Природные зоны Африки

Разделы: География


 

Тема: «Природные зоны Африки»

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цели: закрепить понятие «природные зоны», познакомить учащихся с  закономерностями размещения природных зон, с типичными представителями флоры и фауны материка  Африка, выяснить  степень изменения природных зон  в результате деятельности человека. Установить причинно-следственную связь «климат - растительность - животный мир».

Оборудование:  средства ТСО, карта природных зон материка, раздаточный материал, атласы.

Ход урока

I   Организационный момент

II Постановка целей и актуализация знаний

Сегодня у нас не совсем обычный урок, потому что мы  отправимся в путешествие по Африке. Вы  знаете, что Африка удивительный материки мы в этом сегодня еще раз убедимся. А с чем мы познакомимся в нашем путешествии, я думаю, вы мне ответите сами, посмотрев видеофрагмент. [3] Мы познакомимся с растительным и животным миром Африки, т.е с природными зонами Африки. 
Так как мы отправляемся в путешествие, то  будем вести путевые дневники.(Приложение 2)
В путешествии мы узнаем о закономерностях размещения ПЗ, познакомимся с представителями флоры и фауны, научимся  характеризовать природные зоны, нам это пригодиться при путешествии по  природным зонам  других материков.
Прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться к нему:
Вспомните, что называется ПЗ? 

Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.

С чем на суше связано образование ПЗ? (обусловлено климатом- соотношением тепла и влаги)
Работа с картой Африки: какие природные зоны выделяются на материке?

III. Изучение нового материала

По двум из них и совершим свое путешествие
Как любой путешественник мы будем вести путевые дневники  (в форме таблицы). Как вы думаете, чтобы получить полное  представление об изучаемых зонах, на что нам стоит обратить внимание в путешествии? (ГП, климат, растительность, почвы, животный мир)   Какая взаимосвязь между ними существует?
Заполнение «шапки» таблицы. (Приложение 2)
Итак, мы начинаем путешествие, и в этом путешествии я буду вашим проводником.
Представьте, что после длительных скитаний по океану нас вынесло бурей к берегам Африки и что мы с вами увидели:

«Это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав, бамбука. Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка.» (Д. Быстролетов) [1]

Где же мы оказались? (В зоне влажных экваториальных лесов)

Как вы узнали?

Следовательно, мы можем сказать, что  по растительности, как компоненту природы можно определить природную зону.
Начинаем путешествие:

Влажные экваториальные леса   

Беседа с демонстрацией слайдов (Приложение 1), работой с картами атласа, в процессе, которой,  дети заполняют таблицу (Приложение 2)

Где расположена зона влажных экваториальных лесов? Назовите географическую широту.
Узкой полосой 5°-6°  с. ш. и 5°-6°  ю. ш. в бассейне р. Конго и вдоль Гвинейского залива. Экваториальные леса расположены по обе стороны от экватора в  бассейне реки Конго и вдоль  Гвинейского залива к северу от экватора.  Образование зоны обусловлено большим количеством тепла и влаги в течение всего года. 

В каком климатическом поясе находится, какие климатические условия характерны?
В экваториальном климатическом поясе: высокая температура в течение всего года;  равномерное выпадение большого количества осадков (1000-2000мм/г); отсутствие сухого сезона;

Какие почвы формируются в данной зоне? Работа с картой атласа.
Красно - желтые ферраллитные неплодородные почвы. 

Почему почвы  неплодородные?
Потому что питательные вещества смываются водой из- за обильных осадков. Жаркий  климат  и  обилие  влаги   способствуют развитию густой вечнозеленой древесной растительности.
Экваториальные  леса называют гилея и они  имеют  несколько ярусов.  Они вечнозеленые,  деревья  сбрасывают листья  не сразу,  а постепенно. Верхний ярус образуют фикусы, пальмы и др., достигающие высоты  35-50 м.  Под  этими  великанами  в  несколько ярусов растут деревья меньшей высоты и менее требовательные к свету. Деревья переплетены лианами. На ветвях селятся растения,  которые  могут  получать  влагу  и  питание из воздуха.
Животный мир тесно связан с растительным миром,  и если экваториальные  леса это непроходимая чаща, то к чему животные должны приспособиться?
Многие животные экваториальных лесов обитают на  деревьях.   Кроме  птиц,  грызунов  и  насекомых, на деревьях  живут многочисленные обезьяны. 
К наземным  обитателям относятся кистеухие свиньи, мелкие копытные. На лесных опушках и у  берегов  водоемов встречаются карликовые бегемоты, родственники жирафов — окапи, леопарды. Во всех ярусах леса распространены муравьи, термиты
           
