.
- Хотите их прочитать? С какой начнём? Я буду держать, а вы читайте.
- Почему вы растерялись? В чём трудность?
(Ответ: нельзя описывать предмет, не наблюдая его, не касаясь руками и т.д.)
/На экране появляется слайд/ <рисунок 14>
- Посмотрите внимательно и определите, какими способами наблюдения мы не воспользуемся, а каких явно не хватает?
(Ответ: волосы и усы – лишние, а руки и глаза – не хватает)
/Появляется слайд/ <рисунок 15>
III. Рефлексивно-оценочный этап.
- Какие отличительные особенности и свойства мы будем с вами исследовать?
- Составим план наблюдения. (На доске)
ОБЪЕКТ ПРЕДМЕТ СВОЙСТВА
<рисунок 16>
/Дети называют отличительные свойства, придумывают свои обозначения, знаки и зарисовывают их в круги/
В результате модель может выглядеть так: <рисунок 17>
- Какую цель ставили перед собой?
(Изучить отдельные свойства древесины)
- Достигли?
- Что хотели бы узнать на следующем уроке?
(Другие свойства)
- Ставим знак “?” в пустом круге модели.
- На следующем уроке вы не только узнаете об этом, но и попытаетесь определить где, зачем и как научился человек использовать древесину и благодаря каким свойствам.
Дома я предлагаю каждому нарисовать ствол дерева, которое было посажено в год вашего рождения. Чтобы определить толщину колец, можно узнать у старших в семье какой год был наиболее благоприятным для роста дерева, а какой неблагоприятный.
Или можно нарисовать сил дерева, слои которого будут указывать не на природные и погодные условия, а на ваши успехи и достижения с момента вашего рождения.
- А вот успех урока я бы хотела определить сейчас с помощью вот этих листочков, которыми предлагаю украсить это дерево (объект исследования). <рисунок 1>
Листок зелёного цвета скажет нам о том, что урок понравился, ты узнал много нового.
Листок жёлтого цвета – урок понравился, но много знакомого.
Листок розового цвета – урок неинтересный, ничего нового не узнал.
/Таким образом, дерево нарисованное на доске в начале урока “оживает”/
- А теперь, оцените свою работу на уроке.
Зелёный цвет выбирает тот, кто считает, что делал всёвозможное, активно обсуждал проблемы.
Жёлтый цвет выбирает тот, кто потрудился не в полную меру своих сил.
Розовый цвет выбирает тот, кто не доволен собой.
- И я рада, что многим из вас урок оказался полезным и интересным, и поэтому тоже прикрепляю на дерево листочек зелёного цвета.
Список использованных источников.
- Атрохин В.Г. Лесоводство. – М.: Лесная промышленность, 1976.
- Михайличенко А.П., Сметанин И.Ф. Древесиноведение и лесное товароведение. – М.: Лесная промышленность, 1987.
- Осипов Н.Ф. Занимательная ботаническая энциклопедия. – М.: Педагогика, 1998.
- Познавательная энциклопедия. Экология. “Русич”, 2000.
- Пономарёва И.Н., Корнилова О.А. Биология 6 класс: учебник для учащихся. – М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2003.
- Чудинова Е.В. Учебник-тетрадь для уч-ся 3 класса (система Д.В. Эльконина – Давыдова). Ч.2. – М.: Вита-Пресс, 2005.
- Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Окружающий мир: Методические рекомендации для учителя (1-3 кл). – М.: Вита-Пресс, 2002.