Тема: «Природные зоны Африки»
Тип урока: урок формирования новых знаний
Цели: закрепить понятие «природные зоны», познакомить учащихся с закономерностями размещения природных зон, с типичными представителями флоры и фауны материка Африка, выяснить степень изменения природных зон в результате деятельности человека. Установить причинно-следственную связь «климат - растительность - животный мир».
Оборудование: средства ТСО, карта природных зон материка, раздаточный материал, атласы.
Ход урока
I Организационный момент
II Постановка целей и актуализация знаний
Сегодня у нас не совсем обычный урок, потому что мы отправимся в путешествие по Африке.
Вы знаете, что Африка удивительный материки мы в этом сегодня еще раз убедимся.
А с чем мы познакомимся в нашем путешествии, я думаю, вы мне ответите сами, посмотрев видеофрагмент. [3] Мы познакомимся с растительным и животным миром Африки, т.е с природными зонами Африки.
Так как мы отправляемся в путешествие, то будем вести путевые дневники.(Приложение 2)
В путешествии мы узнаем о закономерностях размещения ПЗ, познакомимся с представителями флоры и фауны, научимся характеризовать природные зоны, нам это пригодиться при путешествии по природным зонам других материков.
Прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны подготовиться к нему:
Вспомните, что называется ПЗ?
Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.
С чем на суше связано образование ПЗ? (обусловлено климатом- соотношением тепла и влаги)
Работа с картой Африки: какие природные зоны выделяются на материке?
III. Изучение нового материала
По двум из них и совершим свое путешествие
Как любой путешественник мы будем вести путевые дневники (в форме таблицы).
Как вы думаете, чтобы получить полное представление об изучаемых зонах, на что нам стоит обратить внимание в путешествии? (ГП, климат, растительность, почвы, животный мир) Какая взаимосвязь между ними существует?
Заполнение «шапки» таблицы. (Приложение 2)
Итак, мы начинаем путешествие, и в этом путешествии я буду вашим проводником.
Представьте, что после длительных скитаний по океану нас вынесло бурей к берегам Африки и что мы с вами увидели:
«Это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав, бамбука. Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка.» (Д. Быстролетов) [1]
Где же мы оказались? (В зоне влажных экваториальных лесов)
Как вы узнали?
Следовательно, мы можем сказать, что по растительности, как компоненту природы можно определить природную зону.
Начинаем путешествие:
Влажные экваториальные леса
Беседа с демонстрацией слайдов (Приложение 1), работой с картами атласа, в процессе, которой, дети заполняют таблицу (Приложение 2)
Где расположена зона влажных экваториальных лесов? Назовите географическую широту.
Узкой полосой 5°-6° с. ш. и 5°-6° ю. ш. в бассейне р. Конго и вдоль Гвинейского залива. Экваториальные леса расположены по обе стороны от экватора в бассейне реки Конго и вдоль Гвинейского залива к северу от экватора. Образование зоны обусловлено большим количеством тепла и влаги в течение всего года.
В каком климатическом поясе находится, какие климатические условия характерны?
В экваториальном климатическом поясе: высокая температура в течение всего года; равномерное выпадение большого количества осадков (1000-2000мм/г); отсутствие сухого сезона;
Какие почвы формируются в данной зоне? Работа с картой атласа.
Красно - желтые ферраллитные неплодородные почвы.
Почему почвы неплодородные?
Потому что питательные вещества смываются водой из- за обильных осадков.
Жаркий климат и обилие влаги способствуют развитию густой вечнозеленой древесной растительности.
Экваториальные леса называют гилея и они имеют несколько ярусов. Они вечнозеленые, деревья сбрасывают листья не сразу, а постепенно. Верхний ярус образуют фикусы, пальмы и др., достигающие высоты 35-50 м. Под этими великанами в несколько ярусов растут деревья меньшей высоты и менее требовательные к свету. Деревья переплетены лианами. На ветвях селятся растения, которые могут получать влагу и питание из воздуха.