Наконец мы пересекли влажные экваториальные леса и теперь можно сделать небольшой привал и отдохнуть, просмотреть путевые заметки. И познакомиться с впечатлениями других путешественников.

 Закрепление: До нашего отправления я получила письмо по электронной почте  от капитана Врунгеля, который сейчас путешествует по Африке, но я нашла в нем 3 ошибки, теперь хотелось бы проверить вашу внимательность:

«Экваториальные леса расположены по обе стороны от экватора в  бассейне реки Конго и вдоль  Гвинейского залива к северу от экватора.  Жаркий  климат  и  обилие  влаги   способствуют развитию листопадной древесной растительности. Почвы  здесь богаты  соединениями   железа, поэтому имеют красный цвет и очень плодородны.  Леса не отличаются видовым разнообразием. Многие животные экваториальных лесов обитают на  деревьях: птицы,  грызуны, насекомые,  многочисленные обезьяны» [3]

Отдохнув, мы продолжаем свое путешествие, а по какой зоне - определите сами.  

Зона саванн и редколесий

 «Стоя спиной к стене экваториального леса, от которого до нас все ещё будут доноситься удушливые испарения, мы, наконец, то выпрямимся во весь рост, и будем вдыхать полной грудью свежий воздух» [2]

И так следующим этапом путешествия является зона саванн. Посмотрев на карту, видно, что  зона отличается от других своими размерами. Совместно определяем ГП, климат, почвы географическое положение. Занимает почти половину материка: в северном полушарии до 16°-18°, в южном - до южного тропика;

Климатические особенности. Субэкваториальный климатический пояс. Весь год достаточно высокая температура; выделяется два сезона года: сухой и влажный; Господствуют ЭВМ – летом и ТВМ – зимой
Основная черта – ярко выраженная сезонность. Поэтому саванна имеет два цвета: ярко зелёный в сезон дождей и буро-жёлтый в сухой сезон.
Именно сезонность определяет характер почвы, процессы её образования. Почвы – красные ферралитные.
Основная черта саванн – ярко выраженная сезонность.
Эта зона занимает слишком большую территорию, чтобы мы за столь короткий срок смогли пересечь ее всю. Поэтому для знакомства с растительным и животным миром мы воспользуемся дневниками путешественников, которые побывали здесь до нас.  (Приложение 3) [2,3]
Дети самостоятельно заполняют таблицу с использованием путевых заметок, затем ученик характеризует зону у доски + на слайдах типичные представители флоры и фауны.

на слайде


 Разгадайте кроссворд:

  • типичное растение саванн
  • самое высокое животное зоны саванн
  • самая большая птица на Земле
  • копытное животное саванн
  • самая маленькая птица Африки
  • полосатое животное саванн.

Путешествие по зоне мы завершаем на границе с пустыней Сахара

Изменение природных зон человеком

У нас сегодня есть возможность общения со специалистами экологами, которые приехали с докладом на экологический семинар в г. Ниамей  сообщение + заполнение конспекта

IV. Закрепление

Мы совершили путешествие по 2 ПЗ Африки,  а теперь проверим  вашу внимательность.
Выполнение тестовых заданий. (Приложение 2)

 VI. Подведение итогов

VI. Д/З §18, вопросы, мини-сочинение «Записки непутевого туриста»

Список литературы:

  1. «Уроки географии» О.В. Крылова «Просвещение» М.-1990 г.
  2. «Хрестоматия по географии материков и океанов» «Просвещение» М.-1987 г.
  3. «1 С» Образовательная коллекция   «География. Наш дом - Земля».