Животный мир тесно связан с растительным миром, и если экваториальные леса это непроходимая чаща, то к чему животные должны приспособиться?
Многие животные экваториальных лесов обитают на деревьях. Кроме птиц, грызунов и насекомых, на деревьях живут многочисленные обезьяны.
К наземным обитателям относятся кистеухие свиньи, мелкие копытные. На лесных опушках и у берегов водоемов встречаются карликовые бегемоты, родственники жирафов — окапи, леопарды. Во всех ярусах леса распространены муравьи, термиты
Наконец мы пересекли влажные экваториальные леса и теперь можно сделать небольшой привал и отдохнуть, просмотреть путевые заметки. И познакомиться с впечатлениями других путешественников.
Закрепление: До нашего отправления я получила письмо по электронной почте от капитана Врунгеля, который сейчас путешествует по Африке, но я нашла в нем 3 ошибки, теперь хотелось бы проверить вашу внимательность:
«Экваториальные леса расположены по обе стороны от экватора в бассейне реки Конго и вдоль Гвинейского залива к северу от экватора. Жаркий климат и обилие влаги способствуют развитию листопадной древесной растительности. Почвы здесь богаты соединениями железа, поэтому имеют красный цвет и очень плодородны. Леса не отличаются видовым разнообразием. Многие животные экваториальных лесов обитают на деревьях: птицы, грызуны, насекомые, многочисленные обезьяны» [3]
Отдохнув, мы продолжаем свое путешествие, а по какой зоне - определите сами.
Зона саванн и редколесий
«Стоя спиной к стене экваториального леса, от которого до нас все ещё будут доноситься удушливые испарения, мы, наконец, то выпрямимся во весь рост, и будем вдыхать полной грудью свежий воздух» [2]
И так следующим этапом путешествия является зона саванн. Посмотрев на карту, видно, что зона отличается от других своими размерами. Совместно определяем ГП, климат, почвы географическое положение. Занимает почти половину материка: в северном полушарии до 16°-18°, в южном - до южного тропика;
Климатические особенности. Субэкваториальный климатический пояс. Весь год достаточно высокая температура; выделяется два сезона года: сухой и влажный; Господствуют ЭВМ – летом и ТВМ – зимой
Основная черта – ярко выраженная сезонность. Поэтому саванна имеет два цвета: ярко зелёный в сезон дождей и буро-жёлтый в сухой сезон.
Именно сезонность определяет характер почвы, процессы её образования. Почвы – красные ферралитные.
Основная черта саванн – ярко выраженная сезонность.
Эта зона занимает слишком большую территорию, чтобы мы за столь короткий срок смогли пересечь ее всю. Поэтому для знакомства с растительным и животным миром мы воспользуемся дневниками путешественников, которые побывали здесь до нас. (Приложение 3) [2,3]
Дети самостоятельно заполняют таблицу с использованием путевых заметок, затем ученик характеризует зону у доски + на слайдах типичные представители флоры и фауны.
на слайде
Разгадайте кроссворд:
- типичное растение саванн
- самое высокое животное зоны саванн
- самая большая птица на Земле
- копытное животное саванн
- самая маленькая птица Африки
- полосатое животное саванн.
Путешествие по зоне мы завершаем на границе с пустыней Сахара
Изменение природных зон человеком
У нас сегодня есть возможность общения со специалистами экологами, которые приехали с докладом на экологический семинар в г. Ниамей сообщение + заполнение конспекта
IV. Закрепление
Мы совершили путешествие по 2 ПЗ Африки, а теперь проверим вашу внимательность.
Выполнение тестовых заданий. (Приложение 2)
VI. Подведение итогов
VI. Д/З §18, вопросы, мини-сочинение «Записки непутевого туриста»
Список литературы:
- «Уроки географии» О.В. Крылова «Просвещение» М.-1990 г.
- «Хрестоматия по географии материков и океанов» «Просвещение» М.-1987 г.
- «1 С» Образовательная коллекция «География. Наш дом - Земля».